Подготовка к активной учебной познавательной деятельности. Обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений Создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и целей урока. | На доске построен график показательной функции y = 2x. Учащимся предлагается решить уравнение 2x = 4. Один из учащихся выходит к доске, строит график функции у = 4 в той же системе координат и даёт ответ х = 2. Аналогично решается уравнение 2x = 8. Далее учащимся предлагается решить уравнение 2x = 128. Рационален ли графический метод для решения этого уравнения? (Нет). | Фронтальная. | Репродуктивный. |
Усвоение нового материала. Организация деятельности учащихся по выводу алгоритма решения простейших показательных уравнений. Восприятие, осмысление, первичное запоминание изучаемого материала. | Проблема: мы выяснили, что решать графически уравнение 2x = 128 нерационально. Сегодня на уроке мы научимся решать уравнения такого вида и не просто решать, но и создадим способ решения этих уравнений. Запишем в тетради число. Сможете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? Уравнение, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным. Простейшим показательным уравнением является уравнение вида ax = b, где a0, a≠1. Это уравнение можно решать как графически, так и аналитически. Область значений функции у = ax - множество положительных чисел. Поэтому в случае b˂0 или b = 0 уравнение ax = b не имеет решений (рассмотреть на примерах). Если b˃0, то уравнение ax = b имеет единственный корень (рассмотреть на примерах). Решение показательных уравнений вида af(x) = ag(x), где а˃0, а ≠1, основано на том, что уравнение равносильно уравнению f(x) = g(x). Для успешной работы нам необходимо повторить ранее полученные знания, которые мы будем использовать сегодня на уроке. Представьте в виде степени с основанием 3 числа 27; 1/27; 1; 3; 33. Представьте в виде степени с основанием 2 числа 32; 0,5; 0,25; 1/8; 1; 8. Итак, мы должны, опираясь на ранее изученный материал, найти общий способ решения показательных уравнений. Класс разделен на две группы. 1 группа: решает уравнение 3х = 81 и разрабатывает алгоритм решения уравнения. 2 группа: решает уравнение 2х = 128 и разрабатывает алгоритм решения уравнения. Представитель каждой группы размещает на доске решение своего уравнения и рассказывает алгоритм решения. Затем проводится сравнительный анализ и обобщение результатов: Привести обе части уравнения к одному основанию (к виду ах = аb) Приравнять показатели степеней. Решить полученное уравнение (х = b). Записать ответ. | Беседа, диалог. Фронтальная. Групповая. | Частично-поисковый. Частично-поисковый, продуктивный. |
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения алгоритма. | А сейчас мы убедимся в истинности алгоритма при решении показательных уравнений. Решаем уравнения : а) 4х = 64; б) 5х-7 = 125; в) (1/9)х = 3; г)49-х = 32. Сверяем ответы, разбираем решение. Акцентируем внимание на необходимости проведения проверки найденных корней. Решите уравнение: 5х 2х = 100. Уточняем свойство степени, которое применяется при решении данного уравнения. Решите уравнение 2х 3х+1 = 72. Самостоятельно решаем уравнение = 162. | Индивидуальная, классная. Индивидуальная, групповая. | Репродуктивный. |
Подведение итогов урока. Достижение цели, уровень усвоения алгоритма решения показательных уравнений. | Записываем домашнее задание. Желающим предлагаю разобрать способы решения более сложных показательных уравнений (введение новой переменной, приведение к квадратному). Эти учащиеся могут помочь на следующем уроке при объяснении этих способов. Продолжи любое предложение на доске: Сегодня я узнал….. Сегодня для меня на уроке было важным….. Спасибо за урок. | | |