СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: «уравнения химических реакций».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

            1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

            2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

            3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: «уравнения химических реакций».»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Тип урока: изучение нового материала

Учебник: Габриелян О.С. «Химия. 8 класс»,Из-во «Дрофа»

Номер урока по планированию -№35, в теме «Изменения, происходящие с веществами»- №2.

Задачи:

1.Образоватетельные:1) сформировать понятие об уравнениях химических реакций; 2)начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

2.Развивающие:1) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать позн авательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.

3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (типы химических реакций);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.

ЦЕЛЬ: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Начать формировать у учащихся умение составлять уравнения химических реакций.

ХОД УРОКА.

1.Организация начала урока (2 мин.).

Тема сегодняшнего урока: «Уравнения химических реакций».

Задача: Мы сегодня с вами познакомимся с условной записью химических реакций – уравнениями. Научимся составлять уравнения химических реакций, а также расставлять коэффициенты в них.

2.Проверка домашнего задания(5 мин.).

Давайте с вами повторим, какие явления называются физическими?

Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел и агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным.

А какие явления называются химическими?

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.

Какие признаки химических реакций вы знаете?

  • Изменение окраски

  • Появление запаха

  • Образование осадка

  • Растворение осадка

  • Выделение газа

  • Выделение или поглощение тепла, иногда выделяется свет.

А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).

Сейчас я проведу несколько опытов, и мы с вами попробуем составить схему наблюдаемого превращения.

Опыт 1.Горение магния.

Что вы наблюдаете? Составим схему наблюдаемого явления.

Магний + кислород → оксид магния

Исходные вещества продукт реакции

Mg+O2 → MgO

Эта условная запись называется схемой реакции. В ле­вой части схемы записывают исходные вещества (т. е. те ве­щества, которые были взяты для взаимодействия), в пра­вой части — продукты реакции (т. е. те вещества, которые образовались в результате взаимодействия).

Опыт 2. Получение углекислого газа

В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

Составим с помощью химических формул схему наблю­даемого превращения:

карбонат кальция + соляная кислота →

исходные вещества

СаСО3+ HCl→

хлорид кальция + вода +углекислый газ

продукты реакции

СаСl2 + Н2О + СО2


4.Усвоение нового материала (10-15мин).

Формирование понятия «коэффициенты и умения расставлять коэффициенты в уравнении химической реакции.

Сейчас мы с вами узнаем о законе сохранения массы веществ, который открыл М.В.Ломоносов в 1756г.

Закон сохранения массы веществ (Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

Число атомов одного элемента в левой части урав­нения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

Задание 1 (для групп). Определите число атомов каждого химического элемента, участвующего в реакции. 1. Вычислите число атомов:

а) водорода: 8NH3, NaOH, 6NaOH, 2NaOH, НзРО4, 2H2SO4, 3H2S04, 8H2SO4;

6) кислорода: C02, 3C02, 2C02, 6CO,, H2SO4, 5H2SO4, 4H2S04, HN03.

2. Вычислите число атомов: а) водорода:

1) NaOH + HCl 2)CH4+H20 3)2Na+H2

б) кислорода:

1) 2СО + 02 2) С02 + 2Н.О. 3)4NO2 + 2H2O + O2


Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций ( источник: Боровских Т. А. Рабочая тетрадь по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс», М. «Экзамен», 2011г)


Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждо­го элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О2А12О3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схе­мы выбрать тот, число атомов кото­рого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа ато­мов этого элемента в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части урав­нения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО2Аl2О3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части урав­нения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО22А12О3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО22А12О3

А1 — 1 атом А1 — 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО22А12О3


5.Первичная проверка усвоения знаний(8-10 мин.). Формирование

. В левой части схемы два атома кислорода, а в правой — один. Число атомов нужно выровнять с по­мощью коэффициентов. Число атомов нужно выровнять с помощью коэффициентов. Подведем итог работы на уроке:

1)2Mg+O2 →2MgO

2) СаСО3+ 2HCl→ СаСl2 + Н2О + СО2

Задание 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe2O3 + А1 А12О3 + Fe;

Mg + N2 Mg3N2;

Al + S A12S3;

A1 + СA14C3;

Al + Cr203 Cr + A12O3;

Ca + PCa3P2;

С + H2CH4;

Ca + ССаС2;

Fe + O2Fe3O4;

Si + MgMg2Si;

Na + SNa2S;

CaO + СCaC2 + CO;

Ca + N2 Ca3N2;

Si + C12 SiCl4;

Ag + SAg2S;

Упражнение (резерв)3.

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновре­менно изменяет число атомов двух элементов):

Н2 + С12 НС1;

N2+ O2NO;

СО2+ С СО;

HI → Н2 + 12;

Mg + НС1 MgCl2 + Н2;

FeS + НС1 FeCl2 + H2S;

Zn+ HC1 ZnCl2 + H2;

Br2+ KIKBr+ I2;

Si + HF(r) SiF4 + H2;

HCl+Na2C03 C02+H2O+ NaCl;

KC1O3 + SKC1+ SO2;

C12+ KBr KC1 + Br2;

SiO2 + С Si + CO;

SiO2 + С SiC + CO;

Mg + SiO2 Mg2Si + MgO

Mg2Si + HC1 MgCl2 + SiH4

6.Подведение итогов(2 мин.).

Итак, мы сегодня с вами познакомились с понятием «уравнение химических реакций», учились расставлять коэффициенты в этих уравнениях на основе закона сохранения массы.

Что такое уравнение химической реакции?

Что записывают в правой части уравнения? А в левой?

Что означает знак «+» в уравнении?

Зачем расставляют коэффициенты в уравнениях химических реакций?

7.Домашнеее задание. § 27, упр. 1,3(пис.).

Оценки за урок.


Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

Порядок выполнения операций

пример

1. Определить число атомов каждо­го элемента в левой и правой частях схемы реакции

А1 + О2А12О3

А1-1 атом А1-2 атома

О-2 атома 0-3 атома

2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схе­мы выбрать тот, число атомов кото­рого больше

О-2 атома слева

О-3 атома справа

3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа ато­мов этого элемента в правой части уравнения

НОК = 6

4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части урав­нения, получить коэффициент для левой части уравнения

6:2 = 3

Аl + ЗО2Аl2О3

5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части урав­нения, получить коэффициент для правой части уравнения

6:3 = 2

А1 + ЗО22А12О3

6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

А1 + ЗО22А12О3

А1 — 1 атом А1 — 4 атома

НОК = 4

4:1=4 4:4=1

4А1 + ЗО22А12О3

Упражнение 2

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент изменяет число атомов только одного элемента):

Fe2O3 + А1 А12О3 + Fe;

Mg + N2 Mg3N2;

Al + S A12S3;

A1 + СA14C3;

Al + Cr203 Cr + A12O3;

Ca + PCa3P2;

С + H2CH4;

Ca + ССаС2;

Fe + O2Fe3O4;

Si + MgMg2Si;

Na + SNa2S;

CaO + СCaC2 + CO;

Ca + N2 Ca3N2;

Si + C12 SiCl4;

Ag + SAg2S;

Упражнение 3*.

Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций (обратите внимание, что коэффициент одновре­менно изменяет число атомов двух элементов):

Н2 + С12 НС1;

N2+ O2NO;

СО2+ С СО;

HI → Н2 + 12;

Mg + НС1 MgCl2 + Н2;

FeS + НС1 FeCl2 + H2S;

Zn+ HC1 ZnCl2 + H2;

Br2+ KIKBr+ I2;

Si + HF(r) SiF4 + H2;

HCl+Na2C03 C02+H2O+ NaCl;

KC1O3 + SKC1+ SO2;

C12+ KBr KC1 + Br2;

SiO2 + С Si + CO;

SiO2 + С SiC + CO;

Mg + SiO2 Mg2Si + MgO

Mg2Si + HC1 MgCl2 + SiH4

.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!