СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме ««Пётр I и его реформы» в 7 классе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для данного урока «Петр I и его реформы» была выбрана форма беседы и практикума, т.к. тип урока закрепление полученных знаний. На уроке обсуждался пройденный материал, и закреплением знаний послужила работа в группах над практическим заданием. Были использованы технологии проблемного обучения, т.к. интеллектуальный уровень учеников позволяет создавать проблемные вопросы, ситуации, которые с особым интересом решают ученики. Предполагаемые практические работы, работа в группе помогает ученикам данного класса раскрыться как личности, выбрать лидера, размышлять, дискутировать.  Интерактивные технологии  так же применяются на уроке, т.к. именно они помогают создать дискуссию в классе, коллективное обсуждения какого-либо спорного вопроса. На уроке применяются словесные методики: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, чтение источника.  Синтезирующая, или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе. Данный урок занимает важное место в теме, разделе, курсе, в системе уроков, т.к. обсуждение реформ Петра и умение их анализировать позволит в дальнейшем более рационально с исторической стороны оценивать состоявшуюся в 17-18 веке обстановку во внутренней политике России.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме ««Пётр I и его реформы» в 7 классе.»

Выполнила: Максимова Ю.М., ИО-12.

План-конспект урока по теме ««Пётр I и его реформы».

Тема: «Пётр I и его реформы».

Класс: 7А

Психолого-педагогическая характеристика класса: в классе обучается 27 человек, 13 мальчиков и 14 девочек. По возрастной категории 19 учеников имеют возраст 12 лет, а 8 человек 13 лет. Психолого-возрастные особенности учеников которым исполнилось 13 лет явно не отличаются от тех которые младше, так же как и нельзя различить учеников по половозрастному составу. Из всего класса можно выделить 6 девочек и 5 мальчиков с особыми повышенными интеллектуальными способностями, все они разных возрастов (12-13 лет). Уровень интеллектуальных способностей учащихся во всём 7А классе в среднем находится на высоком уровне, т.к. среди обучающихся нет неуспевающих, 40% учеников знают предмет на «отлично», 50% - «хорошо», 10% - «неудовлетворительно» . Ученики 7 класса достаточно внимательны, воспринимают информацию с первого раза, задают встречные вопросы учителю, зарождается диалог. Ученики хорошо запоминают термины, даты, , размышляют о том или ином историческом событии, сами составляют цели, задачи и итоги урока, под чутким руководством учителя.

Технологии, методики обучения: В данном классе применяются технологии проблемного обучения, т.к. интеллектуальный уровень учеников позволяет создавать проблемные вопросы, ситуации, которые с особым интересом решают ученики. Предполагаемые практические работы, работа в группе помогает ученикам данного класса раскрыться как личности, выбрать лидера, размышлять, дискутировать. Интерактивные технологии так же применяются на уроке, т.к. именно они помогают создать дискуссию в классе, коллективное обсуждения какого-либо спорного вопроса. На уроке применяются словесные методики: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, чтение источника. Синтезирующая, или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.

Ожидаемые проблемы и их решение: Проблем в обучении и применении новых педагогических технологий почти не наблюдается, кроме того, что есть 10% учеников, которым сложно работать в группе, т.к. они пассивны в обсуждении, многие задания ими остаются без внимания. Поэтому необходимо заинтересовать ребёнка яркой визуализацией урока и не оставлять без внимания самого учителя, хвалить его за все успехи, давать задания менее сложные, чем другим ребятам.

Цель урока: Создание условий для закрепления новых знаний по теме “Петр I и его реформы”, выработка умений по их применению.

Тип урока: Урок закрепления новых знаний.

Задачи:

Образовательные: 1) закрепление и применение эмпирических знаний (даты реформ, факты преобразований, термины: реформа, модернизация);

2) закрепление и применение теоретических знаний (причины проведения реформ, их последствия, оценка реформ и личности Петра I современниками и историками);

3) закрепление и применение умения решать учебную задачу;

4) закрепление и применение умения вести учебную дискуссию;

Развивающие: 1) развивать коммуникативные навыки учащихся, умение работать в малых группах,;

2) развивать навыки критического мышления;

3) развивать умение давать оценку изучаемым историческим событиям

Воспитательные:1) побуждать к самостоятельному поиску путей выхода из сложных ситуаций;

2) продолжить работу по воспитанию культуры общения.3)

воспитывать интерес к истории России.

План урока:

  1. Семья Петра I.

  2. Как Пётр I взошел на трон.

  3. Реформы Петра I

А) Областная реформа

Б) Церковная реформа.

В) Реформа городского управления.

Г) Реформа центрального управления.

4. Сходства и различия реформ Петра I.

5. Подведения итогов урока.

Оборудование урока: Мел, доска, журнал, интерактивная доска, проектор, учебник по Истории России 7 класс, Данилов А.А., Л.Г. Косулина.

Литература:1) Данилов А.А., Косулина Л.Г., «История России» 7 класс; 2) Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Ленинград, 1989, с. 122; 3) А. Б. Каменский «От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа)».



Ход урока:

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

1-2 мин.

Организационный момент

Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих и делит учащихся на 4 группы

Ученики приветствуют учителя и докладывают информацию об отсутствующих и рассаживаются на 4 группы.

2

3 мин

Мотивация

Учитель предлагает ребятам обратиться на интерактивную доску, где расположены иллюстрации Петра I, Алексея Михайловича, царевны Софьи Алексеевны. Далее учитель задаёт вопрос: как эти личности связаны друг с другом, и как их можно расположить по очереди правления.

Ученики внимательно смотрят на интерактивную доску, и отвечают на вопрос учителя: « Алексей Михайлович был отцом Петра и Софьи, после его смерти на престол взошёл сын Фёдор, далее трон был приглашен Пётр, но так как по законам престолонаследия на трон должен был встать старший брат Иван, царями были провозглашены Иван и Пётр. Но так как они были несовершеннолетние, старшая сестра Софья стала регентшей.

3

3 мин.

Актуализация ведущих способов действий

Учитель предлагает ребятам вспомнить прошлый урок, и ответить на вопрос, который был вам задан на дом: « Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана, в 1682 г.?

Далее учитель спрашивает у учеников, чтобы они ещё хотели закрепить сегодня на уроке о ПетреI?

Учитель вместе с учениками выбирает тему урока, ставит цель урока и задачи . Чтобы определить задачи урока, учитель просит ребят обраться к интерактивной доске, где расположены 3 вспомогательных слова: Определить, охарактеризовать, выделить.

Ученики вспоминают тему прошлого урока: « Пётр I. Россия на рубеже веков». И отвечают на вопрос поставленный учителем: Старший брат Петра – Иван, был болезненным и слабоумным подростком, ближайшее окружение умершего царя Фёдора настояло на провозглашении царём Петра, которому было ещё 10 лет. Начинается обсуждение.

Ученики выслушав учителя говорят учителю о том, что хотят закрепить знания о реформах Петра, научиться их различать. Вместе с учителем выбирают тему урока: «Пётр I и его реформы». Определяют цель урока: научить сравнивать реформы Петра и выделять главные элементы реформ.

Ученики смотрят на вспомогательные слова: Определить, охарактеризовать, выделить. На основании этих слов ребята вместе с учителем ставят перед собой 3 задачи: 1) Определить сущность реформ Пётра I; 2) Охарактеризовать деятельность Пётра I во время проведения реформ; 3) Выделить различия и сходства реформ Петра.

4

5-7 мин.

Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях.

Учитель предлагает группам 4 реформы Петра I на выбор и план по которому ученикам придётся работать, разбираясь в тонкостях функций и задач данных реформ : областная, церковная, реформа городского управления, реформа центрального управления.

Предлагаемый план разбора реформ:

1)Причины реформы

2)Цель

3)Дата принятия реформы

4)Основные действия.

5) Итог, значение



Учитель контролирует




























Учитель контролирует
































Учитель контролирует













































Ученики выбирают на каждую группу по одной реформе. Начинают работать с планом, при этом пользуются текстом учебника и записями в тетради. Ребята работают по группам и совещаются друг с другом.

1 группа: Областная реформа: 1708 г.

В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения его авторитета и роль в деле управления страна была разделена на восемь губерний: Московская, Ингерманская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская, Сибирская. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царём и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены на уезды, а позднее на провинции. В 1719 году в стране было 50 провинций во главе с воеводами. Губернское дело, однако, сохранилось. Но в руках губернаторов остались лишь военные и судебные функции. Особый режим местного управления существовал на Украине. Власть здесь принадлежала гетману. Однако для контроля за его действиями была создана Малороссийская коллегия, которую возглавлял царский офицер. После смерти в 1722 году гетмана И. И. Скоропадского новые выборы гетмана были запрещены, а гетман впервые был назначен царским указом.


2 группа – церковная реформа. При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчинённых высшей светской власти. После смерти в 1700 году патриарха Адриана Петр запретил новые выборы патриарха, сославшись на начавшуюся Северную войну. Местоблюстителем патриаршего престола он назначил Стефана Яворского. После окончания Северной войны Пётр вовсе упразднил патриаршество. Управление церковными делами было передано Духовной коллегии, вскоре преобразованной в Святейший Правительствующий синод. В состав этой коллегии вошли представители высшего духовенства. Поскольку их назначение осуществлялось царём, а решения им утверждались, можно сказать, что российский император стал фактическим главой Русской православной церкви. Действия Синода от имени высшей светской власти контролировал обер-прокурор – гражданский чиновник, назначаемый царём. Особым указом Петра приказал священникам нести просвещенческую миссию среди крестьян: читать им проповеди, наставления, учить детей молитвам, воспитывать у них почтение к царю и церкви.


3 группа – реформа городского управления. С ростом городов увеличилась и численность городского населения. К концу царствования Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек. Сложным был состав городского населения: основную массу горожан составляли ремесленники и мелкий посадский люд, появились и первые мануфактурные рабочие, значительно возросло число купцов и торговцев. Посадское население было изъято из ведения воевод и передано в руки выборной Бурмистерской палаты в Москве, а в других городах – выборных бурмистров.

Управление ими осуществлял созданный в 1720 году в Петербурге Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты во главе с бурмистрами и ратманами, избираемыми от городского населения. Горожане теперь делились на «регулярных» и «подлых». Регулярные, в свою очередь, подразделялись на две гильдии: к первой были отнесены богатые купцы и лица «свободных профессий» (врачи, аптекари, художники), а ко второй – ремесленники и торговцы. Регулярные пользовались особой государственной поддержкой и льготами. Городская реформа не только способствовала экономическому подъёму городов, но и обеспечивала поддержку самодержавия со стороны состоятельных граждан.



4 группа - реформа центрального управления. Наметившаяся ещё в 17 веке тенденция к абсолютизму потребовала ещё большей централизации власти в условиях Северной войны. В 1699 году Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в «консилиум министров». Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах. В состав Сената царь назначил 9 человек, представляющих как родовую знать, так и своих выдвиженцев. Решения Сената принимались его членами на общем собрании. Над деятельностью Сената также был установлен контроль: в 1722 году был назначен генерал-прокурор П.И. Ягужинский, которого называли «оком государевым» в Сенате. Реформа 1718-1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11. Коллегия иностранных дел ведала внешней политикой, Воинская – сухопутной армией, Адмиралтейств-коллегия = морским флотом, Юстиц-коллегия – гражданским и уголовным судом, Берг-коллегия – города-заводской промышленностью; Мануфактур-коллегия – мануфактурной промышленностью. В отличие от приказов решение здесь принимались коллективно. Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный регламент и регламенты каждой коллегии. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.





5

20 мин.

Самоконтроль

Учитель объявляет, что время закончилось. Объявляет новое задание: Один из представителей группы должен зачитывать по одному пункту плана, остальные ребята должны составить у себя в тетрадях схему различий и сходств одной реформы от другой.

Ученики заканчивают работу, и выбирают одного из членов группы, кто будет зачитывать пункты плана. Далее начиная с группы №1 начинается оглашение пунктов плана определённой реформы, остальные члены групп начинают работать с различиями и сходствами реформ Петра по тому же плану.


6

5-7 мин

Коррекция

Учитель благодарит ребят за активное участие в уроке. Подводит итоги урока: сообщив ребятам, что все реформы по своему роду были важны для дальнейшего развития России.

Выставляет оценки активным участникам урока.

Объявляет домашнее задание: п.13. прочитать. Ответить на вопросы 1-3 письменно в тетрадях.

Учитель прощается с учениками и выставляет оценки в дневники.

Ученики благодарят учителя за организацию интересного и познавательного урока. Записывают итоги урока в тетради.

Записывают в дневники домашнее задание.

Прощаются с учителем.





Самоанализ проведенного урока: Для данного урока «Петр I и его реформы» была выбрана форма беседы и практикума, т.к. тип урока закрепление полученных знаний. На уроке обсуждался пройденный материал, и закреплением знаний послужила работа в группах над практическим заданием. Были использованы технологии проблемного обучения, т.к. интеллектуальный уровень учеников позволяет создавать проблемные вопросы, ситуации, которые с особым интересом решают ученики. Предполагаемые практические работы, работа в группе помогает ученикам данного класса раскрыться как личности, выбрать лидера, размышлять, дискутировать. Интерактивные технологии так же применяются на уроке, т.к. именно они помогают создать дискуссию в классе, коллективное обсуждения какого-либо спорного вопроса. На уроке применяются словесные методики: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, чтение источника. Синтезирующая, или закрепляющая беседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе. Данный урок занимает важное место в теме, разделе, курсе, в системе уроков, т.к. обсуждение реформ Петра и умение их анализировать позволит в дальнейшем более рационально с исторической стороны оценивать состоявшуюся в 17-18 веке обстановку во внутренней политике России. Требование программы и ФГОС второго поколения были в полной мере учтены, т.к. учениками были поставлены цель и задачи, названа тема урока, ими были сделаны выводы. Школьники вместе с учителем строили урок и активно добывали знания. Уникальность данного урока заключается в том, что в нем применялось несколько эффективных образовательных технологий: технологии проблемного и интерактивного обучения, что в своей совокупности дало позитивные результаты, ученики активно работали на уроке, рассматривали тему многогранно, сами ставили вопрос и на него же отвечали, самосовершенствуясь как исследователи. При подготовке к уроку учитывались интеллектуальные особенности учеников, умение работать в группах, размышлять, находить творческие пути выхода из сложившихся исторических ситуаций. Ученики достигли поставленные цель и задачи, т.к. ученики выработали умения по закреплению материала про внутреннюю политику Петра, научились работать с материалом, закрепили умение вести дискуссию и беседу, решать задачи, ставить перед собой проблему. Научились давать оценку изучаемым историческим событиям, делать выводы. В ходе урока были внесены небольшие изменения, т.к. ребята активно вели себя на уроке, учитель решил провести небольшую дискуссию по вопросу о том, какая из реформ была важнее чем другие. Подводя итоги нужно сказать о том, что урок прошел замечательно, учитель и ученики добились хороших результатов, цель и задачи были достигнуты, ученики получили колоссальный опыт ведения дискуссий, уровень научной насыщенности был так же высоким. Множество достоинств урока можно отметить, из них высокая работоспособность учеников в связи с созданными условиями работы. Была создана связь между учениками и учителем, т.к. беседа между двумя участниками урока состоялась насыщенной. Применение новых образовательных технологий позволяет выйти на новый уровень освоения образовательной программы и порой выйти за грани поставленных рамок, что в будущем позволяет выйти ученикам на научные конференции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!