Короткова О.К., учитель русского языку и литературы ГБОУ Гимназии
№ 1507 города Москвы
Тема: «План – конспект урока по теме «Орфография и пунктуация».
Класс: 11
Тип урока: урок общеметодической направленности
Технологии: здоровьесбережение, развитие навыков обобщения и систематизации знаний, развитие аналитических навыков, индивидуально – личностного обучения.
Решаемые проблемы: какие существуют орфограммы? Как правильно расставить знаки препинания в простом и сложном предложении? Каков порядок разбора сложного предложения? Как правильно оформить письменный разбор сложного предложения?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа с орфографическим и толковым словарями, групповая работа ( анализ содержания предложенного текста), фронтальная работа с орфограммами.
Планируемые результаты:
- предметные: владеть терминологией, научиться определять орфограммы, применять орфографические правила, при написании, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограмм, пользоваться орфографическим словарем, применять правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении, выполнять разбор сложного предложения по алгоритму;
- метапредметные: коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения как синтаксической единицы.
- личностные: формирование устойчивой мотивации к самоанализу и самоконтролю.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие, сообщение темы и цели урока).
Работа с орфографическим словарем. Проверить написание следующих слов и словосочетаний: прозаичность, репутация, эффект, аморфность, объект изображения.
Дать толкование слова «аморфность» ( один из учащихся работает и толковым словарем).Записать данные слова и словосочетания в индивидуальный орфографический словарик.
Работа с текстом. Записать отрывок из книги ученого – филолога Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста» (запись под диктовку).
Непосредственное читательское восприятие стиля Нек-
расова неразрывно связано с ощущением простоты, разго-
ворности, "прозаичности". Подобная читательская репута-
ция, закрепившаяся за творчеством поэта в сознании мно-
гих поколений, не может быть случайной - она отражает
сознательную авторскую установку, стремление поэта вы-
работать стиль, который воспринимался бы как непосредс-
твенный, сохраняющий живые интонации разговорной речи.
Успех, с которым Некрасов решил задачу, породил иллю-
зорное представление о "непостроенности", художествен-
ной аморфности его текстов. Про исходило характерное
смешение: прозаическая, разговорная речь, ее бытовые
интонации были для Некрасова объектом изображения - из
этого чаете делали наивный вывод, что Некрасов якобы
непосредственно переносил поэзию реальную речь в ее
разговорных формах. На самом деле, стих Некрасова отли-
чался большой сложностью. Кажущаяся простота возникала
как определенный художественный эффект и не имела ниче-
го общего с элементарной аморфностью текста.
Определить тему, основную мысль текста. Подобрать заголовок. Ответить на вопрос: «В чем особенность индивидуального языкового стиля Н.А. Некрасова?»
Орфографический анализ текста. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Подобрать материал для словарного диктанта
( фронтальная беседа, работа у доски 1-2 учащихся ).
Работа в парах – взаимопроверка. Работа над ошибками.
Пунктуационный анализ текста. Подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания (фронтальная беседа, индивидуальная работа у доски).
Синтаксический разбор предложений. Составить схемы предложений с разными видами связи (индивидуальная работа у доски).
Повторение плана анализа сложного предложения (коллективная работа, составление алгоритма).
Синтаксический разбор одного из сложных предложений (индивидуальная работа у доски и по карточкам).
Рефлексия. Составление индивидуального маршрута коррекции знаний.
Домашнее задание. Подготовиться к пересказу текста. Дополнить пересказ анализом материалов, отобранных из произведений Н.А. Некрасова. Письменно сформулировать вопросы на восприятие текста.
Использованная литература
Рабочие программы по русскому языку 10 -11 классы, составитель Баронова М.М., Москва, «Вако», 2011
Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. Москва, «Экзамен», 2010.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Тесты для подготовки к ЕГЭ с комментированными ответами, Москва, «Просвещение», 2015.