СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по теме «История изучения территории России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок повторения и обобщения темы: "История изучения территории России".

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по теме «История изучения территории России»»

Предмет: география.

Тема урока: «История изучения территории России».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Целевые установки: 

А) Предметные результаты: повторить и обобщить знания

- о русских землепроходцах XI – XVII в.в.

- о географических открытиях в России XVIII – XIX в.в.

- о географических исследованиях в XX в.

2. Сделать выводы о вкладе русских путешественников в развитие России.

Б) Метапредметные результаты: уметь ставить учебную задачу, выбирать способы для её решения, структурировать полученные знания.

В) Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Ключевые слова: землепроходцы, казаки, Албазино, Ерофей Хабаров, Иван Москвитин, Иван Камчатой, Владимир Атласов, Витус Беринг, Семен Дежнев, Камчатская экспедиция, Великая русская экспедиция, Алексей Чирков, Борис Вилькицкий, Отто Шмидт, Великий Северный морской путь, Сергей Обручев, Новая Земля, Эрик Норденшельд, Михаил Ломоносов, Русское географическое общество.

Средства обучения: атлас «Русское слово» (8-9 класс), физическая карта России, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Организационный момент: класс делится на 4 группы, назначаются капитаны. На физическую карту России крепятся 8 флажков (по количеству заданий), символизирующие станции и 4 бумажных кораблика разных цветов. Каждая группа получает кораблик соответствующего цвета и записывает на нем название команды. Капитаны получают протоколы, которые заполняют на протяжении всего урока, по ходу выполнения заданий. Назначается помощник учителя, который выдает раздаточный материал к каждому заданию, проверяет протоколы, объявляет результаты.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Актуализация знаний для определения темы.

На слайде представлены изображения людей. Вы знаете кто это?

Верно с их историями, открытиями, достижениями подвигами вы знакомились на прошлых уроках. Позади большой раздел географии. Что мы должны сделать с полученными знаниями?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Итак, запишите тему урока в тетрадь: «История изучения территории России».

Да, русские исследователи (географы).

Закрепить, повторить, обобщить.

Повторение и обобщение темы «История изучения территории России».

Познавательные УУД

(Обобщение).

Целеполагание.

Какие задачи мы ставим перед собой на уроке?

Повторить и обобщить знания:

- о русских землепроходцах XI – XVII в.в.

- о географических открытиях в России XVIII – XIX в.в.

- о географических исследованиях в XX в.

2. Сделать выводы о вкладе русских путешественников в развитие России.

Регулятивные УУД (целеполагание).

Личностные УУД (смыслообразование).

Мотивация.

Но прежде, чем начать разговор о русских путешественниках перенесемся на Багамские острова в 1492 г. Что вы видите на слайде?

За этим событием последовала длительная эпоха, которая во многом определила облик политической карты мира. Эпоха Великих географических открытий. Именно в это время формируются великие державы. Но, к сожалению, великими их делают не только научные достижения, а грабежи, войны, колонизация. На сегодняшний день многие озадачены вопросом: почему Россия оставалась в стороне от этих действий? И правильно ли поступала?

На первый вопрос вы мне уже можете ответить.

А правильно ли она поступала?

Ваши мнения разделились, но я думаю, к концу урока мы придем к единому.

Итак, вернемся к изображениям. Назовите имена этих людей.

Мы с вами знаем, что их вклад в развитие географии России неизмерим. Их имена увековечены в названиях географических объектов. Но в одиночку они вряд ли добились бы таких результатов. Им во всем помогала команда. И вы не с проста поделены на команды. Сегодня вам предстоит соревноваться между собой в поисках истины. И победить вам поможет только слаженная работа в команде. У вас есть минута, чтобы выбрать капитана, придумать название команды и записать его на кораблике, стоящем на столе.

Вам предстоит отправиться в путешествие, но скорее не в пространстве, а во времени.

На карту России прикреплены кораблики соответствующего цвета. Начальной точкой путешествия является Балтийская коса. Ваша задача достигнуть мыса Дежнева. Вся карта поделена на 4 временных отрезка, то есть ваше путешествие включает 4 тура. Сдвинуться с места вы можете только при наличии правильно выполненного задания. Первые три тура содержат по 2 задания. Задача капитана распределить обязанности в своей группе, то есть поделить ее на 2 микрогруппы, чтобы задания выполнялись одновременно.

Сам капитан может принимать участие в обсуждении обоих микрогрупп. А также его главной обязанностью является заполнение протокола, на основе которого будет приниматься решения о передвижении вашего корабля на карте. Поэтому выполнив задание необходимо сдать протокол моему помощнику. Итак, условия всем понятны?

Тогда начинаем.

Открытие Америки Колумбом.








Россия не колонизировала народы других материков, так как все усилия были направлены на освоение Сибири.

Да/Нет.

(Капитаны объявляют названия).



Дежнев, Беринг, Чирков, Шмидт.

Да.

Познавательные УУД

(анализируют, сравнивают и обобщают факты).





Познавательные УУД (построение логической цепи рассуждений; доказательство).






Закрепление и включение в систему знаний.

Первый тур связан с открытиями русских землепроходцев XI – XVII в.в. Каждая команда получила письмо, прочитав которое, должна определить его автора, и карточку, из которой вы должны выписать в протокол номера только верных утверждений. На выполнение задания у вас 4 минуты.

Сдаем протоколы. Правильные ответы на слайде.

В следующем туре речь пойдет о географических открытиях в России XVIII – XIX в.в. Вы получите карточку с географическим лабиринтом. Цепочка правильных ответов приведет вас к нужному имени. А также контурную карту, на которой изображен маршрут экспедиции. Ваша задача назвать ее. Время выполнения задания 4 минуты.

Переходим к 3 туру и поговорим о географических исследованиях XX в. Ваша задача сопоставить достижения и имена ученых, а также определить о каком открытии идет речь в цитате Руаля Амундсена.

Дополнительный конкурс (если сложно определить команду победителя) географический аукцион. Команды по очереди называют географические объекты России, названные в честь путешественников, исследователей, открывателей. Команда у которой нет ответа выбывает, выигрывает та команда, которая дала больше всех правильных ответов.

В начале урока у нас остался открытым вопрос: стоило ли России включаться в колонизацию? Наша страна имеет великую историю, в том числе и историю географических открытий. Мы познакомились лишь с частью имен выдающихся исследователей, благодаря которым Россия имеет большую по площади богатую ресурсами территорию. Чего так и не удалось сохранить европейским странам – колонизаторам. Поэтому в этом вопросе сложно не согласиться со словами Михаила Ломоносова: «Могущество русское прирастать Сибирью будет», которые актуальны и до сих пор. Эта фраза послужит главной подсказкой для прохождения следующего тура.

Ваша задача ответить на вопрос: «Важны ли достижения географии для современного общества?». Вы должны за 5 минут определиться с ответом и привести как можно больше доказательств в его пользу.

Своими ответами вы доказали, что география как наука остается всегда востребованной и важной для общества.

1. Русские землепроходцы XI – XVII в.в.

Прочитайте письмо. Напишите имя его автора.

Ответ: Ерофей Хабаров.

Выпишите из предложенного перечня номера верных утверждений.

Ответ: 1, 4, 7.



2. Географические открытия в России XVIII – XIX в.в.

Последовательно отвечая на вопросы «да/нет», вы опуститесь вниз по стрелочкам. При наличии правильных ответов стрелочка укажет на верное имя. Запишите его.

Ответ: Витус Беринг.

Определите маршрут какой экспедиции изображен на карте. Запишите ее название.

Ответ: Камчатская экспедиция.



3. Географические исследования в XX в.

Сопоставьте имена исследователей и достижения.

Ответ:

1 – б

2 – в

3 – г

4 – а

О каком открытии идет речь в цитате Руаля Амундсена.

Ответ: Новая Земля.


Мыс Дежнева, Берингово море, город Хабаровск и т. д.


Да/Нет. (Приводят доказательства).

Регулятивные УУД (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, выведение следствий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера).

Рефлексия.

Время подводить итоги. Победила команда … . Сейчас я попрошу капитанов выделить 2 человека из команды, которые по вашему мнению заслуживают «5». А теперь, посовещавшись оцените работу капитанов в группе.

Перед вами на столах лежат конверты. Настало время их открыть. Вы видите человечков с разным выражением лица, то есть каждый отвечает за определенную эмоцию. Выберите ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению после урока. Человечка поставьте на борт корабля. Остальных спрячьте обратно в конверт. Зачастую эмоции, которые вы спрятали мешают на пути достижения цели. Пусть они как можно реже выбираются из конвертов. Команды ваших корабликов сформированы из веселых человечков. Именно эти эмоции позволяют добиться успеха в делах, что вы сегодня и продемонстрировали. Спасибо за урок!



Регулятивные УУД (оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; самоонализ).


Раздаточный материал.

1. Письмо Хабарова.

Сформированный мною отряд из 70 казаков, отправился из Якутска вверх по течению Лены на стругах. Но путь оказался сложнее, чем мы ожидали. Олекма начала резко уходить на запад, мы же искали путь на восток. Бросив струги, часть пути преодолевали пешком, через горные хребты. Однако дух казаков поднял вид могучей реки. Построив новые струги, отряд двинулся по реке Амур до ее низовий. Через некоторое время мы достигли цели: даурский город Албазино.

1649 г.

2. «Верю – не верю».

1. В XI – XVII в.в. географические открытия принадлежали купцам и казакам.

2. Основной задачей землепроходцев XI – XVII в.в. было продвижение в юго-западном направлении.

3. Долгое время «столицей Сибири» оставался Якутск.

4. Отряд Ивана Москвитина первым достиг берегов Тихого океана.

5. Семен Дежнев открыл северный мыс Евразии и назвал его в честь себя.

6. Иван Камчатой первым из русских увидел огнедышащие вулканы Камчатки.

7. Владимир Атласов во главе отряда пересек полуостров Камчатка с севера на юг, не дойдя всего 100 км до его южной оконечности.

3. Сопоставление.

1. Борис Вилькицкий

2. Отто Шмидт

3. Сергей Обручев

4.ЭрикНорденшельд

А. Впервые в истории прошел Великим Северным морским путем от Архангельска до Берингова пролива.

Б. Открыл архипелаг Северная Земля.

В. Впервые в 1932 г. прошел по трассе Северного морского пути за одну навигацию (за три летних месяца).

Г. Изучал хребты Восточных Саян, Хамар-Дабан и Северо-Восточную Туву.

Д. Составил государственную карту миллионного масштаба.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!