Тема: «Знаки препинания в конце предложения»
Цели:
1. Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Формировать умение отличать предложения от набора слов; отличать предложение среди группы предложений.
2. Вырабатывать умение правильно определять интонацию предложения и в зависимости от этого ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки.
II. Коррекционно-развивающие:
1.Корригировать и развивать устную и письменную речь: умение правильно строить предложения при ответе на вопросы путем их перефразировки.
2. Корригировать и слуховое и зрительное восприятие, путем выполнения различных упражнений, игр.
3.Корригировать и развивать внимательность и аккуратность.
4. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук путем выполнения письменных упражнений.
III. Воспитательные:
1.Воспитывать у учащихся любовь к родному языку.
2. Воспитывать положительное отношение к тексту как источнику определенной интонационно окрашенной информации.
3.Воспитывать самостоятельность.
4.Воспитывать привычку спокойно и терпеливо выслушивать ответы одноклассников.
5.Воспитывать усидчивость, старание.
Оборудование: паровоз и пять вагонов из картона, на паровозе написано слово «речь», на вагонах - «предложение», «слова», «слоги», «звуки речи», «буквы»; карточки с заданиями, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать!
Я желаю вам хорошего настроения и интересного урока.
II.Актуализация знаний и умений.
1. Ребята, раньше мы с вами много занимались чистописанием. Научились правильно писать не только буквы, но и некоторые слова. Однако, для того чтобы быть по-настоящему грамотными, мы с вами должны еще освоить много правил русского языка.
- Скажите, все, что я вам сообщила, - что это? (Речь.)
- Давайте вспомним, какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Посмотрите на доску. Паровозик-речь, пока ехал к нам в гости, растерял все свои вагончики. Вот они. Давайте вместе правильно составим поезд. Из чего состоит речь? (Из предложений.)
Тогда какой вагончик мы прикрепим к паровозику первым? (Вагончик-предложение.)
- Из чего состоит предложение? Какой вагончик мы прикрепим дальше? (Из слов, вторым будет вагончик-слово, и т. д.)
Посмотрите, какой длинный поезд у нас получился! Речь - предложение - слова - слоги - звуки речи - буквы.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У: Именно на этом паровозике мы с вами отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Сегодня мы с вами поедем во втором вагоне и поговорим... (о предложении).
IV. Первичное закрепление.
1.Минутка чистописания: число, классная работа.
Вспомним 4 золотых правила грамматики:
«Писать КРАСИВО, ЧИСТО, АККУРАТНО, ПРАВИЛЬНО»
2. Закрепление в знакомой ситуации.
Посмотрите и прочитайте ряды слов и скажите где предложения? Слайд.
- Наступила весна.
- На птица сидела ветке.
- Подул теплый ветер.
- На верхушке ели…..
Разбор каждого случая. (Предложениями являются 1 и 3 вариант)
Итак: Что называется предложением? (Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу)
У: Почему их нельзя назвать предложениями?
Д: Здесь слова между собой не связаны и они не выражают законченную мысль.
Физкульминутка. Слайд.
3. У: К нам пришли в гости знаки препинания.
Выступление учащихся.
Повторение правил про знаки препинания.
Задание. Произнесите предложение: «Прозвенел звонок» с разной интонацией. Слайд.
V. Закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)
1. Деформированные предложения. Слайд.
У: Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)
кораблики весело дети
бумажные весной делают
пускают как весной
ребята что
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то спокойно сообщается, т. е повествуется (Ребята пускают бумажные кораблики.)
- Какой знак поставили в конце предложения, если в нем о чём-либо сообщается?
- Найдите предложение, которое надо произнести с чувством восхищения и радости. (Как весело весной!)
- Какой знак поставили в конце этого предложения?
- Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. (Что делают дети весной?)
- Какой знак поставили в конце такого предложения?
2. Работа по карточкам для детей разного уровня с первичным устным разбором. Слайд.
У: Ребята, какое явление природы бывает весной и летом?
Грозовые тучи – это огромные массы капелек воды. Гонимые ветром они электрически заряжаются, и когда их заряд становится очень большим, то между грозовым облаком и землёй «проскакивает» электрическая искра – молния.
Эта вспышка электричества моментально нагревает воздух, он «взрывается» и этот взрыв сопровождается громким звуком, который мы называем громом.
Где живет гремучий гром
Где себе он сделал дом
Дом у грома в черных тучах,
Там он любит подремать
А когда дремать наскучит,
Начинает громыхать
Где живет гром?
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу!
Руки согнули, кисти стряхнули.
- Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем.
-Это к нам птицы летят!
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
3. Игра на внимание.
У: Я буду читать предложения, а вы поднимайте карточки с нужными знаками препинания.
Что ты, ёж, такой колючий?
Колокол зазвонил!
Пиши красиво!
Как тебя зовут?
Как хорошо пахнут ландыши!
Начался урок.
Куда уехал Слава?
В воздухе кружат красивые бабочки.
Как он туда забрался?
Здравствуйте, ребята!
VI. Домашнее задание.
Придумать 5 предложений с разными знаками препинания на тему: «Весна в лесу»
VII. Рефлексия, итоги урока, выставление оценок.
Спасибо вам всем за работу. Мне с вами было интересно!