СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Золотое кольцо России"(3урок) УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План соответствует требованиям ФГОС. Продолжить знакомство с городами, которые входят в "Золотое кольцо"

Просмотр содержимого документа
«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Золотое кольцо России"(3урок) УМК "Школа России"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье















План-конспект урока

по окружающему миру

3класс





ТЕМА: Золотое кольцо России



















Учитель: Малышева Лариса Алексеевна












План – конспект урока по окружающему миру, 3 класс (3 урок)

Тема: Золотое кольцо Росcии.

Цель: продолжить знакомить со старинными городами, вошедших в Золотое кольцо России;

Планируемые результаты:

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи­ровать работу по ходу ее выполнения; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учеб­ных задач; умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих дей­ствий.

Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание; умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим про­цесс работы и свой результат; умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

Оборудование: презентация, маршрутные листы «Золотое кольцо России»


Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

II. Мотивация к учебной деятельности.

Золотое кольцо Руси.

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до заморских диковин, 

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чём другом не просить.

Сам господь мне надел на душу

Золотое кольцо Руси.

III. Работа по теме урока.

Мы с вами много нового узнавали о городах Золотого кольца России. Каждый из вас подготовил к уроку сообщение по определённой теме и через несколько минут мы все сядем в воображаемый автобус и отправимся на заочную экскурсию по Золотому кольцу России.

 На прошлой неделе группа социологов провела опрос, чтобы выяснить знают ли учащиеся школы о Золотом кольце России.

У вас на столах есть  маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу. Выслушать выступление группы и записать две достопримечательности, о которых вы узнали.

 Беседа: 

Посмотрите на план размещения  городов в Золотом кольце Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве.

 Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие.  Но сегодня на уроке мы успеем посетить только некоторые из городов.

Заочная экскурсия.

 Первый город, который мы посетим, это Сергиев Посад. Запишите его в таблицу. 

Достопримечательности Сергиева Посада. Слайд 1

Музей игрушек  основали в Москве в 1918, 1931 был переведён в Сергиев Посад. Там хранится  богатая коллекция отечественных  и  зарубежных  игрушек. В музее игрушек Сергиева Посада  находится  первая  в России  матрёшка,  которую  выточил из берёзы в конце XIX века Василий Звёздочкин. А расписал знаменитый  художник  Сергей Малютин. Матрёшка была круглолицей, и  ясноглазой с аккуратно  убранными  под платочек  волосами.

   - Отправляемся в следующий город слайд 2 – Ростов.   Найдите его на карте. Запишите название города в таблицу.

История Ростова.

     Ростов, один из самых древних городов России.  Центр города образуется кремлем и прилегающими к нему постройками. От него лучами расходятся дороги, соединенные между собой дугами концентрических улиц. Если бы не озеро, то город имел форму круга. С воды открывается панорама на весь город сразу, видны как церкви кремля, так и монастырей.

    Город Ростов вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь.

    В 988 году Ростов был дан в надел киевским князем Владимиром Святославовичем своему сыну - будущему Ярославу Мудрому, который правил здесь до 1010 года. После смерти Ярослава Мудрого город находится на вторых ролях, управляют им наместники, назначаемые из Владимира.

    Некоторое время Ростов оставался процветающим городом, через него проходил торговый путь на север в Ярославль, Вологду, Кириллов, Архангельск, Великий Устюг.

    В начале 17 века Ростов был взят польско-литовскими захватчиками. Город был сожжен и разрушен.

    Сегодня мы можем видеть тихий, очень провинциальный город, где рядом с кремлем может прогуливаться корова.

Кремль Ростова. Слайд 3

    Ансамбль кремля складывается из церквей и хозяйственных зданий, обнесенных одиннадцати -башенной стеной.  Специалисты утверждают, что стены эти строились не для обороны от врага, а как декорация.

    Попасть внутрь можно через ворота, украшенные надвратной церковью Иоанна Богослова,  или через пятиглавую церковь Воскресенья,  украшающую ворота на северной стене. Внутри по всем стенам идет галерея,  по которой можно попасть в любое кремлевское здание.

     К зданиям примыкают прихожая и столовая. Белая палата - место трапезы митрополита. Из других построек можно отметить Красную палату, построенную специально для приема царей.

Физкультминутка «Разминка».

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».


Успенский собор. Слайд 4

    Успенский собор  - главная церковь города - лежит вне кремлевских стен, хотя и обнесена своей оградой, которая охватывает также и звонницу.

    Интересное здание звонницы  знаменито своими 13 колоколами и представляет собой аркаду, стоящую на высоком основании с четырьмя главами. Самый большой колокол имеет вес 2000 кг.

 - Еще один город, который стоит на Волге – Кострома. Слайд 5 Запишите название города в таблицу.

Есть в России уголок на Волге, 
Сердцу самый близкий и родной, 
Городок уютный, хлебосольный, 
И зовётся город - Костромой. 

Славен лесом, льном, грибами, рыбой, 
Славен девушками, здесь невест - не счесть. 
Славен храмами, старинными церквами, 
Все красоты в нашем крае есть.

Будь же счастлив город мой любимый! 
С днём рождения! Всех тебе щедрот! 
Процветай, расти, а мы сумеем 
Быть достойными твоих высот.

     Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким. В 13 веке Кострому несколько раз грабили и сжигали, а затем заново отстраивали.

      Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение.  

       В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Кострому. Встретив здесь восторженный прием, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому. Легенда гласит, Что Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер - вот город и спланирован по веерной системе Центром Костромы стала полукруглая площадь, раскрытая к Волге. В радиальном направлении от неё расходятся улицы-лучи.

       Сегодня Кострома - областной центр, в котором активно развиваются различные виды промышленности.

Церковь Воскресения. Слайд 6

Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, построенная  в средине семнадцатого  века. У неё богатая и пышная отделка.  Она жизни радостная, приветлива и очень живописна. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. Они немного массивные, но от  этого и выглядят царственно и торжественно Белокаменные разные выставке с изображением  фантастических птиц и зверей навевают  воспоминания о русских народных сказок. Внутренний интерьер интересен росписями 17 века. На стенах можно увидеть сюжеты из жития Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в честь которых освящён придел.

Музей Ивана Сусанина. Слайд 7

В Костроме находится единственный в мире музей подвига Ивана Сусанина. Известно, что сам Сусанин  был уроженцем одной из деревень Костромы.

Следующая остановке в городе Суздаль.  Найдите и запишите в таблицу  этот город.

Кремль. Слайд 8

Главная достопримечательность Суздаля - Кремль, построенный в X веке. Когда-то вокруг него была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле тогда находились двор князя и епископа с городским собором, обитала княжеская дружина и многочисленное окружение. Валы сохранились кое-где вокруг кремля до сих пор. А над стенами Кремля возвышается Рождественский собор слайд 9 - выдающийся памятник белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, включенный в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта слайд 10

Недалеко от Кремля, на левом берегу реки Каменки находится и Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. С 1960-х годов на это место свозили деревянные постройки из разных районов Владимирской области. Так появился в музее дом зажиточного крестьянина и дом крестьянина-середняка с их атрибутами и обстановкой, колодец с подъемным механизмом, мельницы, амбары, Преображенская и Воскресенская церкви.  В каждом предмете - от стен домов до резных ковшей - воплощен древний опыт русского народа, его представление о практичности и красоте.

 - И последний город, вошедший в Золотое кольцо – Владимир. Слайд 11 Запишите в таблицу.

О град Владимир! Стар и молод, 
Давно стоишь ты на земли,
При Мономахе был основан,
Столицей прежде был Руси.
На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад! 
Сражался ты с врагами стойко,
И много перенёс ты бед,
но стал сильнее ты, и только! 
Мой город, негасим твой свет! 
Разросся город и вознёсся,
Дома растут и ввысь и вширь,
Мой город, ты – как песня льёшься,
Владимир – русский богатырь!
Всё хорошеешь год от года
на благо своего народа. 

История Владимира. Слайд 12

    На высоких клязьминских холмах раскинулся древнерусский город Владимир.  Долгая многотрудная история его полна событий и драматизма. Совсем молодой, в возрасте полувека, город уже пытался захватить власть и подчинить Великий Новгород. Веками Владимир заслонял Северо-Восточную Русь от врагов с юго-востока, отбивал их нападения, удерживал границы. Князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя — Владимир. В результате стремительного подъема города, Владимир превратился в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо. Но с наступлением на Русь татаро - монгол Владимир утратил свое величие, был разграблен и сожжен. Впоследствии подняться до былого уровня уже не сумел. Величественная столица стала обычным городом Московского княжества. Теперь Владимир развивающийся город, с увлекательной историей, известный туристический центр, входящий в состав популярного маршрута Золотое Кольцо.

 Золотые ворота. Слайд 13

Укрепив свой столичный город, Андрей Боголюбский в проезде между валами, идущими по западной стороне, устроил высокую башню из белого камня с воротами для проезда. Великий князь назвал башню Золотыми Воротами. Легенда рассказывает, что когда работы подходили к концу - леса и кружала были разобраны, своды ворот вдруг упали и засыпали 12 человек. Все были уверены, что люди раздавлены насмерть. Но князь Андрей обратился к небесной Заступнице с молитвой о несчастных. На место проишествия принесли чудотворную икону Богоматери, отправили молебное пение. А потом разобрали камень и мусор. Засыпанные оказались живы и даже невредимы. В память события Андрей приказал устроить над Золотыми Воротами церковь в честь Положения Ризы Богоматери во Влахерне. Сегодня и жители и гости могут лицезреть в Золотых Воротах музейную диораму и сострадать в очередной раз любимому городу, в который врываются из 12 века захватнические орды.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся, руки в стороны развел,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.


Успенский собор. Слайд 14

Более 800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков. Именно в Успенском соборе восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо - русского летописания. У алтаря Успенского собора возводились на княжение легендарные полководцы – Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья до Ивана III. В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом на Руси. Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.

Владимирская роспись. Слайд 15

Владимирский край издавна славился художественными промыслами. Умельцев, создающих изделия из дерева, бересты, глины, камня, металла, в этом крае всегда было много. Сегодня на фабрике "Владимирские Узоры" возрождаются старинные ремесла, роспись и мастерство. К сожалению, до наших дней не сохранилось произведений древнерусского искусства росписи по дереву. Какой она была на древней Владимирской земле, как украшалась деревянная посуда, молодые мастера могут узнать, изучая украшения старинных деревянных кружев домовой резьбы, орнаменты белокаменных Владимирских соборов, причудливые узоры Мастерской вышивки, которые и дали начало новому направлению в росписи деревянной посуды. Оригинальным, свойственным лишь Владимирским Узорам были не только элементы и цветовые решения, но и роспись на основе тычка и "оживки" с включением в композицию цветного орнамента. Каждый художник совершенствует свое искусство, вносит в него новые черты, так в роспись изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы Древнерусской архитектуры "Золотого Кольца".

IV. Закрепление полученных знаний.

 Вспомним все города, по которым мы сегодня путешествовали: слайд 16

  «Своя игра» А теперь давайте поиграем. На доске номинации, в каждой номинации по 3 вопроса. Вы можете выбрать номинацию и номер вопроса на который будете отвечать.

 - История.

  1. Кто был основателем Сергиева Посада? (Сергий Радонежский)

  2. В виде чего расположены улицы в Костроме? (В виде веера)

  3. Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах)

  - Достопримечательности.

  1. Какой город знаменит своими колоколами? (Ростов)

  2. Какая церковь является гордостью Костромы? (Церковь Воскресения)

  3. При постройке какой достопримечательности придавило 12 человек? Где она находится? (Золотые ворота во Владимире)

  - Народные промыслы.

  1. Что такое финифть? Какой город ей славится? (Эмаль для покрытия металлических изделий. В Ростове)

  2. Какой город славится резьбой по дереву? (Сергиев Посад)

  3. В каком городе расписывалась деревянная посуда? (Во Владимире)

- Математика.

  1. Через сколько входов можно попасть в кремль Ростова? (Через 2)

  2. Каков вес самого большого колокола Ростова? (2000 г)

  3. В 1960-ом году основали Музей деревянного зодчества в Суздале. Сколько лет ему исполнится в этом году? (50 лет)

V. Рефлексия.

По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

Цветок – довольно неплохо.

Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

VI. Домашнее задание.

стр.93-97 пересказать или ответить на вопросы на стр. 98. слайд 17

VII.  Итог урока.

 - Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

 - Какие города Золотого кольца запомнили?

 - Почему этот туристический маршрут называют кольцом? Золотым?

 - Чьи ответы  в группах  вам сегодня запомнились?

 - Что удалось на уроке?

 - Что было самым трудным?

 - Спасибо большое за отличную работу!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!