- Лиза прочитай эпиграф. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!» (И.А. Крылов) Суть этого эпиграфа мы с вами и раскроем в ходе урока. Начнём! *параллельно показ презентации Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский. В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Сидит бронзовый Иван Андреевич в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся звери – герои его басен. Описание игры: Класс делится на 2 команды. Участники должны придумать название для своей команды и выбрать капитана. Время на обдумывание вопроса – максимум 1 минута. За правильный ответ выдаётся жетон. Побеждает команда с наибольшим количеством жетонов. 1. Фронтальный опрос на знание биографии И.А. Крылова. Ответы не выкрикиваем. Если есть что сказать по сути вопроса, поднимайте руку. Отвечайте только тогда, когда я вас спрошу. - Где и когда родился И.А.Крылов? (Москва, 1769) - Кем были его родители? - Где он получил образование? - Назовите первое произведение Крылова. - Был ли Крылов образованным человеком? - Сколько басен он написал? (200) - Где и когда он умер? (Петербург, 1844) Вопрос 1 команде. - Что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, лесть, ложь, жадность, глупость и др.) Вопрос 2 команде. - Чем начинается или заканчивается басня? (Моралью, выводом, поучением, где объясняется смысл басни.) Вопрос 1 команде. - Назовите особенности басен. интересный короткий занимательный сюжет; мало описаний; много диалогов; героев обычно несколько; главный герой выражает основную идею; героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы; басни обычно пишутся в стихотворной форме; используется прием иносказание; в начале или в конце сформулирован вывод-мораль; высмеиваются человеческие пороки. Вопрос 2 команде. - Что высмеивают басни? - лесть -ложь -глупость -лень -безнравственность -невежество -хвастовство Вопрос 1 команде. - Чему учат басни? -дружбе -трудолюбию -усердию -честности -доброте -отзывчивости -благородству -благодарности -добывать знания Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их маской скрываются люди со своими характерами и делами. А теперь давайте послушаем некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих друзей. И засмеетесь… А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь. Лиза, Ксюша и Эльнара проиллюстрируют нам басню «Ворона и Лисица». 2. Конкурс чтецов. Жюри – аттестационная комиссия. *раздать бланки Участник | Название басни | Оценка | Место | 1. Эльнара | «Прохожие и собаки» | | | 2. Катя | «Лебедь, Щука и Рак» | | | 3. Вова | «Чиж и голубь» | | | Молодцы! 3. Узнай басню по иллюстрации. Вам нужно будет отгадать басню по картинке. Если знаете ответ, поднимайте руку. Только тогда я вас спрошу. 4. Викторина. А. Кому принадлежат слова о И.А. Крылове: «Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы?» (В.Г. Белинский) Б. Назовите басни, в которых действует волк. («Волк и волчонок», «Волк и журавль», «Волк и кукушка», «Волк и лисица», «Волк и пастух», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Волк и кот»). В. Каков волк в баснях Крылова? Что нового внёс в этот образ баснописец, взяв его из фольклора? (Под личиной Волка в баснях Крылова угадываются сильные мира сего – те, у кого в руках власть. Они ненасытны и алчны, грубы и бесцеремонны, лицемерны и коварны. Образ волка помогает баснописцу обличать произвол и разбой, прикрытый законом, ложью и лицемерием). Г. О каких событии рассказывает басня «Волк на псарне»? (Об Отечественной войне 1812 года) Д. Внимание! «Чёрный ящик»! С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Назовите предмет. (Зеркало) Е. Что такое эзопов язык? Подберите синонимы к этому термину. (Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироническими намёками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом. Синонимы: иносказание, аллегория). Ё. Кого И.А. Крылов в своих баснях называет вещуньей? (Ворону в басне «Ворона и лисица») Ж. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки». (Моська в басне «Слон и моська»). З. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Когда светлейший волк позволит, Осмелюсь я донесть, Что ниже по ручью, От светлости его шагов я на сто пью…» (Ягнёнок в басне «Волк и ягнёнок»). И. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало, вижу я; Хоть век его не будь, Ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». («Свинья под дубом»). К. Внимание! «Чёрный ящик»! Здесь находится всем известный предмет, героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала». (Очки) 5. Физкультминутка. А пока жюри обсуждает, подводит итоги, мы поиграем. Сейчас будут даны названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия этих животных. Каждому из вас я буду бросать мяч. Вы должны будете поймать его, а потом бросить мне, назвав героя басен. Начинаем: КВОЛ, АСИЛ, АЗОБЕНЬЯ, ЁСОЛ, ЛСОН, АРОВОН, ДЕБЕЛЬ, РАЙВЕУМ. 6. Словарная работа. Задание: подобрать антонимы. Для начала вспомним, что такое антонимы? Команда 1. доброта - жестокость патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине трудолюбие - лень, безделье скромность - гордость, высокомерие. честность - лживость, враньё, хитрость. Команда 2. вежливость - грубость, неучтивость ответственность - беззаботность, беспечность жадность - щедрость. смелость - трусость, робость отзывчивость - равнодушие, безразличие ум - глупость дружелюбие - вражда. 7. Найди свою пару (карточки). Задание: прочитав начало выражения, дописать его продолжение. А ларчик… (просто открывался). Знать, она сильна… (что лает на слона). Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь). Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет). Сыр выпал… (с ним была плутовка такова). Молодцы! |