СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе для 5 класса по теме: "Его басни переживут века" (по творчеству И.А. Крылова).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен для учащихся 5 классов общеобразовательных школ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Форма урока: брейн-ринг.

Цель: Систематизировать и обобщить знание биографии И.А. Крылова; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни.

Учебное пособие: Литература 5 кл. Учебник-хрестоматия в 4-х частях для общеобразовательных учреждений ./ Авт.-сост.. В.Я. Коровина– М.: Просвещение, 2012.

                          

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе для 5 класса по теме: "Его басни переживут века" (по творчеству И.А. Крылова).»

11





План-конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема урока: «Его басни переживут века».

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: брейн-ринг.

Цель: Систематизировать и обобщить знание биографии И.А. Крылова; совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни.

Задачи: 1. Обучающие:

 систематизировать и обобщить знания о жизни и

деятельности И.А. Крылова,

 закрепить навык выразительного и осознанного чтения

басен;

 обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий:

басня, иносказание, мораль, «крылатые» слова,

олицетворение, «эзопов язык», антонимы.


2. Коррекционно-развивающие:


 развивать творческие и артистические способности

учащихся;

 развивать художественный вкус учащихся;

 развивать умение понимать иносказательный смысл

басен;

 развивать поисковые и коммуникативные навыки, а также

самоконтроль учащихся, умение работать в группах;

 развивать мыслительную деятельность, то есть умение

анализировать, синтезировать, обобщать;

 корректировать связную устную речь учащихся;

 предупреждать утомляемость.



3. Воспитательные:

 создавать на уроке психолого- педагогические условия

для личностного роста учеников (подбора вида

деятельности, учитывая индивидуальные особенности

учеников);

 воспитывать настойчивость, трудолюбие, самоконтроль

учащихся;

 воспитывать интерес к чтению, потребность в общении с

книгой;

 формировать нравственные качества личности учащихся

(воспитывать положительное отношение к честным,

благородным, добрым поступкам).



Оборудование:    учебник-хрестоматия по литературе для 5 класса

(В.Я. Коровина и др.).;

 ноутбук;

 портрет писателя;

 книжная выставка;

 мультимедийный проектор;

 карточки.


Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.


3. Брейн-ринг.


3.1. Фронтальный опрос.

3.1. Конкурс чтецов.

3.3. Узнай басню по иллюстрации.

3.4. Викторина.

3.5. Физкультминутка.

3.6. Словарная работа.

3.7. Найди свою пару (карточки).


4. Подведение итогов урока.

4.1. Общая характеристика знаний учащихся, выставление оценок.

4.2. Награждение участников и победителей викторины.


5. Домашнее задание.


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

10:00

Организационный момент


Здравствуйте! Садитесь.


Запишем число, «классная работа» и тему в тетрадях.


*На доске: Шестое октября. Классная работа.

«Его басни переживут века».

Приветствуют учителя.


Записывают.


10:03

Проверка домашнего задания


Дома вам надо было повторить биографию И.А. Крылова, теоретический материал и тексты басен.


Все справились с заданием?


Чтобы проверить вашу подготовку, проведём брейн-ринг по басням И.А. Крылова, по окончании которого победители получат грамоты. Конечно же, все получит оценки – какие, зависит только от вас.


Итак. Готовы?

Слушают.




Отвечают.



Слушают.





Да!

10:05

Брейн-ринг


- Лиза прочитай эпиграф. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать(И.А. Крылов)


Суть этого эпиграфа мы с вами и раскроем в ходе урока.


Начнём!


*параллельно показ презентации


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский.


В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Сидит бронзовый Иван Андреевич в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся звери – герои его басен.


Описание игры:

Класс делится на 2 команды. Участники должны придумать название для своей команды и выбрать капитана. Время на обдумывание вопроса – максимум 1 минута. За правильный ответ выдаётся жетон. Побеждает команда с наибольшим количеством жетонов.


1. Фронтальный опрос на знание биографии И.А. Крылова.


Ответы не выкрикиваем. Если есть что сказать по сути вопроса, поднимайте руку. Отвечайте только тогда, когда я вас спрошу.


- Где и когда родился И.А.Крылов? (Москва, 1769)

- Кем были его родители?

- Где он получил образование?

- Назовите первое произведение Крылова.

- Был ли Крылов образованным человеком?

- Сколько басен он написал? (200)

- Где и когда он умер? (Петербург, 1844)


Вопрос 1 команде.


- Что такое басня? (Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей: хитрость, лесть, ложь, жадность, глупость и др.)

Вопрос 2 команде.


- Чем начинается или заканчивается басня? (Моралью, выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

Вопрос 1 команде.


- Назовите особенности басен.


  • интересный короткий занимательный сюжет;

  • мало описаний;

  • много диалогов;

  • героев обычно несколько;

  • главный герой выражает основную идею;

  • героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы;

  • басни обычно пишутся в стихотворной форме;

  • используется прием иносказание;

  • в начале или в конце сформулирован вывод-мораль;

  • высмеиваются человеческие пороки.

Вопрос 2 команде.


- Что высмеивают басни?

- лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство




Вопрос 1 команде.


- Чему учат басни?


-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания



Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их маской скрываются люди со своими характерами и делами.

А теперь давайте послушаем некоторые басни И.А. Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих друзей. И засмеетесь… А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь.

Лиза, Ксюша и Эльнара проиллюстрируют нам басню «Ворона и Лисица».

2. Конкурс чтецов.

Жюри – аттестационная комиссия.

*раздать бланки



Участник

Название басни

Оценка

Место

1. Эльнара

«Прохожие и собаки»



2. Катя

«Лебедь, Щука и Рак»



3. Вова

«Чиж и голубь»





Молодцы!

3. Узнай басню по иллюстрации.

Вам нужно будет отгадать басню по картинке.

Если знаете ответ, поднимайте руку. Только тогда я вас спрошу.

4. Викторина.

А. Кому принадлежат слова о И.А. Крылове: «Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы?» (В.Г. Белинский)

Б. Назовите басни, в которых действует волк. («Волк и волчонок», «Волк и журавль», «Волк и кукушка», «Волк и лисица», «Волк и пастух», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне», «Волк и кот»).

В. Каков волк в баснях Крылова? Что нового внёс в этот образ баснописец, взяв его из фольклора? (Под личиной Волка в баснях Крылова угадываются сильные мира сего – те, у кого в руках власть. Они ненасытны и алчны, грубы и бесцеремонны, лицемерны и коварны. Образ волка помогает баснописцу обличать произвол и разбой, прикрытый законом, ложью и лицемерием).

Г. О каких событии рассказывает басня «Волк на псарне»? (Об Отечественной войне 1812 года)

Д. Внимание! «Чёрный ящик»! С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Назовите предмет. (Зеркало)

Е. Что такое эзопов язык? Подберите синонимы к этому термину. (Вынужденное иносказание, речь, наполненная недомолвками и ироническими намёками. Выражение связано с древнегреческим баснописцем Эзопом. Синонимы: иносказание, аллегория).

Ё. Кого И.А. Крылов в своих баснях называет вещуньей? (Ворону в басне «Ворона и лисица»)

Ж. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Вот то-то мне и духу придаёт, Что я совсем без драки, Могу попасть в большие забияки». (Моська в басне «Слон и моська»).

З. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Когда светлейший волк позволит, Осмелюсь я донесть, Что ниже по ручью, От светлости его шагов я на сто пью…» (Ягнёнок в басне «Волк и ягнёнок»).

И. Кто это говорит? Назовите героя и басню. «Ничуть меня то не тревожит; В нём проку мало, вижу я; Хоть век его не будь, Ничуть не пожалею, Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». («Свинья под дубом»).

К. Внимание! «Чёрный ящик»! Здесь находится всем известный предмет, героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала». (Очки)

5. Физкультминутка.

А пока жюри обсуждает, подводит итоги, мы поиграем. Сейчас будут даны названия животных – героев басен. Только буквы в словах перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия этих животных.

Каждому из вас я буду бросать мяч. Вы должны будете поймать его, а потом бросить мне, назвав героя басен.

Начинаем: КВОЛ, АСИЛ, АЗОБЕНЬЯ, ЁСОЛ, ЛСОН, АРОВОН, ДЕБЕЛЬ, РАЙВЕУМ.

6. Словарная работа.

Задание: подобрать антонимы.

Для начала вспомним, что такое антонимы?

Команда 1.

  • доброта - жестокость

  • патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине

  • трудолюбие - лень, безделье

  • скромность - гордость, высокомерие.

  • честность - лживость, враньё, хитрость.

Команда 2.

  • вежливость - грубость, неучтивость

  • ответственность - беззаботность, беспечность

  • жадность - щедрость.

  • смелость - трусость, робость

  • отзывчивость - равнодушие, безразличие

  • ум - глупость

  • дружелюбие - вражда.

7. Найди свою пару (карточки).

Задание: прочитав начало выражения, дописать его продолжение.

  1. А ларчик… (просто открывался).

  2. Знать, она сильна… (что лает на слона).

  3. Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза).

  4. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

  5. Когда в товарищах согласья нет… (на лад их дело не пойдет).

  6. Сыр выпал… (с ним была плутовка такова).

Молодцы!

Читает эпиграф.













Смотрят и слушают.





































Отвечают.











Отвечают.







Отвечают.









Отвечают.
















Отвечают.











Отвечают.














Слушают.




















Рассказывают басню.














Рассказывают басни.















«Свинья под дубом», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Волк на псарне», «Любопытный».




Отвечают на вопросы.











































































Отвечают. (Волк, Лиса, Обезьяна, Осёл, Слон, Ворона, Лебедь, Муравей)















Выполняют задания.











Выполняют задания.


















Выполняют задание.

10:41

Подведение итогов


Чтобы закрепить пройденное, вам нужно будет ответить на несколько вопросов.


Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы с вами повторили биографию И.А Крылова, выразительно прочитали его басни, поработали с литературными терминами (антонимы, мораль, басня и др.).


Нам удалось систематизировать и обобщить творчество этого замечательного писателя-сатирика.


А теперь приступаем к самому приятному – награждению победителей и выставлению оценок.


1 место занимает команда «…» ! Все участники получают грамоты. Капитан команды их забирает и раздаёт.


2 место занимает команда «…»! Вы тоже молодцы! Вам совсем чуть-чуть не хватило до победы!


Грамоты за артистичность и выразительность получают Лиза и Ксюша.


А сейчас я назову ваши оценки. Дневники сдадите на перемене, чтобы я их выставила.


Теперь нам остаётся только записать домашнее задание.

- Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем превзойден. Иван Андреевич Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Недаром еще А.С.Пушкин сказал: “...Крылов превзошел всех нам известных баснописцев”.

И мне хочется пожелать вам, ребята, идти рядом с баснями Крылова, перечитывать их, задумываться о себе, поступках других и тогда, я думаю, ваша жизнь будет лучше, богаче, интереснее.


Отвечают.





Слушают.

10:44

Домашнее задание


Лиза – подготовить устный доклад о жизни и творчестве А.С. Пушкина.


Остальные – выучить любимое стихотворение А.С. Пушкина.

До свидания!


Записывают.



Прощаются.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!