СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по изобразительному искусству "Особенности древнегреческой керамики"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в 5 классе в разделе: «Декор — человек, общество, время». В этом разделе учащиеся знакомятся с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, узнают, как это проявляется в искусстве разных стран (Древнего Египта, Древней Греции, странах Востока). Данный урок лучше проводить на заключительном этапе темы «Декоративное искусство Древней Греции» после изучения костюма эпохи Древней Греции, знакомства с мифами, с Олимпийскими играми. Потому что сюжетами для росписи вазы могут быть и мифы, и бытовые сцены из жизни древних греков, и Олимпийские соревнования.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по изобразительному искусству "Особенности древнегреческой керамики"»

План-конспект урока

«Особенности древнегреческой керамики»

Урок проводится в 5 классе в разделе: «Декор — человек, общество, время». В этом разделе учащиеся знакомятся с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, узнают, как это проявляется в искусстве разных стран (Древнего Египта, Древней Греции, странах Востока). Данный урок лучше проводить на заключительном этапе темы «Декоративное искусство Древней Греции» после изучения костюма эпохи Древней Греции, знакомства с мифами, с Олимпийскими играми. Потому что сюжетами для росписи вазы могут быть и мифы, и бытовые сцены из жизни древних греков, и Олимпийские соревнования.

Тип: урок – комбинированный

Главная дидактическая цель: обобщить и закрепить знания детей о древнегреческой керамике.

Цели и задачи на формирование видов деятельности:


Предметные:

  • Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции

  • Создавать эскизы украшений (греческой керамики)

  • Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы


Метапредметные:

  • Находить в Интернете примеры древних греческих сосудов.

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных и декоративных элементов, а также единство материалов, формы и декора


Личностные:

  • Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции, давать им эстетическую оценку

  • Формировать целостное мировоззрение, учитывающее культурное многообразие народов мира

Оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Шаблоны ваз

  • Технологические карты росписи ваз

Зрительный и музыкальный ряд:

  • иллюстрации на тему «Одежда Древних греков», «Боги Олимпа»;

  • рисунки типов греческих ваз;

  • таблица «Виды орнамента древнегреческих ваз»;

  • презентация «Греческая вазопись»;

  • греческая народная музыка «Сиртаки».

Оформление доски: новые понятия (термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)


Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.





Структура урока:

1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Изложение нового материала
4. Закрепление, практическая работа
5. Подведение итогов 6.Рефлексия

Методы: рассказ, беседа, частично-исследовательский, частично-поисковый.


Ход урока:

Этапы

УУД, формирующиеся на данном учебном занятии

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап (3 мин)



-волевая саморегуляция, действия смысла образования


-Здравствуйте, ребята, садитесь. Мир истории и искусства полон чудес. Но есть на нашей земле особые места, которые вызывают у нас восхищение. Где ощущаем мы величие древней культуры. И сегодня, мы с вами отправимся в страну, искусство которой оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь. Это Древняя Греция. Но прежде, мне хотелось бы поинтересоваться: кому-то из вас или ваших родственников удалось побывать в Греции? Ну тогда скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется Греция?

Молодцы! В одном из ответов я услышала о керамической посуде. Именно ей мы и посвятим наш сегодняшний урок.

И сегодня вы расширите свои знания не только в области изобразительного искусства, но и узнаете много интересного из области истории.

--(отвечают) Сегодня мы будем говорить о греческих сосудах (керамике)


Актуализация опорных знаний (3 мин)

Дети учатся осуществлять поиск смысла своей деятельности, определять цель
учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её
осуществления; определять способы решения задач составлять план выполнения задач,
решения проблем поискового характера, целеполагание, планирование, прогнозирование.в единстве с углублением осознания значимости усвоения нового (личностные универсальные учебные действия)


Тема урока: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика». Слайд 1

Мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древнюю Грецию, узнаем много нового и интересного об античных греческих вазах, выполним практическое задание (создадим греческий орнамент). Итак, Греция! ( Стих «Древние греки»).


Древние греки, античные греки,

Многим прославились греки навеки.

Даже порой удивленье берет:

Ну, до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали.

С детства знакомы любому из вас

И Прометей, и Геракл, и Атлас.

Древние греки моря бороздили,

Время для спорта они находили,

И олимпийские игры они

Тоже придумали в давние дни!

Строили греки театры и храмы,

Ставили греки комедии, драмы.

А посмотрите теперь каково

Было гончарное их мастерство!



Изложение нового материала (15 мин)

-познавательные: развивать стремление находить информацию о Греческой культуре и искусстве керамики, сравнивать функциональное назначение сосудов и их форму и декор, объяснять и находить в произведениях греческой керамики национальное своеобразие, взаимосвязь формы изделия, его назначения и декора

-регулятивные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сопоставления; корректировать свои действия, сравнивать.


-коммуникативные: развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, ставить и формулировать учебные задачи.

-волевая саморегуляция.








Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Слайд 2

Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами.

Подобно египтянам, древние греки верили в разных богов, но изображали их в виде людей. Греки придумали много интересных мифов, легенд о своих богах. Слайд 3

- Какие древнегреческие мифы вы знаете?

Своим богам древние греки создавали памятники, в честь них называли города. Так, например, знаменитый город богини Афины.

- А сегодня столицей Греции какой город является?

Слайд 4

Итак, афиняне гордились своим городом. Они говорили так: «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты - осёл».

- Как вы думаете, почему они именно так говорили?

Совершенно верно. И я предлагаю вам в этом убедиться. Сердцем Афин была главная торговая площадь Агора, на которой в утренние часы было шумно и многолюдно. Слайд 5

Торговцы стоя под навесом из лёгкого камыша зазывали покупателей.

Следующей достопримечательностью был Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами. Слайд 6

Его вершину украшала бронзовая статуя богини Афины. В дни всенародных торжеств сюда поднималась нарядная толпа афинян.

Моряки, подплывая к порту Пирей, могли заметить, как блестят на солнце её позолоченные шлем и наконечник копья.

Слайд 7

Посещение Афины и Акрополя производило неизгладимое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.

- Почему, как вы думаете? Слайд 8

Да, именно так. Этот район не вызывал восхищение. Там было очень тесно, грязно и неуютно. Горожане выливали помои прямо на улицу.

Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады. Именно там, в этом районе, жили и трудились искусные гончары и живописцы, которые создавали великолепные вазы.


«Вазопись» - роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов.

Слайд 9

Именно знаменитые античные вазы, как предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции, сохранило время. Об этом есть замечательные строки: ( Стих «Античные вазы»).

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!»,- подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись


Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. Мастер придавал форму вазе на гончарном круге. Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью, которую принято называть «чёрным лаком». Качество ваз вызывает удивление и восхищение.

Античные мастера производили большое количество сосудов разнообразного назначения и различных форм. Это и «амфоры» для вина,

Слайд 10

и изящные чаши для питья – «килики», Слайд 11

и большие сосуды для смешивания вина и воды – «кратеры»,

Слайд 12

и «гидрии» - сосуды для наливания воды. Слайд 13

Прекрасные вазы, украшенные росписью, шли на экспорт.

Росписи на вазах – это подлинная энциклопедия мифологии, культуры и быта Древней Эллады.

В VIII – VII веках до н.э. сосуды расписывали с изображением растений (цветов и бутонов любимого цветка лотоса),

Слайд 14

животных (горных козлов, пантер, львов) и фантастических существ.

Слайд 15

На сосудах начала VI века до н.э. всё чаще появляются сюжетные композиции с изображением человеческих фигур. Слайд 16

Сюжетами для росписей служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, спортивные соревнования. Слайд 17

Жизнь и деяния Геракла, сына Зевса, относятся к числу излюбленных сюжетов греческой вазописи.

Так вот на одной из амфор изображён один из подвигов Геракла, где он по просьбе царя сражается с чудовищем – трёхглавым псом и побеждает его.

Слайд 18

Скажите, ребята, сколько подвигов совершил Геракл? А какой из них тебе больше всего запомнился? С конца VI века до н.э. чёрнофигурный стиль росписи,

Слайд 19

когда по красной глине художник наносит рисунок чёрным лаком, постепенно уступает место краснофигурному,

Слайд 20

когда для рисунка сохраняется естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывается остальная поверхность вазы.

Ребята, обратите внимание на греческий орнамент. Но сначала, давайте вспомним, что такое орнамент? И какие виды орнамента вы знаете?

Узоры греческого орнамента связаны с природой, имеют геометрический или растительный характер.

Самый известный геометрический греческий орнамент – «меандр».

Слайд 21

Это орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий, выражает движение вечно набегающей и убывающей волны.

Прекрасные греческие вазы были любимы греками и известны далеко за пределами Греции.

К сожалению, время не пощадило античные вазы, многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас своими формами и блеском чёрного лака. Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: громадные глиняные бочки для хранения зерна «пифосы»

Слайд 22

и «амфоры»

Слайд 23

для хранения оливкового масла. Ребята, вы сейчас самостоятельно попробуете выполнить греческий орнамент гуашью на специально приготовленных бумажных шаблонах. Но сначала, отдохнём.

-Сообщение учащихся: историческая справка о геграфическом положении Греции





-Ответ детей










-Ответ детей


























-Ответ детей





















































































-Ответ детей













-Ответ уч-ся

Физминутка (1 мин)

-волевая саморегуляция

Упражнения: для глаз, для рук и туловища:

-(движения выполняются под слова стихотворения)


-Храбрые греки

Античные греки

Многим прославились

Греки навеки.

Даже порой удивленье берет-

Но до чего знаменитый народ!

Храбро с врагами они воевали,

Мудрые мифы они создавали!


Дети выполняют движения

Практическое задание (15 минут)


Дети учатся осуществлять поиск смысла своей деятельности, определять цель
учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её
осуществления; определять способы решения задач решения проблем поискового характера Формируются регулятивные ууд .

На данном этапе дети учатся самостоятельно nрименять знания .

Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Таким образом формируются
личностные и регулятивные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия,
способность к саморазвитию)

Отдохнули, встряхнулись, а теперь сели поудобнее и приготовились к творческой работе, которая потребует от вас фантазии, мастерства и усердия. А поможет вам в этом музыка

национального греческого танца «Сертаки», она поможет вам проникнуться атмосферой греческой культуры.

-Задание: Выполнение заданий на составление композиции росписи разнообразных керамических сосудов. Работа ведется индивидуально, задания подобраны с учетом принципа дифференциации




Подведение итогов

Выставка работ и обсуждение.

(4 мин)

Личностные: выражать свое отношение к тем или иным вопросам, свои чувства и ощущения.


Ита - Над какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленные задачи?
Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где мы можем применить эти знания?


Подводя итог сегодняшнего урока, хочется сказать о главном, что культура Древней Греции не утратила свой интерес у современного поколения.


Древнегреческая расписная керамика занимает достойное место в главных музеях России – Государственном музее изобразительных искусств имени А.А.Пушкина в Москве

(где коллекция вазописи насчитывает около 1300 разнообразных сосудов) и музее Эрмитаже в Санкт-Петербурге (где имеется большой отдел, посвящённый греческой античной вазописи).


-Знания, которые мы получили могут иметь самое различное практическое применение. Можно украсить класс, сделать сувенир, да и вообще уметь правильно подобрать предметы для своего интерьера.

Домашнее задание (3 мин)


Поисковым группам найти дополнительный материал по искусству Китая. Одежда ( с учетом сословий).Традиции. Декоративно-прикладное искусство.



Рефлексия(1 мин)


Ребята, вы уже знаете, что наше настроение и чувства могут соответствовать определенным цветам. Внимательно прислушайтесь к своему настроению,посмотрите на предложенные вам листики различного цвета и соотнесите их с вашим настроением и ощущением сегодня на уроке.Поднимите вверх и покажите всем. Поздравьте своих друзей с успешным окончанием урока.




Список литературы:

  1. Бадак А.Н. «Всемирная история», ООО «Харвест» 2007.

  2. Ватагин А.А. «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013.

  3. Вейс Г. История материальной культуры: Глава 3. Народы Греции, Древняя Греция. Энциклопедия

  4. Газета «Искусство» №21, 2001.

  5. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» 7-9 класс, « Дрофа», 2009.

для школьников. – М.: Росмен, 2001.

  1. Киреева Е.В. История костюма. – М.: Просвещение, 1976.

  2. Орнамент всех времён и стилей. Том 1. – М.: Арт-Родник. 2004.

  3. Ривкин Б.В. Малая история искусств. Античное искусство. — М.: Искусство, 1972.

  4. Словарь античности. – М.: Прогресс, 1989.

  5. Энциклопедия материальной культуры. – М.: Директ Медиа Паблишинг, 2004.

  6. http://ru.wikipedia.org/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!