План- конспект
урока по истории
на тему: СССР в сер.60-х-
нач. 80-хгг. XX в.
Учитель истории:
Юртаев Г.Р.
Тема: СССР в середине 60-х – нач.80-хгг.ХХв.
Цель 1) Охарактеризовать социально-экономическое развитие
СССР в сер.60-х – нач.80-х гг. ХХ в.
2) Раскрыть положительное и отрицательное в развитии
культуры сер. 60-х – 80-х гг. ХХ в.
Проанализировать достижения и просчеты внешней политики.
3) Способствовать развитию устной речи, активизации
мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес
к предмету.
4) Формировать культуру полемики, умение выслушивать
оппонента, терпимость к иной точке зрения.
5) Дать объективную оценку соц. – эконом. развитию СССР
в сер. 60 – нач. 80-х гг. ХХв.
Оборудование: карта « Политическая карта мира», атласы
по истории СССР хх в. Сборники документов по истории ХХ в.
Интернет. Карточки с заданиями.
Литература: учебник по истории России ХХ в. Под редакцией
А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. КПСС в резолюциях т.1. В. Видьманов, «Кто виноват? И Что делать?». С. Кара – Мурза
Истмат и проблема Восток – Запад.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: дискуссия.
Ход урока.
Подготовительный этап.
Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке
и анализу конкретного вопроса.
Основной этап.
Обсуждаемые вопросы.
Политическая система: плюсы и минусы.
Экономика страны: «расцвет» или «застой».
Развитие культуры: положительное и отрицательное.
Внешняя политика: достижения и просчеты.
Вводное слово учителя.
История нашей страны сложна и многогранна. Были в ней периоды
громких побед и горьких поражений. В этом контексте предмет история имеет особенность. Она зачастую используется как оружие политической борьбы как внутри страны так и вовне. В настоящее время многие события, факты, а то и целые эпохи по новому переосмысливаются историками и политологами. И это не удивительно ведь со временем появляется новая информация о каком либо историческом событии, факте которая полностью меняет наше представление о нем. В этом отношении наша сегодняшняя тема: «СССР в сер.60-х в нач.80-х гг. ХХв.» очень актуальна. Среди историков до сих пор идет дискуссия об этом времени, я бы сказал об этой эпохе, как ее оценивать. Как «застой»
или как «расцвет» СССР. Поэтому наша цель в ходе сегодняшней дискуссии выявить: плюсы и минусы политической системы и экономики страны. Раскрыть положительное и отрицательное в развитие культуры СССР, а также охарактеризовать достижения и просчеты внешней политики Советского Союза. Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку «Брежневской эпохе». Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней, Дискуссия – это полемика,
спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точку зрения.
И так первый вопрос нашей дискуссии «Политическая система страны. Вопрос актуальный, я бы сказал – животрепещущий. Ведь недавно прошли выборы в ГД. На следующий год у нас пройдут президентсткие выборы. Давайте же разберем плюсы и минусы политической системы СССР. Может быть какие то элементы советской системы могут быть востребованы сегодня.
Обсуждение первого вопроса.
Позиция сторонников политической системы СССР.
Позиция критиков политической системы СССР.
Вопросы учителя к первому выступающему?
Какими источниками пользовались при подборе материала?
Чем отличается ВС СССР от ГД РФ по регламенту работы?
Сколько было палат в ВС СССР?
Вопросы учителя к второму выступающему?
Когда была принята последняя конституция нашей страны?
Какие полит. партии представлены в настоящее время в ГД РФ?
Нахождение точек соприкосновения мнений уч-ся.
Какие элементы советской системы можно взять на вооружение сейчас?
Слово учителя.
Переходим ко второму вопросу нашей дискуссии. Этот вопрос также является дискуссионным в исторической литературе. Он тоже актуален. Ведь в настоящее время в России сталкивается с огромной массой проблем в экономике(санкции Запада, падение цены на нефть) и.т.д. Возможно опыт экономического развития СССР даст богатую пищу для размышлений. Так чем же были для нас сер. 60-нач. 80гг. временем «расцвета» или «застоя»?
Обсуждение второго вопроса.
Позиция сторонников «расцвета» СССР.
Позиция критиков «застоя» в СССР.
Вопросы учителя к первому выступающему?
Какими источниками пользовались?
Почему собирая зерна больше чем сейчас СССР покупал зерно заграницей?
Какие объекты соц. культ. быта были построены в селе в то время?
Вопросы учителя к второму выступающему.
Какой значимый промышленный объект начал строиться в Ульяновской обл. в 70-егг.?
Почему себестоимость сельхозпродукции в России больше чем в США?
Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся.
Какой опыт можно взять из экономического развития СССР сегодня?
И теперь третий вопрос наших дебатов. Развитие культуры: положительное и отрицательное. Настоящее время, многие политологи, общестсвенные деятели говорят о противоречивости развития культуры того времени. Где наряду с большим позитивом имели место и негативные явления. Давайте же выслушаем мнения сторон по этому вопросу и спросим себя, а есть ли сегодня противоречия в развитии культуры в России? И почему?
Обсуждение третьего вопроса.
Позиция сторонников развития культуры в СССР.
Позиция критиков развития культуры СССР.
Вопросы учителя к первому выступающему.
Каких известных эстрадных певцов того времени, можете назвать?
Кто такой Ильхам Шакиров?
Вопросы учителя к второму выступающему.
Назовите так называемые «полочные картины»?
Все ли деятели культуры актеры, певцы подержали В.В. Путина в «крымском вопросе»?
Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся.
Так есть ли противоречия в развитии культуры сегодня?
Последний вопрос нашей дискуссии - внешняя политика СССР
в сер.60- нач.80-х гг: достижения и просчеты.
Наверное, этот вопрос является самым актуальным вопросом сегодняшней темы. В настоящее время Россия постепенно восстанавливает свое влияние в мире. Решение самых важных
геополитических проблем не обходиться без участия России.
Это показали и события на Украине, в Сирии, а также борьба с ИГИЛом. СССР называли «сверхдержавой». Давайте проанализируем достижения и просчеты внешней политики Советского Союза. И зададимся вопросом, можно ли назвать современную Россию «сверхдержавой»?
Обсуждение четвертого вопроса.
Позиция сторонников достижений внешней политики СССР.
Позиция критиков внешней политики СССР.
Вопросы учителя к первому выступающему.
Какой литературой пользовались?
Кого из государственных деятелей СССР называли «господином НЕТ»? И почему?
С каким событием связывают достижение паритета между СССР и США?
Вопросы к второму выступающему.
Где сейчас Россия имеет военные базы?
Почему Россия помогает Сирии? Почему Россия поддерживает
ДНР и ЛНР?
Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся?
Какой урок дает нам анализ внешней политики СССР
сер.60 – нач.80гг.?
Мнения уч-ся по итогам дискуссии.
Обобщающее слово учителя.
В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели основные итоги соц.-экономического развития страны. Раскрыли особенности развития культуры, а также выявили достижения и просчеты внешней политики СССР.
Да, Советский Союз был сверхдержавой, да у нашей страны были проблемы в экономике, культуре, во внешней политике.
И Россия сейчас имеет много проблем, однако опыт СССР, понимание того что без стабильности в обществе, без независимой самодостаточной экономики, сильной армии и флота нет движения вперед все больше пронизывает наше общество.
Д\З S 43-46.