СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по истории на тему : СССР в сер. 60-х- нач. 80-г.г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - дискуссия. Анализ соц.- эконом. развития СССР в сер.  60 - нач. 80-х гг. Достижения и просчеты внешней политики СССР.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по истории на тему : СССР в сер. 60-х- нач. 80-г.г.»






План- конспект

урока по истории

на тему: СССР в сер.60-х-

нач. 80-хгг. XX в.







Учитель истории:

Юртаев Г.Р.



Тема: СССР в середине 60-х – нач.80-хгг.ХХв.


Цель 1) Охарактеризовать социально-экономическое развитие

СССР в сер.60-х – нач.80-х гг. ХХ в.

2) Раскрыть положительное и отрицательное в развитии

культуры сер. 60-х – 80-х гг. ХХ в.

Проанализировать достижения и просчеты внешней политики.

3) Способствовать развитию устной речи, активизации

мыслительной деятельности учащихся, прививать интерес

к предмету.

4) Формировать культуру полемики, умение выслушивать

оппонента, терпимость к иной точке зрения.

5) Дать объективную оценку соц. – эконом. развитию СССР

в сер. 60 – нач. 80-х гг. ХХв.

Оборудование: карта « Политическая карта мира», атласы

по истории СССР хх в. Сборники документов по истории ХХ в.

Интернет. Карточки с заданиями.

Литература: учебник по истории России ХХ в. Под редакцией

А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. КПСС в резолюциях т.1. В. Видьманов, «Кто виноват? И Что делать?». С. Кара – Мурза

Истмат и проблема Восток – Запад.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: дискуссия.



Ход урока.


Подготовительный этап.

Каждому ученику дается опережающее задание по подготовке

и анализу конкретного вопроса.

Основной этап.

Обсуждаемые вопросы.


  1. Политическая система: плюсы и минусы.

  2. Экономика страны: «расцвет» или «застой».

  3. Развитие культуры: положительное и отрицательное.

  4. Внешняя политика: достижения и просчеты.

Вводное слово учителя.

История нашей страны сложна и многогранна. Были в ней периоды

громких побед и горьких поражений. В этом контексте предмет история имеет особенность. Она зачастую используется как оружие политической борьбы как внутри страны так и вовне. В настоящее время многие события, факты, а то и целые эпохи по новому переосмысливаются историками и политологами. И это не удивительно ведь со временем появляется новая информация о каком либо историческом событии, факте которая полностью меняет наше представление о нем. В этом отношении наша сегодняшняя тема: «СССР в сер.60-х в нач.80-х гг. ХХв.» очень актуальна. Среди историков до сих пор идет дискуссия об этом времени, я бы сказал об этой эпохе, как ее оценивать. Как «застой»

или как «расцвет» СССР. Поэтому наша цель в ходе сегодняшней дискуссии выявить: плюсы и минусы политической системы и экономики страны. Раскрыть положительное и отрицательное в развитие культуры СССР, а также охарактеризовать достижения и просчеты внешней политики Советского Союза. Участвуя в дискуссии, вы попробуете дать свою оценку «Брежневской эпохе». Не следует претендовать на абсолютную истину, но нужно стремиться приблизиться к ней, Дискуссия – это полемика,

спор, поэтому мы с вами будем совершенствовать культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точку зрения.

И так первый вопрос нашей дискуссии «Политическая система страны. Вопрос актуальный, я бы сказал – животрепещущий. Ведь недавно прошли выборы в ГД. На следующий год у нас пройдут президентсткие выборы. Давайте же разберем плюсы и минусы политической системы СССР. Может быть какие то элементы советской системы могут быть востребованы сегодня.



Обсуждение первого вопроса.


Позиция сторонников политической системы СССР.

Позиция критиков политической системы СССР.

Вопросы учителя к первому выступающему?

Какими источниками пользовались при подборе материала?

Чем отличается ВС СССР от ГД РФ по регламенту работы?

Сколько было палат в ВС СССР?

Вопросы учителя к второму выступающему?


Когда была принята последняя конституция нашей страны?

Какие полит. партии представлены в настоящее время в ГД РФ?

Нахождение точек соприкосновения мнений уч-ся.

Какие элементы советской системы можно взять на вооружение сейчас?




Слово учителя.


Переходим ко второму вопросу нашей дискуссии. Этот вопрос также является дискуссионным в исторической литературе. Он тоже актуален. Ведь в настоящее время в России сталкивается с огромной массой проблем в экономике(санкции Запада, падение цены на нефть) и.т.д. Возможно опыт экономического развития СССР даст богатую пищу для размышлений. Так чем же были для нас сер. 60-нач. 80гг. временем «расцвета» или «застоя»?


Обсуждение второго вопроса.


Позиция сторонников «расцвета» СССР.

Позиция критиков «застоя» в СССР.

Вопросы учителя к первому выступающему?

Какими источниками пользовались?

Почему собирая зерна больше чем сейчас СССР покупал зерно заграницей?

Какие объекты соц. культ. быта были построены в селе в то время?


Вопросы учителя к второму выступающему.

Какой значимый промышленный объект начал строиться в Ульяновской обл. в 70-егг.?

Почему себестоимость сельхозпродукции в России больше чем в США?

Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся.

Какой опыт можно взять из экономического развития СССР сегодня?




И теперь третий вопрос наших дебатов. Развитие культуры: положительное и отрицательное. Настоящее время, многие политологи, общестсвенные деятели говорят о противоречивости развития культуры того времени. Где наряду с большим позитивом имели место и негативные явления. Давайте же выслушаем мнения сторон по этому вопросу и спросим себя, а есть ли сегодня противоречия в развитии культуры в России? И почему?



Обсуждение третьего вопроса.



Позиция сторонников развития культуры в СССР.

Позиция критиков развития культуры СССР.

Вопросы учителя к первому выступающему.

Каких известных эстрадных певцов того времени, можете назвать?

Кто такой Ильхам Шакиров?


Вопросы учителя к второму выступающему.

Назовите так называемые «полочные картины»?

Все ли деятели культуры актеры, певцы подержали В.В. Путина в «крымском вопросе»?

Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся.

Так есть ли противоречия в развитии культуры сегодня?




Последний вопрос нашей дискуссии - внешняя политика СССР

в сер.60- нач.80-х гг: достижения и просчеты.

Наверное, этот вопрос является самым актуальным вопросом сегодняшней темы. В настоящее время Россия постепенно восстанавливает свое влияние в мире. Решение самых важных

геополитических проблем не обходиться без участия России.

Это показали и события на Украине, в Сирии, а также борьба с ИГИЛом. СССР называли «сверхдержавой». Давайте проанализируем достижения и просчеты внешней политики Советского Союза. И зададимся вопросом, можно ли назвать современную Россию «сверхдержавой»?


Обсуждение четвертого вопроса.


Позиция сторонников достижений внешней политики СССР.

Позиция критиков внешней политики СССР.

Вопросы учителя к первому выступающему.

Какой литературой пользовались?

Кого из государственных деятелей СССР называли «господином НЕТ»? И почему?

С каким событием связывают достижение паритета между СССР и США?



Вопросы к второму выступающему.

Где сейчас Россия имеет военные базы?

Почему Россия помогает Сирии? Почему Россия поддерживает

ДНР и ЛНР?

Нахождение точек соприкосновения мнений учащихся?

Какой урок дает нам анализ внешней политики СССР

сер.60 – нач.80гг.?




Мнения уч-ся по итогам дискуссии.


Обобщающее слово учителя.


В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели основные итоги соц.-экономического развития страны. Раскрыли особенности развития культуры, а также выявили достижения и просчеты внешней политики СССР.

Да, Советский Союз был сверхдержавой, да у нашей страны были проблемы в экономике, культуре, во внешней политике.

И Россия сейчас имеет много проблем, однако опыт СССР, понимание того что без стабильности в обществе, без независимой самодостаточной экономики, сильной армии и флота нет движения вперед все больше пронизывает наше общество.


Д\З S 43-46.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!