СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по чтению во 2 классе на тему "Берестов. Хитрые грибы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по чтению во 2 классе на тему "Берестов. Хитрые грибы". Предназначен для использования в общеобразовательной школе. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по чтению во 2 классе на тему "Берестов. Хитрые грибы"»







План-конспект урока литературного чтения

во 2 в классе









Тема: В.Д.Берестов «Хитрые грибы».

«Грибы» (из энциклопедии).



















2016-2017 ученый год

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, аудиозапись стихотворения, смайлики для самооценки, энциклопедии.




Ход урока

I.Организационный момент

Учитель:

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!

II. Проверка домашнего задания


-Произведения какого раздела учебника мы читаем ?

(Люблю природу русскую.Осень)

-Что объединяет все произведения, которые мы читали?




III. Речевая разминка


- А сейчас проведём речевую разминку.


Клим спросил у Алексея:
- Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
- Ну, понятно кто – лисицы!

-Прочитаем медленно (хором)


- Прочитаем стихотворение по ролям. Читаем выразительно, соблюдая интонацию.


- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.


IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

- Ребята, к нам в гости пришёл Лесовичок и просит вас отгадать загадку.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.(Грибы)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?(Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, чему будем учиться на уроке ?

(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)


V. Выявление места и причины затруднения

Итак, мы сегодня говорим о грибах. Как вы думаете, грибы – это растение или нет?

(дети высказывают предположения)

IV.Открытие детьми нового знания

а) Работа с текстом «Грибы», с.77(вывесить карточку с названием текста)

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы поработаем с текстом на с.77

1) Первичное чтение (с.77)

( читают подготовленные ученики)


2) Работа по плану:

Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану.(план на столе)


План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)

  2. Сколько грибов существует на свете?

  3. О каких грибах говорится в тексте?

4. Кто является автором этого текста?

( Автора нет.Написано, что текст взят из энциклопедии.)


- Как называется человек, который пишет научные тексты?

(вывесить карточку–ученый)

Кто знает, что такое энциклопедия?


Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».


Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

(карточка - сведения, информация, факты)


Поэтому этот текст называется –научный текст(карточка на доску)


- Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

(выставка энциклопедий )

Вывод: на доске карточки, проговорить все еще раз


б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.


- Кто из вас любит собирать грибы?


С какими правилами сбора грибов вы познакомились?

V. Работа с поговорками

-А сейчас, ребята, вы будете работать в парах. Вам нужно составить поговорки и объяснить их смысл .

 

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.


VI.Физкультминутка для глаз


-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?


- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь.

А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами .


( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название произведения В. Берестова , которое мы будем читать.

(вывесить название стихотворения)


-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы « хитрыми »?


2 .Первичное восприятие текста( аудиозапись)


3.Беседа.

-Как называются такие произведения?

(стихи) вывесить карточку

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты, в которых передается настроение, чувства от автора читателю?

(художественный текст - вывесить карточку)

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно, подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(подхожу к слабым детям при чтении)

5. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову


Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле.

(картинка со словами выставляются на слайде)


6.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.




- Кто автор произведения? (поэт –карточка на доску)

-Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

(грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?


7. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-же)

-Прочтите выразительно это предложение.


8. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

Что мы должны передать при чтении?

(чувства, настроение) карточка на доску

Вывод:

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы шагать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!



VII. Первичное закрепление

Сравнение художественного текста и научного.

Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

1 текст –научный ,а 2 текст-художественный текст

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья.Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)


Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.


Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставлены таблички:

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма) проза

художественное произведение научный текст

поэт учёный

чувства, настроение факты, события


VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сообщения учащихся (заранее подготовлены)

- Послушаем ребят и попробуем определить, кто его написал – ученый или поэт, доказав это.


1. Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб.

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.



2. А еще грибы нужны лесу, потому что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

Найти информацию в энциклопедии о грибах

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.


X.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему был посвящён наш урок?

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?


XI.Оценка своей работы учащимися?

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что успешно справились со всеми заданиями, покажите улыбающегося человечка.

Если где-то в чем-то неуверенны, то покажите задумчивого человечка.

- Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает смайлик), молодцы .Особенно активно работали: … .

- Урок окончен. Спасибо за работу.













- Предлагаю вам познакомиться с правилами сбора грибов, поработав с карточкой

Как надо собирать грибы”.

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

























Приложения

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)

  2. Сколько грибов существует на свете?

  3. О каких грибах говорится в тексте?

4. Кто является автором этого текста?































В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма) проза

художественное произведение научный текст

поэт учёный

чувства, настроение факты, события

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека.другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.













Серенькие шляпки.

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)



А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)



Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)



Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это ... (Сыроежки)

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости непереносят.)

- Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!