СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Ориентирование на местности. Азимут»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока составлялся на соответствие с занимаемой должности.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Ориентирование на местности. Азимут»»

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО): Рощектаева Алеся Павловна

Город, район: Алтайский край Благовещенский район п. Тельманский

Образовательное учреждение: МБОУ «Тельманская основная общеобразовательная школа»

Предмет (или должность): учитель географии

Класс: 6 класс.

Тема урока: «Ориентирование на местности. Азимут»

Характеристика класса: В классе обучается 7 учащихся, из них 3 мальчика, 4 девочки. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированной, познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к урокам географии положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся на уроке соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы. Дети очень самостоятельны, требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу на уроке.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация. План местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом, транспортер, атласы.



  1. Организационный момент.

Настроить учащихся на работу на уроке, организовать их активную учебную деятельность. Проверить готовность учащихся к уроку.

Метод: беседа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Здравствуйте!


Вспоминают изученный ранее материал: глобус и карта.

Определяют, каких знаний им не хватает.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.


Здравствуйте, ребята! Садитесь.


- На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта». Вспомните, сходства и различия между ними и преимущества каждого.

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества.

- Что нужно узнать для решения проблемы: как ориентироваться на местности?


У каждого учащегося организовано рабочее место: на партах лежат учебники, план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом, транспортер, атласы.


  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Выявить уровень знаний учащихся по подготовке домашнего задания к уроку.

Знать термины: масштаб, виды масштаба, виды карт, с помощью задания на проверку практических навыков.


Метод: фронтальный опрос.

Ученики высказывают предположения на поставленные вопросы. Раскрывают имеющиеся знания.

- Ребята, а сейчас мы с вами проверим домашнее задание.


Задания на знание понятий:

- Что называется масштабом?

- Какие виды масштабов вы знаете?

- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений:

1). Выразите численный масштаб именованным:

1:250 000; 1:1 000 000;

1:1 000; 1:50;

1:25 000.

2). Выразите именованный масштаб численным:

В 1см-100м; В 1см-1км;

В 1см-25км; В 1см-350 км;

В 1см-900км.

3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км.

4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см.

5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5мм; 65,1мм; 67,5мм; 75мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города, и каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625км, Минск-651км, Харьков-675км, Казань-750км.

Задание на проверку практических навыков:

- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

- Как перевести именованный масштаб в численный?

- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

- Молодцы, ребята!

Учащиеся отвечают с места.


Учитель ведет опрос учащихся поднявших руку для ответа.




Задания представлены на интерактивной доске.









Работа у доски.













Учитель-ученик.

III.Изучение нового учебного материала.

Сформулировать представление об ориентирование, азимуте.

Научить учащихся находить азимут. Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для конкретных географических задач.

Развивать мышление учащихся через решение проблемных ситуации.

Называть понятия: горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта, ориентирование, азимут.

Называть: способы определения сторон горизонта, расстояния и направлений на плане местности.

Определять стороны горизонта, расстояния на плане, азимут по компасу.

Метод: Объяснительно-иллюстративный.

Да!




Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.
















Дети самостоятельно делятся на группы.

















Правильный ответ учащихся: ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся.








Дети отвечают: на северо-восток.



Дети работают в тетрадях.







Учащиеся самостоятельно, но под контролем учителя находят в учебники определение азимута. (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.)

Учащиеся выходят к доске и выполняют задания.




При выполнении задания учащиеся умело пользуются транспортиром.






Ребята записывают план в рабочую тетрадь.










Один учащийся отвечает у доски, остальные внимательно слушают, и задают вопросы.


Учащиеся работают по учебнику стр. 37 и выполняют инструкцию, правила работы с компасом.


Каждая группа определяет азимут предмета в кабинете.

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта.


- Итак, какие стороны горизонта вы знаете?

1) Учитель предлагает, начертить схему сторон горизонт.

Вызывает одного учащегося к доске.


- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.








- А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта.

Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

а) по муравейнику;

б) по ветвям одиноко стоящего дерева;

в) по годичным кольцам пней;

г) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

д) по Полярной звезде и т.д.

Задача.

Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это.


- Правильно ли направление пути туриста?










- Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске.

- Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

- Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север

- Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.35, что такое азимут?







- Покажите на схеме, где азимут.

- Определите значение азимута с помощью транспортира.

- Выполните задание на определение азимута( рис. 20, стр.35).

- На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса.

Нахождение азимута по плану:

а). Определите направление на север.

б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

5) Определение направлений по плану:


- При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг).


-А сейчас нам расскажут что такое компас. (Учитель просит слушающих учащихся подготовить по одному вопросу отвечающему ).


- Познакомимся с правилами работы с компасом.

Учитель контролирует каждого ученика индивидуально и исправляет допущение ошибки при работе с компасом.



- Ребята, а сейчас поработаем в группах.

Нахождение азимута на предметы в кабинете.





















Учащиеся делятся на 2 группы т.к. малая накопляемость класса.























Изображение рисунка выведено на экран интерактивной доски.







































Учитель может продемонстрировать наглядно с помощью листа бумаги.


Отвечает заранее подготовленный ученик.





Предметом может быть глобус, стул учителя, учебник и.т.д.

  1. Закрепление учебного материала.

Проверить уровень усвоения теоретических знаний у учащихся. Умение обосновывать свой ответ с помощью примеров. Уметь правильно отвечать на поставленный вопрос с помощью изученных терминов.

Метод: коллективная работа.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других, подтверждая свой ответ полученными теоретическими знаниями. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

Учащиеся: 280

Учащиеся: Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д.

- Определите азимут на предметы по рисунку.



- Чему равен азимут 1000 ?

- Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае?


Рисунок выводится на экран интерактивной доски.

V. Задание на дом.

Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание, проверяют друг у друга запись в дневнике.

Параграф 6, подготовиться к практической работе на улице.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!