Здравствуйте! Вспоминают изученный ранее материал: глобус и карта. Определяют, каких знаний им не хватает. Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. - На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта». Вспомните, сходства и различия между ними и преимущества каждого. Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. Побуждает к диалогу: вопросы на развитие творчества. - Что нужно узнать для решения проблемы: как ориентироваться на местности? | У каждого учащегося организовано рабочее место: на партах лежат учебники, план местности, карта полушарий, компасы, раздаточный материал с топографическим планом, транспортер, атласы. |
Ученики высказывают предположения на поставленные вопросы. Раскрывают имеющиеся знания. | - Ребята, а сейчас мы с вами проверим домашнее задание. Задания на знание понятий: - Что называется масштабом? - Какие виды масштабов вы знаете? - Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете? Задания на проверку умений: 1). Выразите численный масштаб именованным: 1:250 000; 1:1 000 000; 1:1 000; 1:50; 1:25 000. 2). Выразите именованный масштаб численным: В 1см-100м; В 1см-1км; В 1см-25км; В 1см-350 км; В 1см-900км. 3). Начертите прямоугольник 15км на 30км в масштабе в 1см 5км. 4). Определите масштаб плана, если дорога длиной 5км на нём имеет длину 10см. 5). Ученик изобразил на листе бумаги города: Москву, Санкт-Петербург, Минск, Харьков, Казань. Расстояние при этом между Москвой и другими городами он выразил следующими величинами: 62,5мм; 65,1мм; 67,5мм; 75мм. В каком направлении от Москвы изобразил ученик эти города, и каким масштабом он пользовался, если учесть, что С.-Петербург находится от Москвы на расстоянии 625км, Минск-651км, Харьков-675км, Казань-750км. Задание на проверку практических навыков: - Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту? - Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба? - Как перевести именованный масштаб в численный? - Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный? - Молодцы, ребята! | Учащиеся отвечают с места. Учитель ведет опрос учащихся поднявших руку для ответа. Задания представлены на интерактивной доске. Работа у доски. Учитель-ученик. |
Да! Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем. Дети самостоятельно делятся на группы. Правильный ответ учащихся: ветер дул с востока на запад. Путник шел против ветра - на восток, потом повернул на лево и пошел на север. Сделав еще поворот направо, он зашагал на восток вместо нужного ему западного направления. Следовательно, турист ошибся. Дети отвечают: на северо-восток. Дети работают в тетрадях. Учащиеся самостоятельно, но под контролем учителя находят в учебники определение азимута. (Азимут-угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелки.) Учащиеся выходят к доске и выполняют задания. При выполнении задания учащиеся умело пользуются транспортиром. Ребята записывают план в рабочую тетрадь. Один учащийся отвечает у доски, остальные внимательно слушают, и задают вопросы. Учащиеся работают по учебнику стр. 37 и выполняют инструкцию, правила работы с компасом. Каждая группа определяет азимут предмета в кабинете. | - Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, узнаем еще несколько способов нахождения сторон горизонта. - Итак, какие стороны горизонта вы знаете? 1) Учитель предлагает, начертить схему сторон горизонт. Вызывает одного учащегося к доске. - Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. - А теперь проверим, как вы уже можете определить на местности стороны горизонта. Работа проводится в группах. Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта: а) по муравейнику; б) по ветвям одиноко стоящего дерева; в) по годичным кольцам пней; г) по таянию снега на крышах, склонах холмов; д) по Полярной звезде и т.д. Задача. Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул на лево и продолжал свой и путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компас он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90, так как решил, что западное направление именно это. - Правильно ли направление пути туриста? - Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта, но посмотрите на рисунок на доске. - Вы обозначены крестиком на плане и вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете? - Правильно. Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на станцию и направление на север - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти? Прочитайте в учебнике стр.35, что такое азимут? - Покажите на схеме, где азимут. - Определите значение азимута с помощью транспортира. - Выполните задание на определение азимута( рис. 20, стр.35). - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса. Нахождение азимута по плану: а). Определите направление на север. б). От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север. в) Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке. 5) Определение направлений по плану: - При изображении направлений на плане условно считают верхний край листа бумаги - северным, нижний край - южным, правый – восточным, левый – западным. На листе слева чертится стрелка острием вверх, над ней пишется буква С (север) – Ю (юг). -А сейчас нам расскажут что такое компас. (Учитель просит слушающих учащихся подготовить по одному вопросу отвечающему ). - Познакомимся с правилами работы с компасом. Учитель контролирует каждого ученика индивидуально и исправляет допущение ошибки при работе с компасом. - Ребята, а сейчас поработаем в группах. Нахождение азимута на предметы в кабинете. | Учащиеся делятся на 2 группы т.к. малая накопляемость класса. Изображение рисунка выведено на экран интерактивной доски. Учитель может продемонстрировать наглядно с помощью листа бумаги. Отвечает заранее подготовленный ученик. Предметом может быть глобус, стул учителя, учебник и.т.д. |
Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других, подтверждая свой ответ полученными теоретическими знаниями. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию. Учащиеся: 280 Учащиеся: Стрелка компаса всегда себя ведет себя беспокойно в районах магнитных аномалий. Причины аномалий могут быть обусловлены наличием запасов железных руд. Надо отметить этот район на карте и по возвращении домой сообщить об этом в ближайшее геологическое управление. Возвращаться домой придется по местным признакам: звездам, солнцу и т.д. | - Определите азимут на предметы по рисунку. - Чему равен азимут 1000 ? - Во время похода вы обнаружили, что стрелка компаса стала вести себя неспокойно, показывая то одно, то другое направление. Почему это могло произойти? Что бы вы посчитали необходимым сделать в этом случае? | Рисунок выводится на экран интерактивной доски. |