СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока "Окружающий мир" для 3 класса на тему: "Что такое почва? Состав почвы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока "Окружающий мир" для 3 класса на тему: "Что такое почва? Состав почвы."

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Окружающий мир" для 3 класса на тему: "Что такое почва? Состав почвы."»

Допускаю________________


Оценка за урок: _____________











План-конспект

урока окружающего мира

в 3 «А» классе

24 октября 2017г.





















Консультация учителя________________







План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.

Окружающий мир: Учебник: 3 класс, 1 ч.

Школа: МАОУ СОШ № 6

Студентка-практикантка: Сторожук Ангелина Владимировна, СПО-31 шк.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:24.10.2017г.

Время:8:00-8:40

Место: МАОУ СОШ № 6

Класс: 3«А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Что такое почва. Состав почвы.»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о почве, её составе и образовании.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с почвой ,её составом и образованием; формированию первоначальных представлений почве, её составе и образовании; формирование умения распознавать компоненты, содержащиеся в почве, через проведение практической работы.

Воспитательные: средствами учебного знания воспитывать интерес к почве, её составе и образовании; способствовать формированию интереса к окружающему миру.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с почвой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений, умению различать компоненты, содержащиеся в почве.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.



Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания больше узнать; воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу к объектам окружающего мира, культуру поведения, проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками и с взрослыми.

Метапредметные:

Познавательные универсальные учебные действия: умение осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний: нахождение отличия нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельно выделять и формировать познавательной цели; умение извлекать информацию из речи учителя и иллюстраций; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать; формирование желания узнавать больше нового о почве и её составе.

Регулятивные универсальные учебные действия: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свои действия для реализации цели урока; самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; учиться работать по предложенному учителем плану; адекватно воспринимать оценки учителя и высказываний одноклассников; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, уметь правильно отвечать и задавать вопросы, уметь взаимодействовать в группе и устанавливать рабочие отношения, уметь слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним; уметь участвовать в коллективном обсуждении, грамотно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, презентация, учебник; оборудование для опыта: пробирки на подставках, почва, вода.



Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)

У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, пенал, рабочая тетрадь, дневник.
Садитесь.

3) Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 2)

У.: - Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Ребята, о чём вы говорили на прошлом уроке?

О: На прошлом уроке мы говорили о воде, разбирали круговорот воды и памятку «Как сберечь воду».

(Слайд 3)

У: В каких трёх состояниях вода находится в природе?

О: Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.

У: Молодцы! Дополните предложения. Вода в твёрдом состоянии – это…

О: Лёд и снег.

У: Вода в жидком состоянии – это…

О: Вода.

У: Вода в газообразном состоянии – это…

О: Водяной пар.

У: Верно! При какой температуре вода превращается в лёд?

О: При температуре 0°C.

У: Как происходит круговорот воды в природе?

О: С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там и образуется множество водяных капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (Путешествие капли - Капитошки)

У: Круговорот воды в природе происходит постоянно?

О: Да.

У: Почему нужно беречь воду?

О: На земле всё меньше остаётся чистой воды. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах. В морях погибают растения животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Чтобы всё живое не вымерло, нужно беречь воду.

У: Что для этого нужно делать?

О: Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. Сейчас строят такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют.

У: Что мы можем сделать, чтобы сохранить воду?

О: Меньше использовать воду, плотно закрывать кран, не бросать мусор в водоёмы, а в специальные урны.

У: Молодцы! У каждого из вас на парте лежит тест, состоящий из 5 вопросов. Напротив каждого вопроса два варианта ответа. Обведите тот, который вы считаете верным.

Тест на тему: «Превращения и круговорот воды».

  1. Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Да Нет

  1. Вода превращается в лёд при температуре +10°C.

Да Нет

  1. Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии.

Да Нет

  1. Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии.

Да Нет

  1. Круговорот воды происходит постоянно.

Да Нет

У: Переверните листок. Вы должны составить схему круговорота воды в природе. Покажите стрелочками.



У: (После выполнения всей работы – взаимопроверка). Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сначала проверим тест. Напротив правильного ответа ставим «+». (Слайд 4)

  1. Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.

Да Нет

  1. Вода превращается в лёд при температуре +10°C.

Да Нет

  1. Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии.

Да Нет

  1. Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии.

Да Нет

  1. Круговорот воды происходит постоянно.

Да Нет

У: Поставьте оценку синей ручкой.

Одна ошибка – «5»

Две ошибки – «4»

Три ошибки – «3»

Проверяем схему. (Слайд 5)

У: Ребята, домашним заданием у вас было нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!» Кто хочет рассказать про свой плакат? (3-4 человека). Все остальные сдайте свои работы, у кого не подписаны – подпишите на задней стороне листа.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Дети, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны решить кроссворд.


(Слайд 6)




П

А

Ц

Я

Л


О

Л

Ш

А

Д

Ь



Ч

К

Ы

О

Б



В

Л

Е


А

Б

О

С

А

К




Загадки для кроссворда:

  1. Рыбку цапнула в пруду.
    Цап!- и нет. Имей ввиду
    На носу осталась капля.
    А зовут ту птицу … (Цапля)

  2. Подкованы ноги,
    Бежит по дороге:
    Грива дугою,
    А хвост метлою. (Лошадь)

  3. У коровки есть сынок:
    Он росточком невысок,
    У него четыре ножки, 
    Есть и хвостик, есть и рожки,
    Есть и рыженький бочок.
    И зовут его... (Бычок)

  4. Познакомьтесь поскорей:
    В джунглях это – царь зверей!
    Всех на свете одолев,
    Подобрел немножко ...(Лев)

  5. Кто там очень громко лает,
    Никого в дом не пускает?
    Злая видимо, однако,
    Ведь зовут её… (Собака)



У: Какие молодцы! Все загадки отгадали и кроссворд решили! Так какая же тема нашего урока?

О: Почва

У: Правильно! Сегодня мы будем разговаривать о почве. Для чего нам нужна почва?

О: Почва нам нужна чтобы выращивать растения. В почве живут некоторые животные.

  1. Работа по учебнику: стр. 64.

У: Откройте учебник на странице 64. Рассмотрим рисунок. Что вы видите на рисунке?

О: На рисунке изображен разрез почвы. Мы видим что там живут животные, такие как: Медведка, личинка жука, крот, сверчок и т.д. Из почвы растут растения.

V. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)


VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

  1. Лекция с элементами беседы.

У: Тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.

У: Почему же почва плодородна?

О: Потому что в почве есть вещества, которые необходимы растениям для жизни.

У: Предположим, что в почве есть то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.

  1. Практическая работа.

У: Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. У вас на партах есть на подставках пробирки, в которых уже находится вода. Сейчас я пройду и разложу вам почву. Внимательно посмотрите, что произойдёт в пробирке.

О: Пузырьки воздуха выходят на поверхность.

У: Правильно, это обозначает, что в почве есть воздух.

Записываем на листках, которые я вам раздала, результат первого опыта.

Что ещё содержится в почве, мы узнаем, просмотрев видео.

(Дети смотрят видео, где проводят 4 опыта).

У: (после просмотра 2 опыта) Что показывает 2 опыт?

О: То что в почве есть вода.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 3 опыта) Что показывает нам этот опыт?

О: В почве есть перегной.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 4 опыта) Из каких двух веществ состоит почва?

О: Из глины и песка.

У: Записываем на листок.

(После просмотра 5 опыта) Что ещё содержится в почве?

О: В почве содержатся минеральные соли.

У: Молодцы, запишите на листок последние составляющие почвы.

Какой вывод следует из всех этих опытов?

О: Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.

(Слайд 7)

У: В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные  бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то,  что необходимо для роста растений.

(Слайд 8)

У: Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу?

О: Да (нет).

У: Давай проверим, рассмотрите 2 разных образца почв. Что заметили?

О: Почвы разного цвета.

У: От чего зависит цвет почвы?

О: От количества перегноя.

У: Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?

О: Чернозём.

У: Верно! Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя.

Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек  научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.


VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: Что такое почва?

О: Почва – это верхний плодородный слой земли.

У: Назовите главное свойство почвы.

О: Плодородие.

У: Какие вещества содержатся в почве?

О: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.

У: Какая почва самая плодородная?

О: Чернозём.

У: Молодцы. Верно. У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«Метод 5 пальцев»

У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:

«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.

- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?

«Б» (безымянный) – близость к цели.

- Что я сегодня сделал и чего достиг?

«С» (средний) – состояние духа.

- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?

«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.

- Чем я сегодня помог другим? «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.

- Что я сегодня сделал для моего здоровья?

Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)

У: Остальные сдайте свои работы.


Домашнее задание: На странице 67 «Задания для домашней работы» выполните задание 1 и 2.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!