Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира
в 3 «А» классе
24 октября 2017г.
Консультация учителя________________
План-конспект урока по программе: УМК «Школа России» Плешаков А.А.
Окружающий мир: Учебник: 3 класс, 1 ч.
Школа: МАОУ СОШ № 6
Студентка-практикантка: Сторожук Ангелина Владимировна, СПО-31 шк.
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:24.10.2017г.
Время:8:00-8:40
Место: МАОУ СОШ № 6
Класс: 3«А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Что такое почва. Состав почвы.»
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о почве, её составе и образовании.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с почвой ,её составом и образованием; формированию первоначальных представлений почве, её составе и образовании; формирование умения распознавать компоненты, содержащиеся в почве, через проведение практической работы.
Воспитательные: средствами учебного знания воспитывать интерес к почве, её составе и образовании; способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с почвой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; способствовать развитию кругозора обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, умению выделять главное, делать выводы, формирование учебно-информационных умений, умению различать компоненты, содержащиеся в почве.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, желания больше узнать; воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу к объектам окружающего мира, культуру поведения, проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками и с взрослыми.
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия: умение осознавать познавательную задачу, ориентироваться в своей системе знаний: нахождение отличия нового от уже известного с помощью учителя; самостоятельно выделять и формировать познавательной цели; умение извлекать информацию из речи учителя и иллюстраций; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать; формирование желания узнавать больше нового о почве и её составе.
Регулятивные универсальные учебные действия: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свои действия для реализации цели урока; самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок; учиться работать по предложенному учителем плану; адекватно воспринимать оценки учителя и высказываний одноклассников; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; анализировать объекты с целью выделения признаков, умение осуществлять саморегуляцию.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, уметь правильно отвечать и задавать вопросы, уметь взаимодействовать в группе и устанавливать рабочие отношения, уметь слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним; уметь участвовать в коллективном обсуждении, грамотно и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Предметные: содействовать развитию умений осуществлять запись информации, полученной в ходе исследования; планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение состава почвы, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, презентация, учебник; оборудование для опыта: пробирки на подставках, почва, вода.
Содержательный компонент урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
2) Проверка готовности к уроку. (Слайд 1)
У: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, пенал, рабочая тетрадь, дневник.
Садитесь.
3) Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 2)
У.: - Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Актуализация умений и знаний.
У: Ребята, о чём вы говорили на прошлом уроке?
О: На прошлом уроке мы говорили о воде, разбирали круговорот воды и памятку «Как сберечь воду».
(Слайд 3)
У: В каких трёх состояниях вода находится в природе?
О: Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии.
У: Молодцы! Дополните предложения. Вода в твёрдом состоянии – это…
О: Лёд и снег.
У: Вода в жидком состоянии – это…
О: Вода.
У: Вода в газообразном состоянии – это…
О: Водяной пар.
У: Верно! При какой температуре вода превращается в лёд?
О: При температуре 0°C.
У: Как происходит круговорот воды в природе?
О: С поверхности водоёмов и почвы вода в виде пара поднимается вверх. Воздух высоко над землёй всегда холодный. Пар охлаждается там и образуется множество водяных капелек и льдинок образуются облака. Облака лёгкие, и ветер переносит их порой на очень большие расстояния. Из облаков вода возвращается на землю в виде дождя и снега. (Путешествие капли - Капитошки)
У: Круговорот воды в природе происходит постоянно?
О: Да.
У: Почему нужно беречь воду?
О: На земле всё меньше остаётся чистой воды. От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах. В морях погибают растения животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека. Чтобы всё живое не вымерло, нужно беречь воду.
У: Что для этого нужно делать?
О: Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. Сейчас строят такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют.
У: Что мы можем сделать, чтобы сохранить воду?
О: Меньше использовать воду, плотно закрывать кран, не бросать мусор в водоёмы, а в специальные урны.
У: Молодцы! У каждого из вас на парте лежит тест, состоящий из 5 вопросов. Напротив каждого вопроса два варианта ответа. Обведите тот, который вы считаете верным.
Тест на тему: «Превращения и круговорот воды».
Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. | Да Нет |
Вода превращается в лёд при температуре +10°C. | Да Нет |
Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии. | Да Нет |
Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии. | Да Нет |
Круговорот воды происходит постоянно. | Да Нет |
У: Переверните листок. Вы должны составить схему круговорота воды в природе. Покажите стрелочками.
У: (После выполнения всей работы – взаимопроверка). Поменяйтесь работами с соседом по парте. Сначала проверим тест. Напротив правильного ответа ставим «+». (Слайд 4)
Вода встречается в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. | Да Нет |
Вода превращается в лёд при температуре +10°C. | Да Нет |
Лёд и снег – это вода в газообразном состоянии. | Да Нет |
Водяной пар – это вода в твёрдом состоянии. | Да Нет |
Круговорот воды происходит постоянно. | Да Нет |
У: Поставьте оценку синей ручкой.
Одна ошибка – «5»
Две ошибки – «4»
Три ошибки – «3»
Проверяем схему. (Слайд 5)
У: Ребята, домашним заданием у вас было нарисовать плакат на тему: «Берегите воду!» Кто хочет рассказать про свой плакат? (3-4 человека). Все остальные сдайте свои работы, у кого не подписаны – подпишите на задней стороне листа.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Дети, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны решить кроссворд.
(Слайд 6)
П
А
Ц
Я
Л
О
Л
Ш
А
Д
Ь
Ч
К
Ы
О
Б
В
Л
Е
А
Б
О
С
А
К
Загадки для кроссворда:
Рыбку цапнула в пруду.
Цап!- и нет. Имей ввиду
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу … (Цапля)
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою. (Лошадь)
У коровки есть сынок:
Он росточком невысок,
У него четыре ножки,
Есть и хвостик, есть и рожки,
Есть и рыженький бочок.
И зовут его... (Бычок)
Познакомьтесь поскорей:
В джунглях это – царь зверей!
Всех на свете одолев,
Подобрел немножко ...(Лев)
Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её… (Собака)
У: Какие молодцы! Все загадки отгадали и кроссворд решили! Так какая же тема нашего урока?
О: Почва
У: Правильно! Сегодня мы будем разговаривать о почве. Для чего нам нужна почва?
О: Почва нам нужна чтобы выращивать растения. В почве живут некоторые животные.
Работа по учебнику: стр. 64.
У: Откройте учебник на странице 64. Рассмотрим рисунок. Что вы видите на рисунке?
О: На рисунке изображен разрез почвы. Мы видим что там живут животные, такие как: Медведка, личинка жука, крот, сверчок и т.д. Из почвы растут растения.
V. Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
Лекция с элементами беседы.
У: Тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.
У: Почему же почва плодородна?
О: Потому что в почве есть вещества, которые необходимы растениям для жизни.
У: Предположим, что в почве есть то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.
Практическая работа.
У: Сегодня мы маленькие учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. У вас на партах есть на подставках пробирки, в которых уже находится вода. Сейчас я пройду и разложу вам почву. Внимательно посмотрите, что произойдёт в пробирке.
О: Пузырьки воздуха выходят на поверхность.
У: Правильно, это обозначает, что в почве есть воздух.
Записываем на листках, которые я вам раздала, результат первого опыта.
Что ещё содержится в почве, мы узнаем, просмотрев видео.
(Дети смотрят видео, где проводят 4 опыта).
У: (после просмотра 2 опыта) Что показывает 2 опыт?
О: То что в почве есть вода.
У: Записываем на листок.
(После просмотра 3 опыта) Что показывает нам этот опыт?
О: В почве есть перегной.
У: Записываем на листок.
(После просмотра 4 опыта) Из каких двух веществ состоит почва?
О: Из глины и песка.
У: Записываем на листок.
(После просмотра 5 опыта) Что ещё содержится в почве?
О: В почве содержатся минеральные соли.
У: Молодцы, запишите на листок последние составляющие почвы.
Какой вывод следует из всех этих опытов?
О: Вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли.
(Слайд 7)
У: В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то, что необходимо для роста растений.
(Слайд 8)
У: Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу?
О: Да (нет).
У: Давай проверим, рассмотрите 2 разных образца почв. Что заметили?
О: Почвы разного цвета.
У: От чего зависит цвет почвы?
О: От количества перегноя.
У: Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?
О: Чернозём.
У: Верно! Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя.
Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У: Что такое почва?
О: Почва – это верхний плодородный слой земли.
У: Назовите главное свойство почвы.
О: Плодородие.
У: Какие вещества содержатся в почве?
О: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
У: Какая почва самая плодородная?
О: Чернозём.
У: Молодцы. Верно. У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:
«Метод 5 пальцев»
У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим? «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)
У: Остальные сдайте свои работы.
Домашнее задание: На странице 67 «Задания для домашней работы» выполните задание 1 и 2.