I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: "Включение" в учебную деятельность | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Вспомним с помощью какой конструкции мы работаем с числовыми последовательностями. Как записывается оператор цикла с предусловием? Как он работает? Как записывается оператор цикла с постусловием? Как он работает? Как записывается оператор цикла с параметром? Как он работает? В каких случаях используется каждый оператор? С помощью какого цикла можно решить задачу? (перечисление задач) Как удобнее работать с последовательностями чисел, списками, таблицами? | Готовят рабочее место, настраиваются на урок Перечисляют циклы Слушают учителя и определяют, о каком цикле идет речь. | Работа с тетрадью | Циклы: For.. While… Repeat… Данные: последовательности чисел, списки, таблицы | Коммуни-кативные: Приветствуют учителя Познава-тельные: вспоминают изученный ранее материал: циклы Регулятивные: определяют, каких знаний им не хватает, определяют соответствую-щие учебные задачи |
III. Изучение нового (17 мин) Цель: "Включение" в целенаправленное действие | Учитель ставит проблему: - Прежде чем работать с таблицей ее нужно заполнить данными, как это можно сделать? Учитель ставит вопрос: - Но если этих элементов десять или десять тысяч? Учитель ставит проблему: -Мы можем заполнить массив числами с клавиатуры. Если нам указан диапазон чисел, можем ли мы автоматически ввести числа из диапазона, если массив большой размерности? Какими числами будет заполнен массив в данном примере? For i:=1 to 10000 do A[i]:=i*2; Конечно, вместо выражения i*2 можно использовать любые математические формулы. Тогда каждый раз массив будет заполняться по функциональной зависимости, где индекс - это аргумент функции (i), а сам элемент - значение функции (A[i]). Задание: заполнить массив значений функции y=x2 на промежутке [1; 20]. Слушает ответы, делает обобщение и выводы Как найти максимальный элемент в массиве? Предложение учителя: Пусть а, b, c - вводимые с клавиатуры числа, Max - максимальное из их значений. Как вычислить сумму, произведение, количество (по условию) элементов массива? | Вспоминают оператор присваивания. Вспоминают оператор ввода, цикл for, приводят примеры заполнения массива по одному элементу с клавиатуры. Вспоминают генератор случайных чисел, садятся за компьютеры (группами), осуществляют ввод и вывод массива. Определяют результат работы программы: Получим в каждом элементе массива число в два раза большее, чем его индекс. Это значит, что в первым элементом будет 2, а последним - 20000. Работа в тетради: For x:=1 to 20 do y[x]:=sqr(x); Обсуждение возможных решений задачи. Работа в тетради: Max:=a[1]; for i:=2 to 10 do if Max then Max := a[i];
Работа с карточками: Типовые алгоритмы обработки массива | Заполнить массив из трех элементов a1=10; a2=0; a3=2. Заполнить массив из 10-ти элементов числами от 1 до 10. Заполнить массив случайными числами из диапазона [-5;125]. Составить фрагмент программы поиска максимального числа из трех введенных с клавиатуры чисел. Обсуждение фрагментов программ в группах. | оператор присваивания цикл for генератор случайных чисел randomize сумма, произведение, выбор по условию, поиск максимального (минимального) элемента в массиве | Познавательные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его, анализируют, сравнивают и обобщают факты, выявляют причины, осознают возникшие интеллектуальные затруднения, противоречия, дефицита знаний Коммуникативные: вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его Регулятивные: осознают цели предстоящей деятельности |
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: "Включение" в тренировочную деятельность | Учитель организует работу учащихся, инструктирует | Работа в тетрадях (индивидуально) | Составить программу для решения следующих задач: В массиве с1, с2 , ..., с40 найти произведение отрицательных чисел. В массиве b1, b2, ..., b20 найдите количество "единиц". В массиве чисел а1, а2 , ..., а30 найти сумму четных чисел, стоящих на нечетных местах. | | Познавательные: Проявляют познавательную инициативу Регулятивные: планируют свою деятельность для решения поставленной задачи |
V. Контролирующее задание (10 мин) Цель: "Включение" в продуктивную деятельность. | Практическая работа на компьютере. Учитель организует работу учащихся, инструктирует | Выполняют работу на компьютере (в группах) | Практическая работа на компьютере (в группах): сравнивают свои решения; тестируют программы. | | Познавательные: выполняют задания на новый материал в группах Коммуникативные: обсуждают в группах варианты решения учебной задачи |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: для учителя: получение данных для корректировки или индивидуализации обучения; для ученика: самоопределение, постановка личных и познавательных задач. | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на слайде (презентация), и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает сделать вывод по уроку: – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке. Дает домашнее задание Составить программу: В массиве чисел с1, с2, ..., с60 найти количество нулей стоящих на местах, кратных 4 т.е. среди чисел с4, с8, ... Протестировать ее на компьютере. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Воспроизводят тему и задачи урока. Рефлексируют по заданным вопросам. Записывают домашнее задание | | | Познавательные: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Коммуникативные: отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Регулятивные: определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, определяют степень своего продвижения к цели |