СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока на тему: "плавание тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и  тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему: "плавание тел"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1. ФИО: Шевцова Любовь Николаевна

2.Место работы: МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»

3. Должность : учитель физики

4.Предмет: физика

5.Класс: 7

6.Базовый учебник: Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2013. – 221, [3] с.: ил.

7. Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР и самостоятельной деятельности учащихся.

8.Метод обучения: исследовательский.

9.Тема и номер урока в теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок № 46.16

Тема урока: «Плавание тел».

Цель урока:

Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Задачи:

Образовательные:

Актуализировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел.

Развивающие:

Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, компьютерную грамотность, аккуратность.

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, оборудование для проведения опытов.

Оборудование: несколько стаканов с растворами соли, сахара, марганцовки, яйцо в воде, набор тел: бруски железный, алюминиевый, дубовый, пробковый, пенопластовый кубик, ареометр.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- готовность к равноправному сотрудничеству;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- убежденность в возможности познания природы;

- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений


Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные умения

-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости;

- умение составлять план эксперимента, заполнять таблицу и делать вывод;

- умение работать с текстом учебника.

«Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.»

И .Кант

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1 

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Название используемых ЭОР

Время

(в мин)

1

Оргмомент

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность своего рабочего места.


1

2

Актуализация знаний, повторение пройденного материала.

  1.  Предлагает ученикам вспомнить закон Архимеда

(Сформулировать, записать формулу)

Слайд № 1 Слайд № 2


  1. Выполнить тест, состоящий из 8 разноуровневых заданий. ( на столах уч-ся лежат листочки с вопросами теста) Контролирует выполнение теста учащимися. Оценки.

Слайд № 3

  Просмотр ролика Архимедова сила:

Опишите картинку


Отвечают на вопросы, формулируют закон Архимеда.

Слайд № 2



Выполняют тест, согласно инструкциям учителя.

Проверяю по ключу.

Слайд № 4

(плавает, часть над водой, часть под водой)









Архимедова сила (айсберг)

9

3

Постановка цели урока

Объявление темы урока.


Постановка целей и их запись каждым предложившим цель


Формулируют цели урока Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, делая различные предположения.



3

4

Изучение нового материала

Создание мотивации.

Слайд № 5-8


Рассказ о мальчике:

Однажды учитель продемонстрировал ученикам волшебное яйцо, которое умело плавать, а точнее всплывать со дна стакана и загадал ученикам загадку: как не трогая стакана с водой и яйцом и не используя никаких инструментов достать яйцо из стакана? Самый сообразительный, потратив всего 1 минуту, уже держал это яйцо в руках и получил «5». Как ему это удалось?

ТБ.

(на столах несколько стаканов с растворами соли, сахара, марганцовки, яйцо в воде)

Демонстрирует опыт: доливают в стакан раствор соли.


Слайд № 9

3адание группе 1:

  1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

  2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

  3. Результаты оформите в виде таблицы.

Плотность жидкости

Плотность вещества

Тонет или нет





Вода – 1000 кг/м

  1. Железо

 

  1. Алюминий


  1. Дерево (дуб)


  1. Пробка


Оборудование: сосуд с водой и набор тел: бруски железный, алюминиевый, дубовый, пробковый.

Слайд № 10

Задание группе 2:

  1. Сравните глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров.

  2. Сделайте выводы на основании результатов опытов

Оборудование: сосуд с водой, деревянный и пенопластовый кубики.

Слайд № 11

Задание группе 3:

  1. Выясните, отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке

  2. Сделайте выводы на основании результатов опытов.

Оборудование: стакан с водой, стакан с маслом, деревянный брусок 2 шт.

Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Задание группе 4:

Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды. Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Оборудование: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта:

  1. Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла.

  2. Опустите пипетку на глубину 3 – 4 см в стакан с водой.

  3. Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.

  4. На основе проделанного опыта сделайте вывод.

После выполнения эксперимента обсуждаются результаты работы, подводятся итоги. Пока учащиеся выполняют задания, наблюдаю за их работой, оказываю необходимую помощь.

Учитель: Заканчиваем работу, приборы отодвиньте на край стола. Переходим к обсуждению результатов. Сначала выясним, какие тела плавают в жидкости, а какие – тонут.

(Группа 1,2)(Учащиеся приводят примеры и делают вывод.) и т.д.

Слайд № 12

Слайд № 13,14

Учитель: (Группа 4) Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.

Действие прибора - Ареометр (демонстрируем определение плотности воды и масла)


Пробуют в парах на своих местах.


Вывод:

  1. Поведение тела зависит от плотности жидкости.

  2. Тело может всплывать, плавать, тонуть.



Выполняют задание.

 Заполняют таблицу.

 Сравнивают значения плотностей.

 Делают вывод:

  1. Если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело плавает.

  2. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет.


А если равны?


  1. Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело плавает внутри жидкости.


Опыт с киндерами

(мензурка с водой и 3 киндера разной массы)





Вывод: Таким образом, глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности самого тела.




Вывод:

Глубина погружения тела в жидкость зависит от плотности жидкости









Вывод:

Жидкости ведут себя также, как и твердые тела. Их расположение в сосуде зависит от плотности.













































Резина и кирпич в жидкости











Гиря в ртути


Мертвое море

20

4

Закрепление нового материала

Предлагает учащимся заполнить таблицу Слайд № 15

Проверка Слайд № 16



FA и FT



Ж и Т

Тонет, плавает или всплывает

FA T



Ж Т

Тонет

FA = FT



Ж = Т

Плавает

FA FT



Ж Т

Всплывает




Выполняют задание, применяя полученные знания. Делают и записывают вывод в тетрадь



8

5

Рефлексия.


Со всеми ли задачами мы справились? Выясняем?

Формулируют выводы.

Задают вопросы учителю.



2

6


Подведение итогов урока

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий.

 Выставляет  оценки


Слушают учителя.


1

7

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание, комментирует его:

§ 50, упр. 25 № 2, 4 Задание с пластилином!


Слайд № 17,18

Фиксируют домашнее задание.


1


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР Таблица 2

Название ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 1

“Архимедова сила”

Рисунок, текст, звук. Озвученная иллюстрация для изучения закона Архимеда.(Айсберг)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcba5e0d-3bb7-4a6b-beaf-23ab9435b069/7_215.swf

 2

“Выталкивающая сила и плотность жидкости”

Иллюстрированный и озвученный рассказ о различной величине архимедовой силы в пресной и солёной воде.

(мертвое море)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e8d81bd5-7eb5-4f98-9c19-92c0155d772a/7_225.swf

 3

“Гиря в воздухе, воде и ртути”

Видеофрагмент, в котором демонстрируется как железная гиря тонет в воде и плавает в ртути.

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%09+%C3%E8%F0%FF+%E2+%E2%EE%E7%E4%F3%F5%E5+%E2%EE%E4%E5+%E8+%F0%F2%F3%F2%E8+%28N+187496%29+&

 4

“Плавание тел”

Интерактивная модель, позволяющая провести виртуальный опыт по выявлению зависимости глубины погружения тела в жидкость (резина и кирпич)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf

Приложения

Тест

1. По какой формуле определяется Архимедова сила?
А. Б.

В. Г.


2. В каком случае Архимедова сила, действующая на самолёт больше: у поверхности Земли или на высоте 10 км?
А. Больше у поверхности Земли.

Б. В обоих случаях одинаково
В. Больше на высоте 10 км.


3. Какая сила равна весу жидкости, вытесненной этим телом?
А. Сила сопротивления.

Б. Архимедова сила.

В. Сила упругости.

4. Человек находится в воде. Как изменяется Архимедова сила, действующая на человека при вдохе?
А. Уменьшается.

Б. Увеличивается.

В. Не изменяется.


5. Тело весом 8 Н погружено в воду. Вес вытесненной жидкости равен 6 Н. Каково значение выталкивающей силы?
А. 2 Н Б. 6 Н В. 8 Н Г. 14 Н


6 . На рычажных весах уравновешены одинаковые тела. Нарушится ли равновесие и как, если опустить одно тело в воду, а другое в керосин?
А. Нарушится равновесие, перетянет тело, опущенное в керосин.
Б. Нарушится равновесие, перетянет тело, опущенное в воду.
В. Не нарушится.






7. Тело, подвешенное на нити, опускают в воду. Как при этом изменится сила тяжести, вес тела и сила Архимеда?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер из­ме­не­ния:

уве­ли­чит­ся;

умень­шит­ся;

не из­ме­нит­ся.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой фи­зи­че­ской ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКИЕ ВЕ­ЛИ­ЧИ­НЫ

ИХ ИЗ­МЕ­НЕ­НИЕ

А) Сила тяжести

1) уве­ли­чит­ся

Б) Вес тела

2) умень­шит­ся

В) Сила Архимеда

3) не из­ме­нит­ся


А

Б

В






8. Чему равна Архимедова сила, действующая в газе на тело V = 6 м3? Плотность газа 1,3 кг/м3.


А. 78 Н Б. 7,8 Н В. 6 Н Г. 1,3 Н




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!