Тема урока: Молодежь в современном обществе. Молодежная субкультура.
Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры;
2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности молодого поколения.
Тип уроков: урок-проблема.
Ход урока
I. Организационный момент
Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей...
Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.
II. Изучение нового материала
Проблемный вопрос: « Легко ли быть молодым?»
1. Молодежь как социальная группа
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:
• совокупности возрастных характеристик;
• особенности социального положения;
• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.
При изучении молодежи как социально-демографической группы в центре внимания стоят особенности ее сознания и деятельности.
Молодежь как специфическая социально-демографическая группа имеет свою социальную структуру. Рассмотрим схему
Социальная структура молодежи
- Предположите, какие основные психологические особенности имеет молодежь.?(Примерный ответ. 1. Заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. 2. Происходит осознание своего « Я». 3. Происходит осмысление своего места в жизни, родителей, друзей, окружающего социума. 4. Наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. 5. Подростки осознают свою неповторимость и уникальность.
2. Молодежная субкультура
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.
Молодежная субкультура обладает:
• своим языком;
• особой модой;
• искусством и стилем поведения.
Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.
- Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)
Попробуем нарисовать основные черты молодежной субкультуры.
В нашей стране существует множество групп и направлений в молодежной культуре
Давайте познакомимся с представителями некоторых из них.
Ролевая игра: «Я –представитель………….»
Выступления учащихся по одному из направлений молодежной субкультуры(внешний вид выступающих соответствует стилю, который придерживается представители данной субкультуры)
Обсуждение проблемного вопроса по методу « Займи позицию»
III. Рефлексия.
2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:
• изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);
• подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.
Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:
• нельзя однозначно судить о современной молодежи;
• молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;
• в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.
Домашнее задание
Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь - какая она?»