СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 7 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в 7 классе при изучении раздела "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века". Урок способствует формированию у учащихся конкретных художественных образов с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведений.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 7 классе»

План-конспект урока литературы в 7 классе «Тихая моя родина…»

Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы МКОУ «Ростошинская СОШ» Стебунова Н.В.

Задачи урока:

1)Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.

2)Отработка навыка понимания душевного настроения, состояния человека через описание природы; развитие эмоционального восприятия, образного мышления.

3)Формирование конкретных художественных образов с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведений.

Оборудование:

1)Портреты поэтов, о чьих стихах пойдёт речь на уроке.

2)Музыка П.И.Чайковского(«Времена года»), И.Штрауса(«Сказки венского леса»).

3)Репродукции пейзажей Левитана, Нестерова, Куинджи, Репина, Саврасова, Шишкина.

4)Записи голосов природы.

5)Интерактивная доска, медиапроигрыватель.

Ход урока

1.Слово учителя.

-Ребята, любите ли вы читать стихи о природе?

-Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?

-Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты воспевают красоту природы, почему?

-Мы попытаемся сегодня разобраться в этом, но сначала – небольшой музыкальный пример.

2.Прослушивание музыкальных фрагментов.

Поочерёдно включается фрагмент из серии «Звуки леса», затем фрагмент из «Времён года» Чайковского, «Сказок венского леса» Штрауса.

-Есть ли в этих записях разница в восприятии природы?

(В «Звуках леса» воспроизведены непосредственно звуки природы, а в композициях Чайковского и Штрауса – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы.)

-Эту же цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за различными явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.

3.Чтение и анализ стихотворения Николая Рубцова «Тихая моя родина».

А)Рассказ учащегося о поэте.

Б)Выразительное чтение стихотворения учеником.

В)Анализ:

-О чём это стихотворение?

-Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?

-Что изменилось в родном краю?

-Как воспринимает поэт эти перемены?

-Почему так часто звучит слово «тихая» по отношению к родине?

-Какие мысли и чувства навевает свидание с родиной?

-Какой из пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Работа с интерактивной доской, где представлены репродукции картин.)

-В вашей жизни есть такая «тихая» родина?

4.Николай Заболоцкий «Я воспитан природой суровой».

А)Рассказ учащегося о поэте.

Б)Выразительное чтение стихотворения учеником.

В)Анализ:

-Почему автор называет природу суровой?

-Какие чувства испытывает лирический герой, сталкиваясь с обычной простотой русского пейзажа?

-Каким мы видим родной край поэта?

-Почему именно весна пробуждает желание слиться с миром природы?

-С каким из пейзажей можно соотнести это стихотворение? (Обращаемся к выставке репродукций на интерактивной доске.)

5.Андрей Платонов «Мать», «Невысокие лозины…»

А)Слово учителя (работа с интерактивной доской – основные этапы жизни и творчества писателя)

-Ребята, сегодня нам предстоит впервые познакомиться с лирикой Андрея Платонова. Мы уже знакомы с творчеством нашего земляка по его рассказам (учащиеся вспоминают рассказы: «Цветок на земле», «В прекрасном и яростном мире», «Неизвестный цветок».) Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем. Он очень рано проявил себя. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Также рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Стихотворений у Платонова сравнительно немного. Его единственный сборник «Голубая глубина» был издан в 1922 году в Краснодаре, а книга «Поющие думы», в которую вошли стихи 1918-1926гг., так и осталась в рукописи.

-Ребята, попытайтесь сейчас с закрытыми глазами представить себе пейзаж, который описывает поэт в стихотворении. И расскажите о чувствах, которые он у вас вызывает.

Б)Чтение стихотворения «Мать» учителем.

В)Анализ:

-О чём это стихотворение?

-Какие средства художественной выразительности использует Платонов?

-Какова главная мысль этого стихотворения?

-Каким чувством оно проникнуто?

Г)Выразительное чтение стихотворения «Невысокие лозины» учащимся.

Д)Самостоятельная работа по анализу стихотворения (схема анализа на доске):

-Это стихотворение о…

-Когда я читал его, то видел…

-Я слышал…

-Я чувствовал…

-Оно мне напомнило…

6.-Ребята, а теперь соотнесите стихотворения Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и А.Платонова с высказываниями о родине. (Работа с интерактивной доской)

«Нет у человека ничего прекрасней и дороже родины. Человек без родины – нищий человек». Якуб Колас.

«Родину любят не за то, что она великая, а за то, что она своя». Сенека Младший.

«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». К.Паустовский.

7. Итог урока.

-Цицерон говорил: «Творения природы совершеннее творений искусства».

-Что, на ваш взгляд, совершеннее – творение искусства или творение природы? Поясните свою точку зрения.

-В чём вам видится величие природы? Как оно передано в стихах Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и А.Платонова?

8.Домашнее задание.

1)Выучить стихотворение на выбор.

2)Определить размер одного из стихотворений, схему рифмовки.

3)Проиллюстрировать понравившееся стихотворение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!