План-конспект урока литературы в 7 классе «Тихая моя родина…»
Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы МКОУ «Ростошинская СОШ» Стебунова Н.В.
Задачи урока:
1)Освоение навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения.
2)Отработка навыка понимания душевного настроения, состояния человека через описание природы; развитие эмоционального восприятия, образного мышления.
3)Формирование конкретных художественных образов с помощью средств изобразительного искусства и литературного анализа произведений.
Оборудование:
1)Портреты поэтов, о чьих стихах пойдёт речь на уроке.
2)Музыка П.И.Чайковского(«Времена года»), И.Штрауса(«Сказки венского леса»).
3)Репродукции пейзажей Левитана, Нестерова, Куинджи, Репина, Саврасова, Шишкина.
4)Записи голосов природы.
5)Интерактивная доска, медиапроигрыватель.
Ход урока
1.Слово учителя.
-Ребята, любите ли вы читать стихи о природе?
-Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения?
-Не только писатели и поэты, но и художники, и музыканты воспевают красоту природы, почему?
-Мы попытаемся сегодня разобраться в этом, но сначала – небольшой музыкальный пример.
2.Прослушивание музыкальных фрагментов.
Поочерёдно включается фрагмент из серии «Звуки леса», затем фрагмент из «Времён года» Чайковского, «Сказок венского леса» Штрауса.
-Есть ли в этих записях разница в восприятии природы?
(В «Звуках леса» воспроизведены непосредственно звуки природы, а в композициях Чайковского и Штрауса – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы.)
-Эту же цель имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за различными явлениями природы, передаёт своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.
3.Чтение и анализ стихотворения Николая Рубцова «Тихая моя родина».
А)Рассказ учащегося о поэте.
Б)Выразительное чтение стихотворения учеником.
В)Анализ:
-О чём это стихотворение?
-Какое чувство испытывает лирический герой, описывая этот пейзаж?
-Что изменилось в родном краю?
-Как воспринимает поэт эти перемены?
-Почему так часто звучит слово «тихая» по отношению к родине?
-Какие мысли и чувства навевает свидание с родиной?
-Какой из пейзажей, по-вашему, мог бы стать иллюстрацией к этому стихотворению? (Работа с интерактивной доской, где представлены репродукции картин.)
-В вашей жизни есть такая «тихая» родина?
4.Николай Заболоцкий «Я воспитан природой суровой».
А)Рассказ учащегося о поэте.
Б)Выразительное чтение стихотворения учеником.
В)Анализ:
-Почему автор называет природу суровой?
-Какие чувства испытывает лирический герой, сталкиваясь с обычной простотой русского пейзажа?
-Каким мы видим родной край поэта?
-Почему именно весна пробуждает желание слиться с миром природы?
-С каким из пейзажей можно соотнести это стихотворение? (Обращаемся к выставке репродукций на интерактивной доске.)
5.Андрей Платонов «Мать», «Невысокие лозины…»
А)Слово учителя (работа с интерактивной доской – основные этапы жизни и творчества писателя)
-Ребята, сегодня нам предстоит впервые познакомиться с лирикой Андрея Платонова. Мы уже знакомы с творчеством нашего земляка по его рассказам (учащиеся вспоминают рассказы: «Цветок на земле», «В прекрасном и яростном мире», «Неизвестный цветок».) Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем. Он очень рано проявил себя. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Также рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Стихотворений у Платонова сравнительно немного. Его единственный сборник «Голубая глубина» был издан в 1922 году в Краснодаре, а книга «Поющие думы», в которую вошли стихи 1918-1926гг., так и осталась в рукописи.
-Ребята, попытайтесь сейчас с закрытыми глазами представить себе пейзаж, который описывает поэт в стихотворении. И расскажите о чувствах, которые он у вас вызывает.
Б)Чтение стихотворения «Мать» учителем.
В)Анализ:
-О чём это стихотворение?
-Какие средства художественной выразительности использует Платонов?
-Какова главная мысль этого стихотворения?
-Каким чувством оно проникнуто?
Г)Выразительное чтение стихотворения «Невысокие лозины» учащимся.
Д)Самостоятельная работа по анализу стихотворения (схема анализа на доске):
-Это стихотворение о…
-Когда я читал его, то видел…
-Я слышал…
-Я чувствовал…
-Оно мне напомнило…
6.-Ребята, а теперь соотнесите стихотворения Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и А.Платонова с высказываниями о родине. (Работа с интерактивной доской)
«Нет у человека ничего прекрасней и дороже родины. Человек без родины – нищий человек». Якуб Колас.
«Родину любят не за то, что она великая, а за то, что она своя». Сенека Младший.
«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». К.Паустовский.
7. Итог урока.
-Цицерон говорил: «Творения природы совершеннее творений искусства».
-Что, на ваш взгляд, совершеннее – творение искусства или творение природы? Поясните свою точку зрения.
-В чём вам видится величие природы? Как оно передано в стихах Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и А.Платонова?
8.Домашнее задание.
1)Выучить стихотворение на выбор.
2)Определить размер одного из стихотворений, схему рифмовки.
3)Проиллюстрировать понравившееся стихотворение.