СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Цель:

    1. познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения;

    2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;

    3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.

    Оборудование:

    1. портрет Н.А.Некрасова;

    2. грамзапись стихотворения «Крестьянские дети»;

    3. картина Маковского «Игра в бабки».

    План.

    I. Вступительное слово учителя.

    Постановка темы и цели урока.

    -Вспомните, какие стихотворения Некрасова вы знаете? (Не ветер бушует над бором.)

    Урок начали с чтения стихотворения о природе и не случайно, потому что природа у Некрасова существует не сама по себе, а в единстве с человеком. Его поэтические картины передают настроение поэта. Часто в них присутствует человек, ребятишки, собирающие грибы - в основном простой народ.

    Некрасов хорошо знал жизнь крестьян, умел в своих стихах передавать их чувства, мысли. (Далее идет рассказ учителя о детстве Некрасова, о той дружбе с крестьянскими детьми, которую пронес через всю жизнь.)

    II. Словарная работа.

    вирши - стихи.

    вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим

    кинулись прочь - убежали.

    мякина - остатки колосьев.

    III. Первичное знакомство с текстом.

    Прослушивание грамзаписи.

    Вопрос: проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? (бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям.)

    IV. Деление текста на части и составление плана.

    1.Охотник рад возвращению в родную деревню.

    2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.

    3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.

    4.Раздумья о детском труде.

    5.Встреча поэта с «мужичком» Власом.

    6.Представление Фингала для деревенских зрителей.

    7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.

    V. Анализ стихотворения по частям.

    1.Каким настроением проникнута I часть?

    2.Как определить, что он доволен ночлегом? Как воспринимает окружающую обстановку? (радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей).

    Автор видит не только природу, но и «вереницу вдоль щели внимательных глаз». Это вездесущие, любознательные деревенские ребятишки, заинтересовавшиеся необычным охотником.

    3.Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?

    4.Как он сам об этом говорит? (растроган, нежность наполняет его, умиление. Я детского глаза люблю выраженье...)

    5. Чтение по ролям отрывка (шёпот крестьянских детей.)

    Вопрос: Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику? Каким он им показался?

    -Не понравился, боятся, смеются нал ним - ноги как жерди - приговор вынесли - ... такому -то гусю...

    - Крестьянским детям охотник не понятен, будто и барин спит в сарае, ездит на телеге с Гаврилой - вызывает настороженность и страх.

    - Поэт слышит их разговор, но не обижается, а вновь высказывает свое отношение к детям. Почему?

    - Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей части.

    VI. Чтение вслух III части, IV части.

    Ответом на вопрос будут все 3 части. ( вместе жил и хорошо знал, как трудно жить крестьянам, их детям, жалел, но крестьянский труд имеет и народную сторону.)

    Теперь понятно отношение поэта, но может быть за то время, что они его рассматривали, изменилось как-то и отношение детей к охотнику. Прочитаем вслух последние две части.

    -Можно ли доказать, что дети прониклись большим доверием к приезжему. Не боялись уже его. Им понравилось быть с ним рядом?

    (Дети не убежали, они поняли, что он добрый, если их не прогнал, а Фингалку заставил для них выступать).

    VII. Работа над репродукцией картины В.Маковского «Игра в бабки».

    Вопрос: - Чем эта картина перекликается со стихотворением Некрасова «Крестьянские дети» ?

    Художник «как и поэт» с большой любовью относится к детям. Они такие же разные, как и ребятишки из стихотворения. Хотя на детях бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живые, любознательные глаза. А это свидетельствует об уважении художников к крестьянским детям, о том, что они видели в простом мужике человека, личность со своим миром чувств, переживаний, мыслей. В этом близость картины со стихотворением, которая проникнута любовью к детям.

    VIII. Домашнее задание.

    Выучить наизусть отрывок «Мужичок с ноготок».

    IX. Подведение итогов урока.

     

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!