СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 5 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок-путешествие по рассказу И.С.Тургенева "Муму" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 5 классе.»

План-конспект урока литературы в 5 классе.

Учитель: Стебунова Наталья Васильевна, МКОУ «Ростошинская СОШ» Эртильского муниципального района, Воронежской области.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: нестандартный – урок-путешествие.

Тема: «Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по рассказу И.С.Тургенева «Муму», вспомнить об истории создания рассказа.

Задачи:

1. Образовательные: систематизировать и закрепить знания учащихся по теме.

2. Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, способствовать развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать общечеловеческие ценности, развивать чувство взаимопомощи, поддержки, уважения мнения товарищей.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная доска, плакат «Маршрут путешествия», аудиозапись отрывка из рассказа (читает И.Анненский), тесты, презентация.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2.Слово учителя.

- Ребята, сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по рассказу И.С. Тургенева «Муму», вспомним об истории создания рассказа, будем развивать умение работать в группе. А теперь я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по страницам рассказа. Оно будет состоять из нескольких этапов, которые отображены на маршрутном листе. А переходить от этапа к этапу нам поможет этот маленький щенок, очень похожий на Муму. Итак, первый этап:

Исторический.

- Ребята, сейчас вы прослушаете сообщение об истории создания рассказа, после которого вам предстоит ответить на вопрос:

- Почему Тургенев в своём произведении даёт иную, чем в реальной жизни развязку?

(сообщение учащегося)

Архивариусы.

-Так как рассказ написан во второй половине 18 века, в нём много устаревших слов. Объясните, пожалуйста, значение следующих слов: челядь, дворецкий, прачка, ключник, кастелянша (слова на интерактивной доске).

Челядь – дворовые слуги помещика.

Дворецкий – управляющий хозяйством.

Ключник – слуга, распоряжающийся в доме ключами.

Кастелянша – женщина, ведавшая барским бельём.

Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. (Значения слов проецируются на доску после ответов учащихся).

- Ребята, вы сейчас назвали людей, которые служили барыне. А теперь я предлагаю вам прослушать отрывок из рассказа и определить, о каком ещё работнике барыни идёт речь и в какой должности он состоит.

(прослушивание аудиозаписи).

Эрудиты.

- Дети, а сейчас вам предстоит ответить на вопросы викторины, которая определит самого внимательного читателя:

1.В каком городе происходят события рассказа?

2.Назовите должность Татьяны.

3.Где Герасим нашёл щенка?

4.За кого Татьяна вышла замуж?

5.Нравилось ли Герасиму жить в городе?

6.Куда ушёл Герасим после гибели Муму?

Литературоведческий.

- Ребята, вы уже знакомы с некоторыми средствами художественной выразительности, назовите их, пожалуйста.

- Найдите в рассказе сравнения и гиперболы и определите, для чего они служат. Для этого мы поделимся на две группы.

- Первая группа ищет в тексте сравнения, а вторая – гиперболы.

Следопыты.

- А сейчас вам предстоит поработать следопытами. Пожалуйста, расположите данные иллюстрации в правильной последовательности в соответствии с ходом рассказа (работа с интерактивной доской).

- А теперь найдите в тексте эпизоды, изображённые на иллюстрациях, и прочитайте их.

(слабые ребята в это время работают с тестами)

Художники.

- Ребята, попробуйте перенести рассказ Тургенева на рисунки. Что бы вы запечатлели на них и как? Какие бы использовали краски?

- А какие бы краски понадобились, если бы вы рисовали барыню? Почему?

Критики.

(класс делится на группы)

- На этапе «Критики» каждая группа отвечает на свой вопрос, а затем выдвигает критика, который ставит под сомнение ответ группы соперников. Задача группы: привести как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения и переубедить критика.

- Что вас особенно потрясло в тургеневском рассказе?(1)

- Почему Герасим принимает страшное решение? Прав ли он?(2)

- Какие подробности последних страниц рассказа навсегда останутся в памяти?(3)

Творческий.

- Как встретили вы развязку рассказа?

- Мог ли Тургенев иначе завершить рассказ?

- Ребята, я предлагаю вам попробовать себя в роли автора и предложить свой вариант развязки.

Эпилог.

- На последнем этапе нашего путешествия вам предстоит ответить на проблемный вопрос:

- Подумайте, кто, по вашему мнению, утопил Муму?

1.Герасим;

2.Барыня;

3.Степан, передав приказ барыни;

4.И.С.Тургенев.

- Почему вы так считаете? Обоснуйте своё мнение?

Рефлексия.

1.Что вам особенно понравилось?

2.Что повторили?

3.Что показалось трудным?

Д.З.: подготовить иллюстрацию к любимому эпизоду; написать письмо-отзыв: «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!