План-конспект урока литературы в 5 классе.
Учитель: Стебунова Наталья Васильевна, МКОУ «Ростошинская СОШ» Эртильского муниципального района, Воронежской области.
Тип урока: обобщающий.
Вид урока: нестандартный – урок-путешествие.
Тема: «Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по рассказу И.С.Тургенева «Муму», вспомнить об истории создания рассказа.
Задачи:
1. Образовательные: систематизировать и закрепить знания учащихся по теме.
2. Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, способствовать развитию творческих способностей и образного мышления учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать общечеловеческие ценности, развивать чувство взаимопомощи, поддержки, уважения мнения товарищей.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитная доска, плакат «Маршрут путешествия», аудиозапись отрывка из рассказа (читает И.Анненский), тесты, презентация.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Слово учителя.
- Ребята, сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по рассказу И.С. Тургенева «Муму», вспомним об истории создания рассказа, будем развивать умение работать в группе. А теперь я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по страницам рассказа. Оно будет состоять из нескольких этапов, которые отображены на маршрутном листе. А переходить от этапа к этапу нам поможет этот маленький щенок, очень похожий на Муму. Итак, первый этап:
Исторический.
- Ребята, сейчас вы прослушаете сообщение об истории создания рассказа, после которого вам предстоит ответить на вопрос:
- Почему Тургенев в своём произведении даёт иную, чем в реальной жизни развязку?
(сообщение учащегося)
Архивариусы.
-Так как рассказ написан во второй половине 18 века, в нём много устаревших слов. Объясните, пожалуйста, значение следующих слов: челядь, дворецкий, прачка, ключник, кастелянша (слова на интерактивной доске).
Челядь – дворовые слуги помещика.
Дворецкий – управляющий хозяйством.
Ключник – слуга, распоряжающийся в доме ключами.
Кастелянша – женщина, ведавшая барским бельём.
Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья. (Значения слов проецируются на доску после ответов учащихся).
- Ребята, вы сейчас назвали людей, которые служили барыне. А теперь я предлагаю вам прослушать отрывок из рассказа и определить, о каком ещё работнике барыни идёт речь и в какой должности он состоит.
(прослушивание аудиозаписи).
Эрудиты.
- Дети, а сейчас вам предстоит ответить на вопросы викторины, которая определит самого внимательного читателя:
1.В каком городе происходят события рассказа?
2.Назовите должность Татьяны.
3.Где Герасим нашёл щенка?
4.За кого Татьяна вышла замуж?
5.Нравилось ли Герасиму жить в городе?
6.Куда ушёл Герасим после гибели Муму?
Литературоведческий.
- Ребята, вы уже знакомы с некоторыми средствами художественной выразительности, назовите их, пожалуйста.
- Найдите в рассказе сравнения и гиперболы и определите, для чего они служат. Для этого мы поделимся на две группы.
- Первая группа ищет в тексте сравнения, а вторая – гиперболы.
Следопыты.
- А сейчас вам предстоит поработать следопытами. Пожалуйста, расположите данные иллюстрации в правильной последовательности в соответствии с ходом рассказа (работа с интерактивной доской).
- А теперь найдите в тексте эпизоды, изображённые на иллюстрациях, и прочитайте их.
(слабые ребята в это время работают с тестами)
Художники.
- Ребята, попробуйте перенести рассказ Тургенева на рисунки. Что бы вы запечатлели на них и как? Какие бы использовали краски?
- А какие бы краски понадобились, если бы вы рисовали барыню? Почему?
Критики.
(класс делится на группы)
- На этапе «Критики» каждая группа отвечает на свой вопрос, а затем выдвигает критика, который ставит под сомнение ответ группы соперников. Задача группы: привести как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения и переубедить критика.
- Что вас особенно потрясло в тургеневском рассказе?(1)
- Почему Герасим принимает страшное решение? Прав ли он?(2)
- Какие подробности последних страниц рассказа навсегда останутся в памяти?(3)
Творческий.
- Как встретили вы развязку рассказа?
- Мог ли Тургенев иначе завершить рассказ?
- Ребята, я предлагаю вам попробовать себя в роли автора и предложить свой вариант развязки.
Эпилог.
- На последнем этапе нашего путешествия вам предстоит ответить на проблемный вопрос:
- Подумайте, кто, по вашему мнению, утопил Муму?
1.Герасим;
2.Барыня;
3.Степан, передав приказ барыни;
4.И.С.Тургенев.
- Почему вы так считаете? Обоснуйте своё мнение?
Рефлексия.
1.Что вам особенно понравилось?
2.Что повторили?
3.Что показалось трудным?
Д.З.: подготовить иллюстрацию к любимому эпизоду; написать письмо-отзыв: «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление».