СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока истории "Эпоха дворцовых переворотов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект содержит цель, планируемые результаты, хронометраж урока, технологическую карту урока и дополнительные материалы к уроку.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории "Эпоха дворцовых переворотов"»

План-конспект урока истории. 10 класс.

Тема: «Эпоха дворцовых переворотов».

Тип урока (по ФГОС): урок «открытия» нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с историей дворцовых переворотов в России XVIII века.

Планируемые результаты:



Метапредметные результаты:



Регулятивные УУД:

1. Определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.


Познавательные УУД:

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, Интернет, документ).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Систематизировать изучаемый материал в форме таблицы.


Коммуникативные УУД:

1. Умение работать индивидуально и коллективно.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Личностные результаты:



1. Осознавать себя представителем исторически сложившегося сообщества, гражданином России;

2. Развивать сотрудничество;

3. Развивать интерес к истории  как науке.



Предметные результаты:



1. Понимать факты и процессы, характеризующие системность и целостность исторического процесса;

2. Уметь работать с историческими понятиями;

3. Осуществлять критику источника (обстоятельства его создания и степень достоверности).


Методы обучения: эвристический, исследовательский, поисковый.

Форма организации занятия: беседа, «мозговой штурм», самостоятельная работа.

Средства обучения: мультимедийные ресурсы, раздаточный материал, текст учебника.

Форма организации работы в классе: активная и интерактивная.



Хронометраж урока:

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – 1 мин.

2) этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин.

3) этап выявления места и причины затруднения – 3 мин.

4) этап построения проекта выхода из затруднения – 2 мин.

5) этап реализации построенного проекта – 20 мин.

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи – 3 мин.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 2 мин.

8) этап включения в систему знаний и повторения – 3 мин.

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке – 3 мин.


Ход урока:



Этапы

Цели, задачи, методы этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание работы ученика

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель:

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Задача:

- обеспечить своевременное и организованное начало урока.

Приветствие учащихся;

Фиксация отсутствующих;

Организация внимания и внутренней готовности.

Приветствие учителя; Концентрация внимания

Готовность класса к работе

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Задачи:

- сформулировать совместно с учащимися цели, темы и задач изучения нового материала;

- показать его практическую значимость;


 1. Организация работы фронтальная, направленная на ввод учащихся в тему.

Приём «Удивляй!»

Вопросы для учащихся:

- Любите ли вы тайны?

Учитель предлагает записать тему урока со слайда презентации.(.пох. дв..цовы.х пе..в.ро..в)


- Какое слово в названии нашего занятия содержит тайны?

- Какова цель нашего урока?





- Как вы думаете слово «переворот» однозначное или многозначное с точки зрения русского языка?

- Дайте определение термину «переворот» (государственный)?





Ответы учащихся:

- Да, мы любим тайны.

Учащиеся отгадывают тему урока и записывают её в тетрадь.

- Тайны содержит в себе слово «перевороты».



- Целью нашего урока является изучение истории дворцовых переворотов.



- Многозначное.



- Переворот (государственный) – насильственный захват власти.


III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель:

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей учащихся.

Задачи:

- выявить пробелы в знаниях;

- сформулировать совместно с учащимися задачи изучения нового материала;

- показать его практическую значимость.

Совместная деятельность учащихся и учителя способствует раскрепощению детей, воспитывает коммуникативную культуру.

- Совершенно ли новой является для вас тема занятия?

Учитель предлагает учащимся вспомнить имеющиеся знания по теме.


- Что вам известно о дворцовых переворотах?

Работают по алгоритму:

1. временные рамки переворотов;

2. причины переворотов;

3. повод к началу переворотов;

4. смена правителей на престоле.

5. как исторический период получил своё название.


- Мы изучали эту тему по истории в 7 классе.






В режиме «Мозгового штурма» учащиеся дают ответы на вопросы алгоритма.



Выявляются пробелы в знаниях. Затем фиксируются задачи урока (какую информацию мы будем выяснять?)



IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации.

Задачи:

- выделить и повторить узловые моменты;

- проанализировать результат усваиваемых или усвоенных знаний,

- скорректировать знания.

Вопросы для учащихся:

- Какими историческими источниками знаний мы с вами располагаем в настоящий момент?

- Самые глубокие знания человек получает, когда добывает их самостоятельно.

Учитель предлагает ещё один источник – раздаточный материал

(Ключевский о дворцовых переворотах).


Ответы учащихся:


- Учебник и тексты с биографическими и историческими справками.












V. Этап реализации построенного проекта.

Цель:

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.


Задачи:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

- при построении нового знания использовать предметные действия с таблицей;

- научить оперировать полученной информацией.

Учитель выступает в роли модератора.






Идёт поиск исторической информации и заполнение таблицы «Эпоха дворцовых переворотов».




VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

Усвоение учащимися нового знания.

Задачи:

- научить учащихся давать ответы.

Учитель проверяет полученную информацию.


Ответы учащихся с аргументацией.





VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:

Интериоризация(получение жизненного опыта) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.


Вопросы учителя:

- Какой источник информации, на ваш взгляд, является наиболее исторически достоверным?


Ответы учащихся.

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

Включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Задачи:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

- организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными.

Вопросы учителя:

- Считаете ли вы, полученную информацию полной и глубокой?



- Проверка Д/З на следующем уроке в виде приёма «Лови ошибку!» (текст, в котором нужно будет найти ошибки)

Учитель рекомендует исторические фильмы к просмотру

Ответы учащихся.







Записывают Д/З в тетрадь.





Учащиеся записывают названия фильмов.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задачи:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.


- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Мы выполнили ее?

- Как именно мы ее выполнили?

- По каким критериям мы оценим работу на уроке?

Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Отвечают на поставленные вопросы сообразно своим представлениям и собственной роли на уроке.







Приложение 1.

Екатерина 1 . Пётр 2

В конце января 1725 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь Петра Великого. Он не успел сообщить свою последнюю волю о наследовании престола. Безродная знать во главе с Меншиковым сделала ставку на Екатерину. Представители старых родов- -Голицыны, Долгорукие поддерживали кандидатуру Петра Алексеевича.

А. Д. Меншиков и другие приближенные покойного императора при поддержке гвардии возвели на трон жену Петра Екатерину (1725- 1727 гг.). Это был первый дворцовый переворот XVIII в. в России. В правление Екатерины I, неспособной к государственной деятельности, власть фактически находилась в руках Меншикова. Меншиков стал всесильным временщиком. Всю власть Екатерина I передала Верховному тайному совету – высшему органу власти, который был создан в 1726 г., ограничивший самодержавную царскую власть. В него входили и выдвиженцы Петра, и представители старой аристократии. Одновременно Екатерина стремится упорядочить систему престолонаследия. Она подписывает "Тестамент", документ, определяющий порядок наследования престола после ее кончины Реальную вооруженную силу в столице представляли гвардейские полки, дворянские по своему составу. От них зависело возведение на престол и низложение монархов. Поэтому претенденты на царский венец всячески старались заручиться поддержкой гвардии, оказывали ей особые милости - давали чины, земли с крестьянами, деньги и прочие.

Почувствовав приближение смерти, Екатерина I поручила Верховному тайному совету исполнять роль коллективного регента при 12-летнем Петре, сыне царевича Алексея Петровича. В годы царствования императора Петра II усилилось влияние князей Долгоруковых и Голицыных. При Петре Великом эти аристократы честно служили императору, но не одобряли многих нововведений. Усилия Меншикова сосватать за Петра II свою дочь были пресечены Долгоруковыми. Юнец сделал предложение княжне из этого рода. Меншикова арестовали и выслали с семейством в сибирский город Березов. Его громадное состояние было передано государству. Но судьба не улыбнулась и Долгоруковым. Царствование Петра II оказалось недолгим (1727-1730 гг.). Император почти не занимался делами государства, зато усердно участвовал в кутежах, охоте, возился с собаками. О нем было метко сказано, что тогда главным государственным учреждением была псарня. Уже была назначена свадьба молодого царя и Екатерины Долгоруковой. Со всей страны на это торжество в Москву, которая тогда вновь стала столицей России, стали съезжаться дворяне, но внезапно Петр II заболел и умер.



Анна Иоанновна , «бироновщина». Иван Антонович

В начале 1730 г. члены Верховного тайного совета ("верховники") решили пригласить на престол дочь брата Петра I Анну Ивановну. Она была вдовствующей герцогиней Курляндии - немецкого прибалтийского государства, находившегося в формальной вассальной зависимости от короля Речи Посполитой. Анне направили секретную ограничительную запись - кондиции (условия). Этот документ, написанный князем Д. М. Голицыным при участии Долгоруковых, существенно ограничивал самодержавие в пользу Верховного тайного совета. Согласно кондициям, императрица не должна была выходить замуж, не имела права назначать себе преемника, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги, награждать подданных чином выше полковника, жаловать земли и отнимать их без суда.

Герцогиня подписала кондиции и прибыла в Москву. "Верховники" пытались скрыть свой план ограничения абсолютной императорской власти, но о нем стало широко известно в среде дворян, собравшихся в ожидании свадьбы Петра П. Развернулись жаркие споры, единства мнений не было. К сторонникам сокращения властных полномочий приглашенной императрицы относился В. Н. Татищев, будущий выдающийся историк России. И все же возобладало стремление дворянства отвергнуть кондиции. Рядовые дворяне опасались власти аристократии, к чему, по их мнению, привело бы ограничение самодержавия.. "Боже сохрани... вместо одного самодержавного государя десять самовластных и сильных фамилий", - писал тогда казанский губернатор А. П. Волынский.

А. И. Остерман - сообщил Анне о настроениях дворянства,. Императрица публично изобразила возмущение тем, что документ не был обсужден в среде дворянства, надорвала кондиции и бросила их на пол. Гвардейские части поддержали царицу, и вопрос о престоле был предрешен. Верховный тайный совет распустили, членов его выслали из столицы. Государственный строй остался без изменений. Абсолютизм в России был восстановлен. Трон прочно заняла Анна Ивановна (1730-1740 гг.).

Анна Иоанновна поспешила найти себе опору в основном среди иностранцев, которые заняли высшие посты при дворе, в армии и высших органах управления. Фаворит Анны Бирон стал фактически правителем страны.. В народе это время окрестили бироновщиной, хотя большую роль в управлении играл также А. И. Остерман, опытный политик и дипломат Свирепствовала тайная полиция, выносились смертные приговоры. Были казнены или умерли в тюрьме многие из князей Долгоруковых, Голицыных, сложили головы видный государственный деятель А. П. Волынский и его единомышленники, осуждавшие немецкое засилье в правительстве. Государственным органом, принимавшим важные решения, стал Кабинет министров, он управлял страной в соответствии и прихотями императрицы. Анна Иоанновна стремилась расположить к себе дворянство. В 1731 г. Был учреждён Сухопутный шляхетский корпус предназначенный только для дворян. Выпускники выходили офицерами , избегая тягот солдатской службы. В 1736 г. Был издан указ ограничивающий срок службы государству 25 годами, причём одного из нескольких сыновей отец-помещик вообще мог оставить дома.



Елизавета Петровна

Анна Иоанновна была бездетна. Она объявила своим преемником двухмесячного младенца Ивана Антоновича, сына своей племянницы Анны Леопольдовны. Регентом при младенце был назначен герцог Бирон со всей полнотой власти. Б. Миних ,опираясь на гвардию, сверг Бирона провозгласив регентом Анну Леопольдовну. Миних рассчитывал управлять страной, но он вскоре был отстранён от власти А. И. Остерманом ,мастером интриг, членом Кабинета министров. Но уже зрел новый заговор.

Елизавета Петровна воспользовалась недовольством большинства гвардейцев засильем жадных и бездарных иностранцев, и популярностью, которой пользовалось имя её отца. Гвардейские полки выступили в пользу дочери Петра I царевны Елизаветы, которая до поры до времени держалась в тени. В октябре 1741 г. заговорщики арестовали правительницу и провозгласили императрицей "дщерь Петрову". Анна Леопольдовна с сыном и остальным семейством были сосланы. При Елизавете Петровне (1741-1761 гг.) верховная власть приобрела некоторую устойчивость. Новая самодержица объявила себя продолжательницей дел своего великого отца, и в какой-то мере ей это удавалось. Упразднила кабинет министров и возвратила Сенату все права верховного государственного органа, удалили кое-кого из немецкого окружения Анны Ивановны. В правление Елизаветы Петровны дворянство усилило свои позиции. В тоже время усиливался гнет над крепостными крестьянами. Воцарение Елизаветы знаменовало собой относительную стабилизацию внутриполитического положения России. По отзывам современников, Елизавета была очень красива, увлекалась нарядами и увеселениями, в ее гардеробе находились тысячи платьев. Со временем императрица стала более серьезно заниматься делами государства. Елизавету Петровну окружали незаурядные политические деятели - П.И. и И.И. Шуваловы, А. П. Бестужев-Рюмин. Бывший певчий из бедных украинских казаков А. Г. Разумовский стал генерал-фельдмаршалом, хотя никогда не участвовал в военных действиях. Елизавета Петровна состояла с ним в тайном браке. Младший брат этого счастливчика в 18 лет получил пост президента Академии наук, а позже - гетмана Украины. Некоторые меры принятые в царствование Елизаветы Петровны были вполне разумными. Она отменила внутреннюю таможенную пошлину, повысив пошлины с товаров ввозимых и вывозимых из России. Это облегчило торговлю, несколько улучшило положение крестьян, ремесленников и мелких торговцев. В целом же политика носила продворянский характер. Правительство оказывает дворянству прямую финансовую поддержку -созданный в 1754 г Дворянский банк обеспечивал представителям этого сословия дешёвый кредит. Помещики же усиливают эксплуатацию своих крепостных: увеличивают барщину, повышают оброк, расправы с неугодными крестьянами , всё это происходит при полном попустительстве как правительства так и местных властей.



Пётр 3

Преемником Елизаветы Петровны стал её племянник Карл-Пётр-Ульрих - герцог Голштинский - сын ее сестры - Анны. Отцом Петра III был герцог маленького немецкого княжества Голштинии. Он взошёл на престол под именем Петра III (1761-1762 гг.) В Россию Пётр приехал в 14 лет , до восшествия на престол прожил здесь почти 20 лет ,но не стал ни умнее ,ни воспитанное. Россию и русских откровенно презирал. У него был один кумир - Фридрих 2. Взойдя на престол , Пётр стал немедленно вводить прусские порядки при дворе и в армии, что раздражало придворных и гвардейских офицеров. Масло в огонь добавляли издевательства Петра 3 над духовенством, которое он мечтал преобразовать в лютеранский манер.

Всего полгода царствовал Петр III (1761-1762 гг.). Его обычно расценивают как недалекого, сумасбродного правителя. Однако некоторые указы Петра III были подтверждены его преемниками: 18 февраля 1762 г. был опубликован Манифест о пожаловании «всему российскому благородному дворянству вольности и свободы», то есть об освобождении от обязательной службы. «Манифест», был воспринят дворянством с энтузиазмом. Согласно этому документу, дворянство было освобождено от обязательной государственной службы. Дворяне получили личные привилегии, которых не имели другие сословия России. Помещики получили больше возможностей для хозяйственной деятельности, изыскания новых источников получения доходов. Развивающаяся экономика страны, промышленность, торговля вовлекали в свою орбиту дворянство. В угоду помещикам вводится исключительное право дворян на производство водки. Выгодные поставки сукна для армии крепостных душ. Особыми милостями осыпало правительство тех дворян, которые напрямую содействовали возведению на трон очередной императорской персоны. Петром III был издан Указ об упразднении Тайной канцелярии, указ об изъятии у церкви ее земель и крестьян. Вскоре политика Петра III вызвала в обществе недовольство, восстановила против него столичное общество. Особое возмущение офицеров вызвал отказ Петра III от всех завоеваний в период победоносной Семилетней войны с Пруссией (1755-1762 гг.), которую вела Елизавета Петровна. В гвардии созрел заговор с целью свержения Петра III. В конце июня 1762 г. император был смещен с престола своей женой Екатериной Алексеевной, ставшей императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.). И в этом дворцовом перевороте гвардия сыграла решающую роль. Незадачливый супруг вскоре был убит приближенными Екатерины. Эта умная, честолюбивая женщина, бывшая принцесса крошечного немецкого княжества, прочно взяла бразды правления великой державой.

















































Приложение 2.

В.О. Ключевский о дворцовых переворотах в России

... Время от 1725 до 1762 г. составляет особую эпоху, отличающуюся некоторыми новыми явлениями в нашей государственной жизни, хотя основые её остаются прежними. Эти явления обнаруживаются тотчас по смерти преобразователя и стоят в тесной связи с некоторыми последствиями его деятельности...
     Прежде всего, как и подобает в государстве с абсолютной властью, судьба русского престола оказала решительное действие, несогласное с духом и планами преобразователя. Надо бы припомнить преемство верховной власти после Петра. В минуту его смерти царствовавший дом распадался на две линии - императорскую и царскую: первая шла от императора Петра, вторая - от его старшего брата, царя Ивана. От Петра I престол перешел к его вдове императрице Екатерине I, от неё ко внуку преобразователя Петру II. от него к племяннице Петра I, дочери царя Ивана Анне, герцогине курляндской, от неё к ребёнку Ивану Антоновичу.сыну её племянницы Анны Леопольдовны брауншвейгской, дочери Екатерины Ивановны, герцогини мекленбургской, родной сестры Анны Ивановны, от низложенного ребёнка Ивана к дочери Петра I Елизавете, от неё к племяннику, сыну другой дочери Петра I, герцогини голштинской Анны, к Петру III, которого низложила его жена Екатерина II. Никогда в нашей стране, да, кажется , и ни в каком другом государстве, верховная власть не переходила по такой ломаной линии. Так ломал эту линию политический путь, каким эти лица достигали власти: все они попадали на престол не по какому-либо порядку, установленному законом или обычаем, а случайно, путём дворцового переворота или придворной интриги. Виною того был сам преобразователь: своим законом 5 февраля 1722 г.... он отменил оба порядка престолонаследия, действовавшие прежде, и завещание, и соборное избрание, заменив то и другое личным назначением, усмотрением царствующего государя. Этот злополучный закон вышел из рогового сцепления династических несчастий... Целые годы Пётр колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать Отдайте всё.., а кому - ослабевшая рука не дописала явственно. Лишив верховную власть правомерной постановки и бросив на ветер свои учреждения, Пётр этим законом погасил и свою династию как учреждение: остались отдельные лица царской крови без определённого династического положения. Так престол был отдан на волю случая и стал его игрушкой. С тех пор в продолжении нескольких десятилетий ни одна смена на престоле не обходилась без замешательства, кроме разве одной: каждому воцарению предшествовала придворная смута, негласная интрига или открытый государственный удар. Вот почему со смерти Петра I до воцарения Екатерины II можно назвать эпохой дворцовых переворотов. Дворцовые перевороты у нас в XVIII в. имели очень важное политическое значение, которое выходило далеко за пределы дворцовой сферы, затрагивало самые основы государственного порядка. Одна черта, яркой нитью проходящая через весь ряд этих переворотов, сообщала им такое значение. Когда отсутствует или бездействует закон, политический вопрос обыкновенно решается господствующей силой. В XVIII в. у нас такой решающей силой является гвардия, привилегированная часть созданной Петром регулярной армии. В царствование Анны к петровским гвардейским полкам, Преображенскому и Семёновскому, прибавились два новых, Измайловский и Конногвардейский. Ни одна почти смена на русском престоле в означенный промежуток времени не обошлась без участия гвардии; можно сказать, что гвардия делала правительства, чередовавшиеся у нас в эти 37 лет, и уже при Екатерине I заслужила у иностранных послов кличку "янычар".

В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV . М., 1989. С.236-239.




Приложение 3. Таблица


Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Иоанн Антонович

Елизавета Петровна

Петр III

Время правления







Краткая характеристика правления







Учрежденный орган власти







Изменение положения дворянства







Особенности смены власти







Кто поддержал приход к власти










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!