СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока биологии "Мочевыделительная система. Строение и работа почек"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации имеются картинки для объяснения материала по строению мочевыделительной системы. Смотрите приложение

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока биологии "Мочевыделительная система. Строение и работа почек"»

Конспект учебного занятия


1.Предмет: биология, 9 класс.

2. Урок по учебному плану.

3.Темаурока: «Выделение. Строение и работа почек».

4.Урок 1(2)

5.Тип урока: комбинированный.

6.Цели и задачи урока:

1.Сформировать знания о строении мочевыделительной системы.

2.Раскрыть особенности внешнего строения и местоположение почек

в организме.

3.Установить взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

4.Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью,

соблюдению правил личной гигиены.

5. Формировать у учащихся умения работать с ИКТ при изучении

нового материала.

7.Оборудование: Модели почек, компьютер, экран, проектор, авторская

работа (учителя биологии МСОШ№1 Фёдоровой Лидии Григорьевны) - презентация «Выделение. Строение и работа

почек», телевизор, учебник.

8.Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

-роль и значение мочевыделительной системы, особенности её строения.

Учащиеся должны уметь:

-объяснять, почему заболевания почек оказывают очень серьёзное влияние на здоровье человека.

9Этапы урока:

-Организационный момент (1мин.)

-Сообщение плана работы на уроке (1мин.)

-Формулирование целей и задач урока (1мин.)

-.Изучение нового материала (31мин.)

-Закрепление знаний (8мин.)

-Подведение итогов (2мин.)

-Домашнее задание (1мин.)

10.Учитель биологии МСОШ №1 Фёдорова Лидия Григорьевна.












I.Организационный момент.


II. Сообщение плана работы на уроке.


III.Формулирование целей и задач урока (слайд № 2)


IV.Изучение нового материала

- 1 Постановка проблемы.

Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ?

-2. Актуализация знаний о выделительной системе хордовых животных.

Беседа с учащимися.

Учитель: В процессе жизнедеятельности организма каждая клетка выделяет продукты обмена веществ.

Вопрос: Какие вещества образуются при распаде белков? (мочевина, соли фосфорной и серной кислот, вода, углекислый газ).

Вопрос: Какие вещества образуются при распаде углеводов и жиров? (вода и углекислый газ).

Учитель: Перед организмом стоит задача: постоянно удалять продукты обмена этих веществ из организма, так как их накопление может привести к заболеваниям и даже смерти.

-3. Органы выделения. Строение мочевыделительной системы.

Вопрос: Через какие органы, какие вещества удаляются из организма? (слайд 3-4-5).

Вопрос: Из каких органов состоит мочевыделительная система? (слайд 6).

-4. Строение почек (объяснение учителя).

а) Внешнее строение почек и местоположение в организме (слайд 7-8).

б) Микроскопическое внутреннее строение почек (слайд 9).

Нефрон - структурная и функциональная единица почки. В каждой почке их до 1 млн. Начинается нефрон тонкостенной капсулой, которая вместе с клубочком кровеносных капилляров образует почечное тельце. Стенки капсулы состоят из 2-х слоёв эпителиальных клеток, между которыми имеется полость, переходящая в тонкий почечный каналец нефрона

Каналец впадает в собирательную трубочку, а она в малую почечную чашку. Малые почечные чашки собираются в большие чашки, которые впадают в почечную лоханку.

в) Почечная лоханка - небольшая полость, от которой берёт начало мочеточник. По мочеточнику моча отводится в мочевой пузырь.

-5 Мочевой пузырь.

Мочевой пузырь расположен в полости таза. Это мускульный мешок вместимостью до 0,5л. Во время сокращения мышц стенок мочевого пузыря моча удаляется наружу через мочеиспускательный канал


-6.Образование мочи.

Проблемный вопрос: Почему почки называют биологическим фильтром?

а) Образование первичной мочи (слайд 10).

Процесс образования первичной мочи начинается в капсулах наружного слоя почек. Мелкие артерии(14), приносящие кровь к капиллярным клубочкам, шире сосудов(15), через которые кровь из них удаляется.

В клубочках создаётся высокое давление крови, и составные части кровяной плазмы выжимаются сквозь тоненькие стенки капилляров, т. е. фильтруются через них и попадают в капсулы(8). Так образуется первичная моча. Она по составу отличается от кровяной плазмы отсутствием белков. Белки не фильтруются, они остаются в крови. За 1 час образуется 7л. первичной мочи, за сутки-170л. Из 10л. крови образуется 1л. мочи.

б) Образование вторичной мочи (слайд 11).

Из капсул первичная моча поступает в почечные канальцы. В этой моче уже нет аминокислот, глюкозы. Зато концентрация мочевины в моче возрастает примерно 66 раз. Значительно увеличивается и содержание других веществ, подлежащих удалению из организма. Вторичная моча образуется в почечных канальцах. Первичная моча непрерывно проходит через извитые почечные канальцы(13).Эпителиальные клетки стенок канальцев активно всасывают из первичной мочи большое количество воды и все вещества, необходимые организму. Из эпителиальных клеток они возвращаются в кровь, текущую по сети капилляров, которая оплетает почечные канальца(16). Клетки эпителия всасывают из первичной мочи до 96 процентов воды. Через почки удаляются не только продукты распада, но и избыток питательных веществ, содержащихся в кровяной плазме.

Таким образом, почки участвуют в поддержании постоянства состава плазмы крови.

-7.Основные принципы работы почек:

а) Фильтрация плазмы крови в полость капсул и канальцев нефронов.

б) Разделение веществ: обратное всасывание в кровь нужных организму веществ; выведение веществ, которые не нужны органам, с вторичной мочой.


V. Закрепление знаний.

а) В чём различие между первичной мочой, вторичной и кровью?

б) Почему почки называют биологическим фильтром?

в) Какие особенности строения мочевыделительной системы обеспечивают избирательное выведение из организма продуктов обмена веществ


VI. Подведение итогов (слайд 12).


VII.Домашнее задание: Выучить материал учебника; ответить на вопросы к тексту; записать новые термины и их определения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!