Урок обществознания в 5 классе.
Автор: Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Кургана «СОШ № 67»
Тема урока: «Семья в жизни человека»
(урок повторения и обобщения в форме защиты проектов)
Цель урока:
Систематизировать и расширить знания учащихся по теме «Семья». Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.
Предметные УУД: учащиеся получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; защищают свой проект, объясняют свою точку зрения, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Личностные УУД:
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания.
Урок последний в теме «Семья». В течение трех недель учащиеся готовили проекты к этому уроку. Результат может быть представлен в разной форме: презентация «PowerPoint», плакат, стенгазета, выставка и т. д.
На доске листы с напечатанными афоризмами о семье.
Ход урока:
Вызов: Учащиеся смотрят презентацию (слайд 1) Беседа:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «счастье»?
2. Что мы знаем о семье? Слайд 2. Что такое семья? Слайд 3. Какие бывают семьи? Слайд 4. Каковы функции семьи?
Учитель: Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью и провожают в путь с добром.
Любите и цените счастье! Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже на этой сказочной земле?
Учащиеся представляют свои презентации на тему «Моя семья».
Осмысление: 1. Проекты учащихся «Моя семья». Обсуждение проектов: что вам понравилось? О чем можно было рассказать еще?
2. Физминутка: встаньте все и будьте внимательны.
Те, у кого есть брат - хлопните в ладоши.
У кого есть сестра - помашите рукой.
Кто помогает дома близким – повернитесь налево.
Кто живет в трехпоколенной семье – потопайте ногами.
Кто встречает праздники в кругу близких - присядьте.
3. Разгадайте слово: ТВОСНЕКРИДН Слайды 5, 6
У многих в семье есть родственники, которыми гордятся, рассказы о которых передаются из поколения в поколение. О своих знаменитых родственниках нам расскажут…
А знаете ли вы, что в церковном календаре есть много дней, когда принято поминать умерших родственников? Эти дни не имеют постоянной даты, но их надо бы знать. Родительские субботы за 8 дней до великого поста, а также 2, 3 и 4-я субботы великого поста, Троицкая родительская суббота – перед праздником святой троицы, Радоница – вторник, 8 день после пасхи, Димитриевская родительская суббота – суббота, ближайшая к 8 ноября и 9 мая. (Кто был внимателен? Сколько всего таких дней в году? – 8)
4. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Что это? Как ее называют?
Слайд 7.
О своих семейных реликвиях нам расскажут…
5. Учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
6. Кто знает, когда празднуется День Семьи? Смотрим фильм «День Семьи».
Рефлексия. Слайд 8
7. Домашнее задание: Слайд 9
1. Найти и записать не менее 10 пословиц и поговорок о семье.
2. Сочинить стихотворение о семье, о маме, папе, сестре, брате.
3. Написать эссе на выбранную из афоризмов тему.
4. Продолжить работу над проектом.
Слайд 10.