Записать на доске органы дыхания по порядку, показав при этом путь воздуха. Запись будет иметь следующий вид: носовая полость — трахея — легкие. Как же происходит дыхание? Учащиеся кладут руки на ребра, еще раз наблюдают процесс дыхания и приходят к выводу, что при вдохе грудная клетка поднимается и расширяется — в легкие входит воздух; при выдохе опускается и сужается — из легких выходит воздух. Итак, мы уже убедились, что человек не может жить без воздуха. Воздух, которым мы дышим, должен быть чистым, содержать как можно меньше пыли. Что надо делать, чтобы в помещении, где находятся люди, всегда был чистый воздух? Почему полы в жилых и служебных помещениях нужно подметать влажным веником или протирать влажной тряпкой? Приходилось ли вам когда-нибудь бывать в душном помещении (такое могло быть в переполненном зале, кинотеатре, вагоне метро, автобусе и др.) ? Как вы себя чувствовали там? Почему надо проветривать помещение? Почему надо обязательно гулять или работать на свежем воздухе? Почему в выходные дни рекомендуется бывать в лесу, в парке, на озере и т. д? Почему вредно курить? Ответ на последний вопрос учитель может уточнить сам или предложить детям прочитать часть текста в учебнике со слов «Очень вредит здоровью курение» до слов «...содержится еще довольно много никотина». Затем учитель предупреждает, что очень опасно и для органов дыхания, и для организма в целом вдыхать незнакомые и ядовитые запахи. Материал о гигиене дыхания может быть иллюстрирован кадрами видеофильма «Дыхание. Гигиена дыхания». Продолжая, учитель рассказывает, что на работе органов дыхания благоприятно сказывается физкультура, спорт и физический труд. Мы уже знаем, что они укрепляют и развивают мышцы тела человека, в том числе и мышцы грудной клетки. У человека, занимающегося спортом, мышцы выше поднимают ребра, а значит, в легкие за один раз может больше войти воздуха. Такое дыхание называют глубоким. Оно более полезно для организма. С органами дыхания связаны простудные заболевания. В ходе беседы следует выяснить, как уберечь себя от простудных заболеваний. |