СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по литературному чтению на тему: "К.И.Чуковский "Федорино горе""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по литературному чтению на тему: "К.И.Чуковский "Федорино горе""

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по литературному чтению на тему: "К.И.Чуковский "Федорино горе""»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

УМК: «Школа России»

(Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.

Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч., ч. 1)

Тема урока: К.И. Чуковский «Федорино горе»

Цель: создать благоприятные условия для воспитания аккуратности, опрятности у обучающихся через содержание произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».

Задачи:


Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с произведением К.И.Чуковского «Федорино горе»; обобщению и активизации уже имеющихся знаний; формированию последующих представлений о жизни и творчестве К.И. Чуковского.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.


Воспитательные: способствовать формированию нравственного сознания истинной храбрости, умению отличать истинную храбрость от хвастовства, чувства коллективизма; воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к произведениям К.И. Чуковского.


Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.




Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить, осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев) ,выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.


Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Владимировна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

- Посмотрите, все ль в порядке: книжка, ручки и тетрадка.

3) Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

- Ребята, начинаем урок литературного чтения.

- Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

- Кто готов помогать друг другу?

- Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?

- Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.


II. Актуализация умений и знаний.

1)Проверка домашнего задания (вопросы по творчеству К.И. Чуковского, по сказке «Радость»)

2) Индивидуальная работа (тест и др.)

3) Анализ и оценка работы учащихся (отметочная система оценивания, комментарий)

- Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Для того , чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам посмотреть на слайд и разгадать загадку (СКАЗКА)

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий 
Бабка- ежка у окна... 
Догадайтесь, кто она?



- Какие бывают сказки? (литературные и народные)

- Что вы знаете о народной и литературной (авторской) сказке?

За много столетий было придумано множество интересных историй, но кто их придумал и, главное, для чего? Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил.

У авторских  сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. И сегодня мы с вами будем читать авторскую сказку.


Викторина.

Учитель зачитывает отрывки из сказок и демонстрирует иллюстрацию к ней, дети отгадывают названия сказок:

  • Радость

  • Путаница

  • Сказка о рыбаке и рыбке

а) Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».


б) Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.


в) Но весёлые зверята -
Поросята, медвежата -
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.


- Что общего у всех этих произведений? (они авторские)

- Какое произведение было лишним? Почему? ( «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, все остальные произведения Чуковского

-Скажите, а что произошло в третьей сказке? ( нарушение правил)

-А как это можно по другому назвать? (беспорядок)

- Как вы думаете, о чем в сказке, с которой мы сегодня познакомимся, пойдет речь?

-Правильно, сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой детского русского писателя-сказочника Корнея Ивановича Чуковского. Что вам о нем известно? Какие его произведения вы читали? Какое его настоящее имя?

Прежде чем мы более подробно вспомним биографию К.И.Чуковского, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться...



IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

а) Краткие биографические сведения об авторе

Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского- Николай Васильевич Корнечуков. К.И.Чуковский родился в Санкт-Петербурге 31 марта (19.03) 1882 года. Ему было 3 года, когда он остался жить только с матерью. Свое детство провел в Одессе и Николаеве. Из одесской гимназии его исключили по причине «низкого» происхождения, так как мать работала прачкой. Семье очень тяжело жилось на маленькую зарплату матери, но юноша не сдался, он много читал, занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

С ранних лет К.Чуковский начал интересоваться поэзией: сам писал стихотворения и даже поэмы. А в 1901 году появилась его первая статья в газете "Одесские новости".

В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург, чтобы стать писателем. Вскоре он стал корреспондентом газеты "Одесские новости", куда отправлял свои материалы из Петербурга. Благодаря своим способностям, он был отправлен в Лондон. Там хорошо изучил английский язык. А в 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты "Речь" в Великобритании. В 1917 году он вернулся на родину.

Однажды, в 1916 году, А.М. Горький попросил Чуковского написать поэму для детей. Чуковский вначале очень переживал, что он не сможет написать, потому что никогда раньше этого не делал. Но ему помог случай. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, Чуковский под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Сын очень внимательно слушал. Прошло несколько дней. Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, рассказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил", опубликованная в 1917 году. С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.

А замечательную сказку «Чудо-дерево», написанную в 1924 году, К.Чуковский посвятил своей маленькой дочери Муре, рано умершей от туберкулеза.

Кроме произведений для детей Чуковский пишет книги о детях – об их языковом творчестве. В 1928 году выходит книга «Маленькие дети», которая затем получила название «От двух до пяти».

Перед вами несколько книг, автором которых является Корней Иванович Чуковский.

Посмотрите на доску, вы видите буквы стоят не на своем порядке, их надо поставит так, чтобы получились слова. ( Фдиреоон ерог)

Как называется сказка с которой мы сегодня познакомимся?

Послушайте, как возникла сказка К.И.Чуковского "Федорино горе". Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о брюки Корнея Ивановича. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось "Федорино горе".


б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение)

  • Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.

  • Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

  • Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

  • Ушат - небольшая кадка с ушами.

  • Прусак – рыжий таракан

  • Сито – предмет домашней утвари для просеивания муки.


2) Речевая разминка

Чтение начнем с речевой разминки:


На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

Читаем скоро и быстро (3-4 человека)


3) Первичное чтение сказки (комбинированное чтение, «цепочкой») , анализ первичного восприятия содержания

На строке «И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.» чтение прерывается и обучающимся дается задание придумать конец сказки, чтобы потом сравнить их предположения с действительностью.

Сегодня вы будете работать в группах. На столах лежат листочки с вопросами, на которые нужно ответить после прочтения произведения.

1 группа – опишите Федору и ответьте на вопрос.

  • Какой была Федора?

  • Почему все убежали от Федоры?

2 группа – продолжите фразы.

  • Но ответило корыто:

«На Федору …» (я сердито!)

  • И сказала кочерга:

«Я Федоре не …» (не слуга!)

  • А фарфоровые блюдца
    Над Федорою смеются:
    «Никогда мы, никогда …» (Не воротимся сюда!)

  • Но тарелки вьются-вьются,
    А Федоре не даются:
    «Лучше в поле пропадём …» (А к Федоре не пойдём!)

  • И ответила посуда:
    «Было нам у бабы худо,
    Не любила нас она,
    Била, била нас она, …» (Запылила, закоптила, Загубила нас она!)

3 группа – продолжите фразы.

  • «Да,- промолвил медный таз,-
    Погляди-ка ты на нас:
    Мы поломаны, побиты,
    Мы помоями облиты.
    Загляни-ка ты в кадушку -
    И увидишь там лягушку.
    Загляни-ка ты в ушат -
    Тараканы там кишат,
    Оттого-то мы от бабы
    Убежали, как от жабы, …» (И гуляем по полям, По болотам, по лугам, А к неряхе-замарахе Не воротимся!)

  • И чайник шепнул утюгу:
    «Я дальше …». (идти не могу)

  • И заплакали блюдца:
    «Не лучше …?» (ль вернуться)

  • И зарыдало корыто:
    «Увы, я разбито, … !» (разбито)

  • Но блюдо сказало: «Гляди,
    Кто это … ?» (там позади)

4 группа – опишите Федору и ответьте на впрос.

  • Какой стала Федора?

  • Почему все вернулись к Федоре?


V. Физминутка

Гимнастика для глаз:

Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Для всего тела:

Три медведя шли домой  (Дети шагают на месте вперевалочку)  Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)  Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.) А сынок — малютка просто.  (Присесть.) Очень маленький он был,  (Присев,   качаться  по-медвежьи.)
С погремушками ходил.  (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)  Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.  (Дети имитируют игру с погремушками.)

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)

Вторичное чтение сказки и анализ содержания


Работа в парах. Давайте закрепим значения данных слов.

Корыто

Кочерга

Кадушка

Ушат

Прусак

Сито

-Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке:

Посудка чистоту любит.

Чистые сапоги быстрее ходят.

Порядок в доме есть - хозяину честь.


Тест на понимание содержания.

1. Кого обидела бабушка Федора?

а) своих котов

б) утюги, самовар и блюдца

в) курочку

2. На ком, как на лошади, ехал самовар?

а) на кресле

б) на комоде

в) на столе

3. Почему от Федоры убежала посуда и домашняя утварь?

а) Федора была неряхой и держала посуду в грязи

б) Федора обижала посуду

в) им стало скучно у Федоры

4. Кто, расфуфырив хвост, пытался помочь Федоре вернуть блюдца и тарелки?

а) коты

б) курица

в) самовар

5. Кто завелся в кадушке?

а) тараканы

б) лягушка

в) жаба

6. Кто остался дома у неряхи Федоры, когда вся посуда сбежала?

а) коты

б) стол

в) тараканы

7. Где шли Чайник с Утюгом, когда у них не осталось сил?

а) в полях и лесах

б) на лугу

в) во дворе у Федоры

8. Почему Федора пошла возвращать свою посуду?

а) она стала добрей

б) ей стало без них грустно

в) она заскучала по своей посуде

9. Что стала делать посуда, когда вернулась к Федоре?

а) встала обратно на полочки

б) стала жарить и печь

в) помогала Федоре с уборкой

10. Чем угощал самовар Федору?

а) баранками

б) сладким чаем

в) плюшками



VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какую сказку мы сегодня читали?

- Кто автор этой сказки?

- После какого случая он её написал?

- Случались ли у вас подобные ситуации?

- Кому было интересно на уроке? Что особенно понравилось?

- Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными сказками
К.И. Чуковского?

Решили ли мы поставленные в начале урока задачи, ответьте, используя «слова – помощники»
«Слова – помощники»: познакомились, узнали, учились...

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома прочитайте сказку еще раз и проиллюстрируйте понравившийся эпизод.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!