А. И. Ерлыченкова
учитель математики
( Российская Федерация г. Старый Оскол
МБОУ «Основная общеобразовательная Котовская школа») [email protected]
План -конспект интегрированного урока по математике и литературе
« Действия с десятичными дробями»
математика 5 класс
(продолжительность урока 45 минут)
Цель урока: формирование представления о единстве школьных дисциплин в пониании целостности окружающего мира.
Задачи урока:
Предметные : обобщить и расширить знания учащихся о жизни А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации, произвести обзор произведений А.С. Пушкина,
обобщение и систематизация знаний по теме «десятичные дроби»
Личностные: развитие творческого мышления, любознательности и познавательной активности, воспитание чувства национальной гордости и патриотического отношения учащихся к истории нашей Родины, к жизни и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина..
Метапредметные: формирование умения отыскивать и обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий
Тип урока: урок контроля знаний и умений
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, листы самооценивания, справочная литература.
Подготовка к уроку:
Включить в домашнее задание к уроку чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»
Структура урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.
IV. Информация о домашнем задании.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель математики
Сегодня мы проводим необычный урок. Урок совмещает в себе 2 предмета: литературу и математику. На одном уроке с вами будут одновременно работать два учителя: учитель литературы и учитель математики. Вы убедитесь в том, что эти две совершенно различные школьные дисциплины на самом деле едины.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель литературы.
Сегодняна уроке -мы вспомним некоторые моменты биографии А.С. Пушкина, перелистаем страницы его сказок, постараемся найти в них математические моменты.
Александр Сергеевич Пушкин-гениальный поэт, прозаик, драматург, критик. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы, сказки. Жизнь и творчество А.С.Пушкина можно изучать всю жизнь.
Учитель математики
Сегодня на уроке мы повторим правила действия с десятичными дробями, применим дроби к решению уравнений и задач.
III. Проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений
Учитель математки
Давйте узнаем, когда родился А. С. Пушкин.
Задание №1 Реши примеры и определи дату рождения А. С. Пушкина
Число 1,2:0,2
Месяц 120:5 *0,25
Год 8995*0,2
Учитель литературы:
Правильно. А С Пушкин родился родился 6 июня 1799 года в самом центре России -городе Москве. Сначала воспитанием А.С Пушкина занималась няня Арина Родионовна, которя знала бесчисленное количество пословиц, поговорок, песен и сказок. Эта простая русская женщина своими рассказами и сказками учила будущего поэта русскому языку. Вводила его в мир старины, народного быта, народной поэзии. Мальчику было 12 лет, когда родители решили определить сына в только, что основанный Царскосельский лицей. В Лицее создавалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Среди изучаемых предметов была и математика.
Хорошо известно, что А. С. Пушкину математика не давалась с детства, поэтому он её и не любил. По словам его сестры О.С Павлищевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».
Учитель математики
Давайте вспомним 4 правила действия с десятичными дробями:
1) Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
2) Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
3) Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь.
4) Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
Учитель литературы
Лицейский друг А С Пушкина И И Пушин вспоминал , что «...все профессора смотрели с благоговением на на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз учитель к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминаля с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Учитель спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Учитель математики
Давайте решим уравнения и докажем, что не всегда в уравнениях икс равен нулю.
Задание №3
Решите уравнения:
а)Х-11,3=1,56 в) 12,6:Х=6,3 д)2,8Х+8,3=13,9
б)Х+14,3=15,65 г)1-Х=0,89 е) 18,2 (Х+4)=182
Трое учащихся решают уравнения у доски.
Учитель математики
А сейчас нам предстоит поработать в группах, необходимо расшифровать слова и сказать, как эти слова связаны с именем А. С. Пушкина
Задание для 1 группы.
1)2,87+11,35=14,22
2)14,75-8,12=6,63
3)14,2*0,25=3,55
4)7,56:0,6=12,6
5)(130,2-30,8):2,8-21,84=13,66
№ | ы | б | а | к | р |
1 | 14,2 | 142,2 | 1,42 | 142 | 14,22 |
2 | 6,63 | 6,6 | 7,63 | 76,3 | 66,3 |
3 | 35,5 | 3,55 | 3,56 | 4,56 | 4,57 |
4 | 12,7 | 1,26 | 126 | 12,6 | 13,6 |
5 | 1,366 | 136,6 | 13,66 | 14,6 | 13,76 |
Задания для 2 группы
1)2,92+12,47=15,39
2)13,42-8,17=5,25
3)15,3*0,25=3,825
4)0,161:0,7=0,23
5)0,2*10=2
6)8,16:(1,32+3,48)-0,345=1,355
№ | р | а | т | к | и | с |
1 | 1,539 | 14,36 | 15,49 | 14,49 | 16,39 | 15,39 |
2 | 52,5 | 5,35 | 5,25 | 5,15 | 6,25 | 525 |
3 | 38,25 | 3,825 | 382,5 | 38,35 | 39,45 | 3825 |
4 | 0,23 | 2,3 | 23 | 0,24 | 230 | 0,32 |
5 | 20 | 0,2 | 22 | 0,02 | 2 | 0,002 |
6 | 13,55 | 1,345 | 135,5 | 1,355 | 1,455 | 136,5 |
Задания для 3 группы
1)3,44+5,27=8,71
2)12,84-11,5=1,34
3)13,8*0,25=3,45
4)1,598:4,7=0,34
5)0,88*10=8,8
6)3,1*(7-3,8)+1,3=11,22
№ | о | р | 0 | ы | к | т |
1 | 8.72 | 9.71 | 87,1 | 871 | 8,71 | 0,871 |
2 | 1,34 | 1,36 | 134 | 0,134 | 13,6 | 0,134 |
3 | 345 | 3,45 | 0,345 | 34,55 | 3,55 | 3,65 |
4 | 0,44 | 3,4 | 340 | 0,34 | 1,34 | 0,034 |
5 | 88 | 0,88 | 0,008 | 0,98 | 9,8 | 8,8 |
6 | 1122 | 1,122 | 11,22 | 0,112 | 11,32 | 113,2 |
Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки
Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Учитель литературы
Зачитывает отрывок из сказки
Жил старик со своею старухой
у самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Сколько лет жила семья у моря.
Учитель математики
В первый день старик поймал 5, 5 кг рыбы, что больше массы рыбы, пойманной во второй день на 3 кг. Сколько кг рыбы поймал старик за 2 дня.
Ответ : за 2 дня старик поймал 7 кг рыбы.
Учитель литературы
В названии какой сказки А С Пушкина есть число 7
Правильно это «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», написанной А С Пушкиным в Болдине, среди действующих лиц есть и люди, и другие персонажи. Сколько действующих лиц в сказке? Перечислите всех героев сказки.
Учитель математики
Ответить на этот вопрос поможет математичесая задача
Число людей в сказке больше числа остальных действующих лиц на 9, число остальных действующих лиц на единицу больше числа всех сказок Пушкина . Совет, если окажется расхождение в результатах при чтении и при решении, то еще раз внимательно перечитайте сказку от начала до конца
Правильный ответ:
Действующие лица-люди:1)царь-отец, 2)царица-мать,3) царица-мачеха, 4)царевна,5)царевич Елисей, 6-12) богатыри; 13)Чернавка; 14) сам А.С. Пушкин Действующие лица -другие персонажи: 1)Солнце; 2) Месяц; 3)Ветер; 4) Зеркало; 5) Пес Соколко.
Учитель литературы
А С Пушкин -автор 7 сказок. Расцвет жанра сказки у А С Пушкина падает на первую половину 30-х годов 19 века. М. Горький вспоминал: «Великолепные сказки А. С. Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну». Ребята, вспомните, какие сказки А С Пушкина вы знаете.
Учитель литературы
Вспомним слоава еще одной сказки А.С. Пушкина.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,-на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой...
Из какой сказки этот отрывок?
Учитель математики
Задача
Спица на куполе может выдержать вес 4,7 кг. Царю подарили Золотого петушка массой 3 кг 750 грамм. Выдержит ли спица, если петушок поправится на 1кг 800грамм.
Учитель литературы
Мы начали урок с того, что А.С. Пушкин не любил математику, но на самом деле, став взрослым, он проявлял интерес к математике. Александр Сергеевич издавал журнал "Современник" и не было ни одного номера, в котором бы ни было статьи на математическую тему. Александр Сергеевич Пушкин стремился, по его утверждению, "Стать с веком наравне!» Даже по отношению к математике. Ведь образованный человек должен быть образован во всём.
Учитель математики
Ребята, мы сегодня увидели, что соединение сказок и математики возможно. Надеюсь, что встреча со знакомыми героями сказок не оставила нас равнодушными.
IV. Информация о домашнем задании
Ребята, перчитайте ваши любимые сказки А. С. Пушкина, зашифруйте с помощью примеров на все действия с десятичными дробями, название этих сказок.
V.Рефлексия (подведение итогов занятия)
У вас на столах лежат листочки, где есть шкала успеха по трехбалльной системе, поставьте, пожалуйста галочку, соответствующую вашему настроению на шкале успеха:
у меня прекрасное настроение - 3
у меня обычное настроение - 2
мое настроение плохое - 1
Учитель литературы.
Ребята, пишите свои стихи! Помните, что гениальный человек гениален во всем.