План-конспект занятия в рамках элективного курса «Нестандартные методы решения математических задач» на тему «Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств. Ограниченность функции».
Класс :11
Цель занятия: углубить и расширить знания и умения по методам решения уравнений и неравенств, по свойствам функций;
развитие у учащихся умений пользоваться опорными знаниями для их применения в новой и нестандартной ситуации, выделять существенные признаки и делать обобщения; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, формирование навыков самообразования, самоорганизации;
развитие коммуникативных навыков учащихся, посредством групповой и парной работы.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер, документ - камера; презентация в программе MicrosoftPowerPoint.
Ход занятия:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1) Устная работа:
График какой функции изображен на слайде 1? Перечислите свойства функции у=сosx.
Что такое область определения, множество значений функции?
Какие функции называются ограниченными сверху, ограниченными снизу, ограниченными функциями?
2) Среди данных функций выберите ограниченные и постройте их графики схематически:
y=, y=, y=, y= y=log2x, y=2+.
Самопроверка по слайду 2.
3) Найдите множество значений следующих функций:
1) y=, 2)y=(x+4)2 +1, 3)y=x2-4x+5, 4)y=, 5)y=
6)y= 7) y= +3, 8) y=log3 (x2+3), 9)y=5-|x+8| 10) y=5-x2
Взаимопроверка по слайду 3.
Ответы: 1) [-; ], 2) [1; +∞); 3) [1; +∞); 4) [1; 2]; 5) (–∞; 7) ∪ (7; +∞);
6) (–∞; 1) ∪ (1; +∞); 7) [3; +∞); 8)[1; +∞); 9) ) (–∞; 5]; 10) (–∞; 5];
Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Решить уравнение: 1) cosx = x2+1
Решение: Оценим левую и правую части уравнения. Известно, что
Очевидно, что уравнение равносильно системе уравнений Из 2-го уравнения, х=0. Проверим, является ли число 0 корнем 1-го уравнения:
Ответ: 0.Слайд 4
Вопрос: Итак, на чем основывается метод оценки?
Ответ: Метод оценки (по другому его называют методом мини-макса)основывается на утверждении: если некоторое число n является наибольшим значением функции f(x) и одновременно наименьшим значением функции g(x), то уравнение f(x) = g(x) равносильно системе двух уравнений:
Слайд 5
Закрепление.
Задача 2: Работа в парах. = 4 – sin2x.
Решение:
0≤sin2x≤1, следовательно, -1≤ -sin2x≤0, 3≤ 4-sin2x≤4. Значит, исходное уравнение равносильно системе уравнений Из 1-го уравнения получается, что х=0. Число 0 является и корнем 2-го уравнения.
Ответ: 0.Самопроверка с помощью документ-камеры.
Вопрос: Итак, в каких случаях применяется метод оценки?
Ответ: метод оценки применяется при решении нестандартных уравнений и неравенств, которые не получается решить с помощью обычных приемов, а именно:
1. если в одной части соотношений стоят ограниченные функции, а в другой конкретные числа.
2. если в задаче переменных больше чем уравнений или неравенств.
3. если в равнении или неравенстве содержатся разного рода функции: тригонометрические, алгебраические, показательные и т.д.
Чтобы успешно пользоваться этим методом, необходимо знать, какие из элементарных функций имеют ограниченное множество значений.
Вопрос: Итак, какие функции, имеющие ограниченное множество значений, вам известны? Слайд 6.
Ответ: -1≤sinx ≤1, -1≤cosx ≤1, ax0, |x|≥0, ,
≥0, -≤arcsinx≤, 0≤arccosx≤π, -arctgx, 0arcctgx
Раздать карточки.
Найти значение х, при котором уравнение 3sin≥-3x+x2.
Решение: Оценим каждую часть неравенства.
-1≤sin≤1, следовательно, -3≤3sin≤3.
х2-3х+≥3, так как вершина графика квадратичной функции (1,5; 3).
Следовательно, исходное неравенство нужно рассматривать как уравнение
3sin=-3x+x2, которое, в свою очередь, равносильно системе уравнений Решив 2 уравнение, получим, х=1,5. Убедимся, что это число является также корнем 2 уравнения.
Ответ: 1,5.
Проверка с помощью документ-камеры, обсуждение.
Итог.
Сформулируйте алгоритм решения задач методом оценки. Слайд 7.
Домашнее задание: слайд 8
sin=12x-37+x2.
25x2+20x+20=
=2sin .
2+log2(x2-6x+13) = 18x2-77-x4.