СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект занятия в рамках элективного курса «Нестандартные методы решения математических задач» на тему «Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств. Ограниченность функции»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, план занятиях в рамках элективного курса будет полезен коллегам

Просмотр содержимого документа
«План-конспект занятия в рамках элективного курса «Нестандартные методы решения математических задач» на тему «Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств. Ограниченность функции»»

План-конспект занятия в рамках элективного курса «Нестандартные методы решения математических задач» на тему «Применение свойств функции при решении уравнений и неравенств. Ограниченность функции».

Класс :11

Цель занятия: углубить и расширить знания и умения по методам решения уравнений и неравенств, по свойствам функций;

развитие у учащихся умений пользоваться опорными знаниями для их применения в новой и нестандартной ситуации, выделять существенные признаки и делать обобщения; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, формирование навыков самообразования, самоорганизации;

развитие коммуникативных навыков учащихся, посредством групповой и парной работы.



Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийный проектор, компьютер, документ - камера; презентация в программе MicrosoftPowerPoint.



Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

1) Устная работа:

График какой функции изображен на слайде 1? Перечислите свойства функции у=сosx.

Что такое область определения, множество значений функции?

Какие функции называются ограниченными сверху, ограниченными снизу, ограниченными функциями?



2) Среди данных функций выберите ограниченные и постройте их графики схематически:

y=, y=, y=, y= y=log2x, y=2+.

Самопроверка по слайду 2.



3) Найдите множество значений следующих функций:

1) y=, 2)y=(x+4)2 +1, 3)y=x2-4x+5, 4)y=, 5)y=

6)y= 7) y= +3, 8) y=log3 (x2+3), 9)y=5-|x+8| 10) y=5-x2

Взаимопроверка по слайду 3.

Ответы: 1) [-; ], 2) [1; +∞); 3) [1; +∞); 4) [1; 2]; 5) (–∞; 7) ∪ (7; +∞);

6) (–∞; 1) ∪ (1; +∞); 7) [3; +∞); 8)[1; +∞); 9) ) (–∞; 5]; 10) (–∞; 5];

  1. Открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.

Решить уравнение: 1) cosx = x2+1

Решение: Оценим левую и правую части уравнения. Известно, что

Очевидно, что уравнение равносильно системе уравнений Из 2-го уравнения, х=0. Проверим, является ли число 0 корнем 1-го уравнения:

Ответ: 0.Слайд 4

Вопрос: Итак, на чем основывается метод оценки?

Ответ: Метод оценки (по другому его называют методом мини-макса)основывается на утверждении: если некоторое число n является наибольшим значением функции f(x) и одновременно наименьшим значением функции g(x), то уравнение f(x) = g(x) равносильно системе двух уравнений:

Слайд 5



  1. Закрепление.

Задача 2: Работа в парах. = 4 – sin2x.

Решение:

0≤sin2x≤1, следовательно, -1≤ -sin2x≤0, 3≤ 4-sin2x≤4. Значит, исходное уравнение равносильно системе уравнений Из 1-го уравнения получается, что х=0. Число 0 является и корнем 2-го уравнения.

Ответ: 0.Самопроверка с помощью документ-камеры.

Вопрос: Итак, в каких случаях применяется метод оценки?

Ответ: метод оценки применяется при решении нестандартных уравнений и неравенств, которые не получается решить с помощью обычных приемов, а именно:

1. если в одной части соотношений стоят ограниченные функции, а в другой конкретные числа.

2. если в задаче переменных больше чем уравнений или неравенств.

3. если в равнении или неравенстве содержатся разного рода функции: тригонометрические, алгебраические, показательные и т.д.

Чтобы успешно пользоваться этим методом, необходимо знать, какие из элементарных функций имеют ограниченное множество значений.

Вопрос: Итак, какие функции, имеющие ограниченное множество значений, вам известны? Слайд 6.

Ответ: -1≤sinx ≤1, -1≤cosx ≤1, ax0, |x|≥0, ,

≥0, -≤arcsinx≤, 0≤arccosx≤π, -arctgx, 0arcctgx

Раздать карточки.

Найти значение х, при котором уравнение 3sin-3x+x2.

Решение: Оценим каждую часть неравенства.

  1. -1≤sin≤1, следовательно, -3≤3sin≤3.

  2. х2-3х+≥3, так как вершина графика квадратичной функции (1,5; 3).

Следовательно, исходное неравенство нужно рассматривать как уравнение

3sin=-3x+x2, которое, в свою очередь, равносильно системе уравнений Решив 2 уравнение, получим, х=1,5. Убедимся, что это число является также корнем 2 уравнения.

Ответ: 1,5.

Проверка с помощью документ-камеры, обсуждение.

  1. Итог.

Сформулируйте алгоритм решения задач методом оценки. Слайд 7.

Домашнее задание: слайд 8

  1. sin=12x-37+x2.

  2. 25x2+20x+20=

  3. =2sin .

  4. 2+log2(x2-6x+13) = 18x2-77-x4.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!