Дом творчества и туризма юных «Дружба»
МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»
План – конспект занятия по
Топографии и ориентированию
Тема: «Понятие о топографической и спортивной картах. Условные знаки.»
г. Новый Уренгой
2018 г.
План-конспект занятия по Топографии и ориентированию
.
Тема занятия: «Понятие о топографической и спортивной картах.
Условные знаки.»
Цель занятия: изучение топографических знаков спортивных и топографических карт.
Задачи занятия:
изучить условные топографические знаки;
формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;
способствовать развитию логического мышления, внимания.
Оборудование: плакат «Спортивная карта», спортивные карты, карточки к теме «Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка.
Тип занятия: комбинированное.
План занятия
Вводная часть
Основная часть: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом
Заключительная часть. Подведение итогов занятия
Организационный момент.
1. Вводная часть Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности. Педагог объявляет тему, цель занятия, объясняет требования и план занятия (Обратить внимание на готовность к занятию).
Условные знаки спортивных карт, их классификация. Для проверки знаний я обращаю ваше внимание на цветовую шкалу. Такой подбор цветов не случаен, где используются данные цвета?
Ответ: На цветных спортивных картах. Что означают данные цвета.
Ответ: Синий - гидрография (болото, реки); 3еленый - растительность;
Чёрный - искусственные объекты; Коричневый - рельеф; Желтый – открытые пространства; Красный - судейский цвет (старт, финиш).
Какого цвета не хватает на цветовой шкале и что он означает?
Ответ: Жёлтого, он означает - открытое пространство.
Итак, мы повторили классификацию условных знаков по цвету, как еще классифицируются условные знаки? На какие группы они делятся?
Ответ: Условные знаки классифицируются по изображению и делятся на:
- площадные (болота, поляны, озера)
- линейные (дороги, тропинки)
- точечные (камни, ямы, бугры...)
А сейчас, я хочу проверить, насколько вы усвоили данную тему. (работа с карточками)
Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.
2.Основная часть: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом
Полученные знания на предыдущих занятиях, помогут нам, ознакомится с новой темой нашего занятия «Чтение карты». Что же это такое? Для туристов карта – самый верный проводник. Научившись ее "читать" легко определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно "читать" карту необходимо хорошо знать условные знаки - "азбуку карты". Чтобы хорошо прочесть книгу нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных знаков. Поэтому читать карту не так просто, как может показаться с первого взгляда. Так же надо знать правила рисовки условных топографических знаков:
-все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;
-надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;
- цифры также наносятся на карту вершинами на север.
Зная это, спортсмены всегда имеют возможность определить направление по карте на север, а это означает, что и на юг, восток, запад.
Чтение карты – это, прежде всего понимания объектов изображенных на карте условными знаками и умение опознавать их на местности.
Результат спортсмена - ориентировщика на дистанции зависит от быстроты и правильности «чтения карты» и его физических качеств.
Но запомните, что в спортивном ориентировании побеждает не всегда самый сильный бегун, нужна еще и техника ориентирования, то есть правильно «читать карту».
Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:
Правильно сориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.
Можно другим способом. Встаньте на какую- нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно.
Умение измерить расстояние: чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.
Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров
Правильно сориентировать карту по сторонам горизонта. Для определения сторон горизонта воспользуемся надежным другом ориентировщика - компасом. Стрелка компаса всегда показывает на север. Если стоять лицом к северу, то за вашей спиной будет юг, справа восток, слева запад.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Подведение итогов:
- что нового вы узнали?
- что для вас было самым интересным на занятии?
- Что далось тяжелее всего? Почему?
- Над чем надо будет еще работать?