СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект занятия по топографии и ориентированию. Тема: «Понятие о топографической и спортивной картах » 2018 г.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект занятия по топографии и ориентированию. Тема :"Понятие о топографической и спортивной картах". Для учащихся 3-5 классов. 

Просмотр содержимого документа
«План – конспект занятия по топографии и ориентированию. Тема: «Понятие о топографической и спортивной картах » 2018 г.»

Дом творчества и туризма юных «Дружба»

МБУ ДО «ДТТЮ «Дружба»









План – конспект занятия по

Топографии и ориентированию

Тема: «Понятие о топографической и спортивной картах. Условные знаки.»




















г. Новый Уренгой

2018 г.


План-конспект занятия по Топографии и ориентированию

.

Тема занятия: «Понятие о топографической и спортивной картах.

Условные знаки.»

Цель занятия: изучение топографических знаков спортивных и топографических карт.

Задачи занятия:

  • дать понятие о топографических и спортивных картах.

  • изучить условные топографические знаки;

  • формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;

  • способствовать развитию логического мышления, внимания.



Оборудование: плакат «Спортивная карта», спортивные карты, карточки к теме «Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка.

Тип занятия: комбинированное.

План занятия

  1. Вводная часть

  2. Основная часть: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом

  3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия



Организационный момент.

1. Вводная часть Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности. Педагог объявляет тему, цель занятия, объясняет требования и план занятия (Обратить внимание на готовность к занятию).



Условные знаки спортивных карт, их классификация. Для проверки знаний я обращаю ваше внимание на цветовую шкалу. Такой подбор цветов не случаен, где используются данные цвета?

Ответ: На цветных спортивных картах. Что означают данные цвета.

Ответ: Синий - гидрография (болото, реки); 3еленый - растительность;

Чёрный - искусственные объекты; Коричневый - рельеф; Желтый – открытые пространства; Красный - судейский цвет (старт, финиш).

Какого цвета не хватает на цветовой шкале и что он означает?

Ответ: Жёлтого, он означает - открытое пространство.

Итак, мы повторили классификацию условных знаков по цвету, как еще классифицируются условные знаки? На какие группы они делятся?

Ответ: Условные знаки классифицируются по изображению и делятся на:

- площадные (болота, поляны, озера)

- линейные (дороги, тропинки)

- точечные (камни, ямы, бугры...)

А сейчас, я хочу проверить, насколько вы усвоили данную тему. (работа с карточками)

Проверяем правильность выполнения задания у доски. Подводим итоги проверки.



2.Основная часть: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом

Полученные знания на предыдущих занятиях, помогут нам, ознакомится с новой темой нашего занятия «Чтение карты». Что же это такое? Для туристов карта – самый верный проводник. Научившись ее "читать" легко определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно "читать" карту необходимо хорошо знать условные знаки - "азбуку карты". Чтобы хорошо прочесть книгу нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных знаков. Поэтому читать карту не так просто, как может показаться с первого взгляда. Так же надо знать правила рисовки условных топографических знаков:

-все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;

-надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;

- цифры также наносятся на карту вершинами на север.

Зная это, спортсмены всегда имеют возможность определить направление по карте на север, а это означает, что и на юг, восток, запад.

Чтение карты – это, прежде всего понимания объектов изображенных на карте условными знаками и умение опознавать их на местности.

Результат спортсмена - ориентировщика на дистанции зависит от быстроты и правильности «чтения карты» и его физических качеств.

Но запомните, что в спортивном ориентировании побеждает не всегда самый сильный бегун, нужна еще и техника ориентирования, то есть правильно «читать карту».

Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:

  • Знание условных знаков;

  • Правильно сориентировать карту;

  • Определение расстояния на карте и на местности;

  • Выбор пути движения

Правильно сориентировать карту – это значит расположить ее так, чтобы верхняя рамка была направлена север, а нижняя на юг. Для этого с помощью компаса найдите направление на север и в этом направлении, заметьте какой либо предмет. Поверните карту так, чтобы ее верх был направлен на этот предмет, и карта будет ориентирована.

Можно другим способом. Встаньте на какую- нибудь линию местности, обозначенную на карте. Например, это будет дорога. Поверните карту так, чтобы направление условного знака дороги совпало с направлением дороги на местности. При этом надо убедиться, что предметы справа и слева от дороги имеют такое же расположение, что и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно.

Умение измерить расстояние: чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.

Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров

Правильно сориентировать карту по сторонам горизонта. Для определения сторон горизонта воспользуемся надежным другом ориентировщика - компасом. Стрелка компаса всегда показывает на север. Если стоять лицом к северу, то за вашей спиной будет юг, справа восток, слева запад.



3. Заключительная часть. Рефлексия.

Подведение итогов:

- что нового вы узнали?

- что для вас было самым интересным на занятии?

- Что далось тяжелее всего? Почему?

- Над чем надо будет еще работать?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!