Занятие «Кто я? Какой я?»
Цель: дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности; развивать навыки самопознания и принятия самого себя.
Задачи:
- заложить основы процесса самопознания;
- формировать позитивный образ «Я»;
- способствовать повышению самовосприятия.
Ход занятия
I . Приветствие
Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас вновь.
Игра « Я сегодня вот такой ».
Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, - называют имя водящего. Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Игорь сегодня вот такой» – при этом, стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее. Игра продолжается, пока в ней не примут участие все слушатели. В заключении все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте ВСЕ!».
II. Введение в тему занятия
Сегодня, как я вам и обещала, мы начинаем наше путешествие. Сегодня мы пойдем в гости, а вот к кому вы сейчас сами догадаетесь.
Для этого, давайте отгадаем главное ключевое слово, спрятанное за знаком вопроса. В помощь вам фразы, относящиеся к этому слову (фразы написаны на стрелках).
На доске за листом со знаком вопроса спрятано слово «Я». На стрелках от него написаны словосочетания: люблю своих родных, учусь в школе, умею рисовать и т. д. Детям необходимо отгадать спрятанное слово.
(Дети предлагают свои варианты и угадывают спрятанное слово. Открывается отгаданное слово «Я».)
III. Определение понятия «Я»
А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»?
Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?» (Начиная с ведущего по цепочке каждый говорит: Я – человек, я – мальчик и т.д.)
Да, жизнь требует от нас, чтоб мы одновременно играли множество ролей, меняли образ своего я.
в школе я – ученик
в магазине я – покупатель
на дороге я – пешеход
в транспорте я – пассажир
в библиотеке я – читатель
в театре я – зритель
для друзей я – друг
в семье я – сын, дочь, внук, брат, сестра
в родной стране я – гражданин
И хотя мы в течение жизни выполняем сходные роли, мы все равно отличаемся друг от друга. Сейчас мы в этом убедимся, выполнив следующее упражнение.
Упражнение 'Снежинки'
Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия:
складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол;
в третий раз проделывает то же самое;
и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол.
Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось.
Обсуждение
Участники сравнивают, какие снежинки у них получились — одинаковые или разные, непохожие.
Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Ведущий. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
IV. Формирование позитивного образа «Я»
Игра-активатор «Я умею...»
Если по-честному отвечать на вопросы «Как у вас дела? Все ли в порядке?» - то наверняка, рассказывая о своих удачах, вы скажете, что на самом деле не все у вас в жизни получается, и есть, кроме удач, еще и неудачи. Но ведь нельзя забывать, что даже при самых неприятных неудачах, когда все буквально валится из рук и ничего не получается, у каждого из нас хоть что-то получается, у каждого есть что-нибудь, что выходит просто замечательно, что мы умеем делать. Давайте попробуем вспомнить эти наши умения и поиграем в игру, которая так и называется: «Я умею...».
Игра простая. Сейчас по кругу все будут говорить о том, что они умеют. Это может быть любое действие, например, умение читать, дышать или играть в футбол. Можно также назвать умение, которое уже назвал другой человек. Но никому нельзя называть одно и то же свое умение дважды. Тот, кто ничего не назвал, выходит из круга. Кто останется - тот и победил.
Пояснение для ведущего
Необходимо следить, чтобы никто не вышел из круга, и, если кто-то из учеников запинается, тут же подсказать ему какое-нибудь простейшее умение (например, есть ложкой). Проведите 5-8 кругов.
Ну, все. Конца вашим умениям не видно. Мы так никогда не закончим. Иногда кажется, что ничего не получается или ничего не умеешь, а на самом деле любой человек умеет очень многое. И вы, оказывается, многое умеете, владеете разнообразными навыками... Мне было радостно это все от вас слышать. Невольно начинаешь испытывать к вам уважение. Да и вы сами наверняка уважаете себя за то, что у вас есть такие замечательные свойства, умения и способности.
Дискуссия «Умения и самоуважение»
Но, с другой стороны, скажите, пожалуйста: разве мы умеем все на свете? Разве у нас всегда все получается? Разве нет людей, которые что-то не умеют?
Но если кто-то что-то не умеет, как же тогда быть с самоуважением? Верно ли, что отсутствие каких-либо способностей или неумение что-то делать будут всегда означать отсутствие у человека уважения к самому себе?
Пояснение для ведущего
Основная мысль, к которой необходимо подвести участников в ходе дискуссии: каждый человек не всегда что-то знает или умеет. Но это не означает, что он плохой, а, следовательно, никаких причин не уважать себя у него нет. Ведь даже если есть что-либо, что человек не знает или не умеет, он когда-нибудь сможет этому научиться. И уважать себя за это он сможет еще больше.
Быстрый круг
А как вы думаете, за что, кроме умений и навыков, можно еще себя уважать?
Правильно, можно и нужно уважать себя за свои качества, за то, какой ты, что собой представляешь. Наверняка такие качества, которые достойны уважения, есть у каждого из вас.
Упражнения «Я в лучах солнца»
Цель: актуализация знаний о себе.
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Процедура проведения:
Участникам раздаются листы с нарисованным солнцем. В центре солнечного круга напишите своё имя и нарисуйте свой портрет. Затем, вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что знаете о себе. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ваш ответ на вопрос: Почему я заслуживаю уважения?».
Но у каждого человека есть не только достоинства, но и недостатки.
- Какие черты наиболее важны для человека – отрицательные или положительные?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель:
- Я согласна с мнением, что для саморазвития человека важны все черты его характера. Положительные качества помогают нам добиться успеха в жизни. А борясь с отрицательными качествами, мы самосовершенствуемся. «Наши недостатки – самые лучшие наши учителя»- утверждает народная мудрость.
Ведущий. Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе.
Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится.
Упражнение «Похвастайся соседом»
Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку.
Порядок выполнения и инструкция: ведущий говорит: «Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться?». Далее ведущий может дать образец подобного «хвастовства» Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде».
V. Рефлексия
Большое спасибо всем за работу. А теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для нас оказалось интересным или полезным.
Вы сегодня хорошо работали и заслуживаете похвалы.
Упражнение «Аплодисменты».
Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит следующим образом. Каждый по очереди выходит в центр круга, а остальные громко хлопают ему в ладоши.
Обсуждение: Что чувствовали, когда находились в центре круга?
VI. Ритуал прощания.
Упражнение «Я желаю себе и другим...»
Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.
Спасибо, вам большое! До свидания!