ГБУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи
«Молодёжный творческий Форум Китеж плюс»
План-конспект занятия:
«ОФП на основе фехтования меч/баклер».
Направление "Ожившая история"
Учащиеся 7-17 лет.
Педагог дополнительного образования:
Чернышов К.М.
Санкт-Петербург
2023
ПЛАН-КОНСПЕКТ Занятия
Тема: Общая физическая подготовка на основе фехтования «Меч и баклер»
Цель: формирование знаний, навыков и умений по фехтованию с мечом и баклером
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с понятиями «баклер» и с историей фехтования с мечом и баклером
- изучение стоек, защитных и атакующих комбинаций с мечом и баклером
- использование знание и навыков, полученных на предыдущих занятиях по фехтованию «щит/меч»
Развивающие:
- способствовать развитию физической активности и фантазии обучающихся, всестороннему раскрытию их физических способностей,
- сформировать потребность ребенка в самореализации через достижение победы в поединке.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию упорства в последовательном выполнении поставленных задач,
- воспитывать характер и эстетический вкус, приобщая детей к искусству фехтования
- воспитывать дружеские отношения в коллективе, стремление помочь друг другу.
Форма занятия – спортивная тренировка.
Педагогические методы обучения
по источнику изложения учебного материала
- словесные, включившие в себя
объяснение — подробное и четкое описание существенных признаков объекта: техника упражнений, тактическая задача, условия выполнения двигательных заданий и т.д.;
анализ — изучение каждого элемента предмета или явления по составным частям: спортивная техника и тактика, результаты тренировок, этапы подготовки и соревнований, особенности соперников и т.д.;
• лекция — применяется в рамках теоретической подготовки как расширенное, углубленное знание об объекте.
- наглядные, включившие в себя
зрительная наглядность — показ упражнений, дополнительно воздействующих на зрительный анализатор с целью создания оптимального зрительного образа выполняемых заданий;
слуховая наглядность — использование счета, хлопков, речевых команд и т.д., способствующее дополнительному восприятию упражнений, особенно при закладке необходимого ритма упражнений;
двигательная наглядность — направленная помощь тренера, страховка и т.п. Особенно важна при первоначальном формировании техники в работе с начинающими спортсменами
по характеру учебно-познавательной деятельности
•объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный)- предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами.
•репродуктивный» — позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений
«исследовательский» метод обучения . В основу его положен собственный исследовательский поиск ребенка, а не усвоение им готовых знаний, преподносимых преподавателем.
По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский):
организационно-действенные - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
стимулирующие - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
контрольно-оценочные - методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
Оборудование для учащихся: тренажер из покрышек («Балда»), мягкие протекторы для головы, туловища и конечностей ,мягкие реплики меча и баклера, тексталитовые имитации мечей
Оборудование для учителя: мягкие реплики меча и баклера ,мягкие протекторы для головы
Этапы занятия
- организационно - подготовительный
1.Построение, приветствие, проверка присутствующих по списку
2. Повторение правил техники безопасности при фехтовании.
3. Разминка суставов
4. Анаэробная тренировка
- основной
5. Изучение нового материала, работа с тексталитовыми клинками по « балде».
6. Отработка комбинаций на мягком оружии в паре.
- завершающий
7.3акрепление учебного материала
Практическое задание: Победить в ряде спаррингов под присмотром педагога
8. Финальное построение, подведение итогов занятия.
9. Уборка снаряжения и спортзала.
Этапы и содержание учебного занятия
(тренировки)
Дидактическая задача этапа | Содержание учебного материала | Методические требования к этапу |
| Организационный этап – 5 мин | |
Подготовка обучающихся к работе на всем протяжении занятия | - приветствие группы; - определение отсутствующих; - проверка готовности средств обучения; - сообщение темы и этапов занятия; - мотивация и постановка учебной задачи. | быстрое включение всех обучающихся в работу, организация внимания всей группы |
| Подготовительный этап. Разминка и анаэробная тренировка – 15 мин | |
Содействовать подготовке организма учащихся к специфическим нагрузкам и минимизация вероятности травм | - круговые движения головой - наклоны туловища в стороны и вперед-назад - круговые движения тазом - растяжка ног - круговые движения коленями - разминка стоп - бег обычный - бег с высоко поднятыми коленями - бег с захлестыванием пяток - скачки «приставным шагом» - отжимания, упражнения на пресс | Требовать от занимающихся согласованности и быстроты действий |
| Основной этап. Изучение нового материала (усвоение новых знаний) – 40 мин | |
Формирование у учащихся новых знаний о фехтовании. Выработка на основе полученных знаний новых умений и навыков | - сообщение преподавателем нового материала - краткий рассказ об истории фехтования меч/баклер - объяснение особенностей фехтования с баклером и его отличий от фехтования со щитом (правосторонняя стойка, приоритет защитных действий мечом) - демонстрация преподавателем новых защитных и атакующих комбинаций на тренировочном снаряде самостоятельная деятельность учащихся; - повторение на тренажере защитных комбинаций - атакующих комбинаций - поочередная работа на «балде» на силу и скорость в течении 2 минут – 10-15 минутный отдых -отработка в паре упражнение «три удара» - поочередное нанесение мягкими тренировочными мечами по три удара с разных направлений под контролем тренера. - «парад/рипост», поочередный обмен ударами под контролем тренера - атакующие действия первого номера при защитных действиях второго номера со сменой активности 15 минут на отдых и одевание полного комплекта защитного снаряжения. | Требовать от занимающихся внимательности, точности выполнения заданий тренера, соблюдения техники безопасности |
| Завершающий этап. Первичная проверка понимания обучающимися нового материала – 25 мин | |
Установление осознанности усвоения содержания нового учебного материала | - проверка преподавателем того, поняли ли учащиеся новый материал - обнаружение и устранение типичных ошибок; - обращение педагога к группе с просьбой дополнить или исправить ответ учащегося. | - постановка вопросов и предложение учащимся заданий, требующих активной мыслительной деятельности |
| Закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний и умений | |
Организация деятельности обучающихся по применению изученного материала Всесторонняя проверка знаний и умений | - организация деятельности учащихся по применению новых знаний о фехтовании при выполнении практического задания – победы в поединке. - проведение серий поединков на новом виде оружия со сверстниками под контролем тренера, в процессе и по завершении каждого поединка - обнаружение и устранение типичных ошибок. - возможность использования методов самоконтроля и самооценки - предложение учащимся заданий, направленных на определение полноты знаний и умений (бой более опытного ученика против двух или трех менее опытных, бой с новым видом оружия против щита, копья или полуторного меча) | - применение различных методов контроля за знаниями и умениями обучающихся; - четкая инструкция по выполнению заданий. - создание нестандартных ситуаций |
| Финальное построение. Подведение итогов учебного занятия – 5 мин | |
Анализ успешности овладения знаниями и умениями | - рефлексия – анализ обучающимися собственной деятельности на занятии (насколько успешной была учебная и практическая деятельность учащихся на тренировке? Достигнута ли цель тренировки?) - дать общую характеристику работы группы; - возможно оценивание всех или отдельных учащихся | Определение тренером эффективности занятия совместно с учениками |
Используемая литература
Асмолов К. В. История холодного оружия. ч. I, Москва, 1994.
Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995.
Винклер П. Оружие.- Москва, 1992.
Дельбрюк Г. История военного искусства. СПб. 1994.
Кох И. Э. Сценическое фехтование. Л.-М., 1948.
Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси XIII – XV вв. «Наука». Л. 1966.
Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. «Наука». Л. 1966.
О.В.Бутягин, Д.П,Алексинский, К.А.Жуков, Д.С.Коровкин. Всадники войны. М. 2005
Соловьев С.М. Сочинения. Книга I, II История России с древнейших времен Тома 1-2, 3-4, М., «Мысль», 1988 г.
Спортивное фехтование. Учебник для ВУЗов физической культуры. Под. ред. Д.А. Тышлера, М., 1997
Тышлер Д.А., Тышлер Г.Д. Фехтование на саблях. Техническая и тактическая подготовка, М., 1998
Фехтование. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Аркадьева В. А. М. 1959.
Claude Blair. Europian armour.- London, 1959.
Oakeshott R. E. The Sword in the Age of Chivalry. London, 1962.
Oakeshott R. E. Arms and Armour from Renaissance to Industrial Revolution. London, 1980.
Stone G. C. A Glossary of the Construction, Decoration and Use Arms and Armour. N.Y.1999.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе, М., 1985.
Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.
Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.
Чернышов К.М. «Урок живой истории в школе. «Древнерусское войско»». https://kopilkaurokov.ru/istoriya-rossii/meropriyatia/569394 Последняя дата обращения - 06.01.2021