План-конспект внеурочного занятия по социальному направлению
Ведущий: Орлова Дарья Романовна
Тема: Семья
Класс: 4 класс
Цель занятия: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи внеурочного занятия:
Образовательные (предметные результаты):
1. Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека
2. Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью
Развивающие (метапредметные результаты):
1. Развивать речь, внимание, мышление, память
2. Формировать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру
Воспитательные (личностные результаты):
1. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности
2. Способствовать формированию понимания значимости семьи
Предварительная работа: подготовить материалы, с которыми будут работать учащиеся
Материалы и оборудование: бумага, презентация, цветные карандаши/фломастеры, интерактивная доска, небольшой надувной мячик, пословицы и листки с прилагательными
Тип занятия: игровой
Форма занятия: групповая
Участники: учащиеся 4-ого класса
Рефлексия:
1. Что вам больше всего понравилось, что запомнилось?
2. Как вы думаете, мы пришли к той цели, которую поставили в начале занятия?
3. Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию, чего не хватает в вашей семье?
Ход внеклассного занятия
1. Организационный момент (приветствие, эмоциональная настройка на рабочую деятельность – 3 мин)
Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня поздороваемся не совсем обычно. Когда я скажу: «Здравствуйте, мальчики!» - все мальчишки крикнут «Салют» и помашут мне рукой, когда я скажу: «Здравствуйте, девочки!», все девочки улыбнуться, крикнут мне «Привет!» и помашут двумя ручками. Поздоровались мы классно, а сейчас поговорим о прекрасном!
2. Вводная часть (показ слайда с загадками, объяснение темы занятия – 3/5 мин)
А тему нашего занятия, вы узнаете, как только я прочитаю вам загадки. Тема достаточно приятная и согревающая душу каждого человека.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Итак, вы молодцы, наша тема на сегодняшнее занятие - «Семья». А как вы думаете, какова цель нашего занятия? (учащиеся отвечают) Цель занятия: показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
3. Основная часть (показ презентации, обсуждение понятия «семья», выполнение практических заданий – 20/25 мин)
Давайте разберемся, что же значит слово «семья». В толковом словаре Ожегова даются такие определения: 1) Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
2) Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами.
В словаре Ушакова дается такое понятие, что семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Да, я, конечно же, соглашусь с этими определениями, но я бы хотела добавить, что семья - это не только объединение людей, у которых общие интересы, не только группа близких родственников, но и семья – это те близкие и родные люди, которые помогают тебе, окружают заботой и вниманием, находятся рядом большую часть твоей жизни. Это не только мама и папа, сестра или брат, это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, твои домашние питомцы, которые знают тебя чуть ли не с рождения и привязались к тебе. Ведь каждый из них тебе поможет с трудностями каждого периода твоей жизни, решит проблемы и вопросы, даст совета, научит тебя быть Человеком с Большой буквы! Вот, что для меня значит такое великое слово «Семья».
А что для вас «Семья», как вы это можете объяснить? (учащиеся отвечают на вопрос)
Чтобы разнообразить нашу с вами беседу, я предлагаю выполнить небольшое задание. Вам следует на бумаге обвести аккуратно руку и на получившемся рисунке написать в центре (где ладонь) слово «семья», а внутри пальчиков – написать ассоциации, т.е. слова, которые вам приходят на ум, когда вы слышите или видите слово/понятие «семья». А после объяснить, почему вы выбрали именно эти слова-ассоциации.
Вы большие молодцы, выбрали самые нужные слова для того, чтобы описать понятие «семья».
А теперь я вам прочитаю текст, а после вы мне ответите на один вопрос.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Какое слово написал старец? (ПОНИМАНИЕ)
Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
Ребята, предлагаю вам немного размяться и поиграть в игру, которую я подготовила. Давайте встанем из-за парт и сделаем один большой круг. По кругу под музыку передаем мячик. Как только музыка остановиться, нужно быстро перечислить имена всех членов семьи и назвать, чем они любят больше всего заниматься. Первая начинаю я.
Вот сколько нового мы узнали друг о друге. Садитесь на места.
Давайте сейчас разделимся на две команды, так чтобы в каждой команде было равное количество участников. На первом столе каждой команды будут лежать листки с прилагательными, касающиеся нашей темы. Вам будет необходимо отобрать листки со словами, которые, на ваш взгляд, самые важные. Выберите 7 понятий. Затем, приклеиваете их на лист бумаги по кругу, получая бутон, затем дорисовываете стебель и листики, получая цветок семьи.
А сейчас мы в командах поработаем с пословицами. В двух конвертах лежат начало и конец пословицы, и вам надо собрать целую фразу.
1. В семье – и каша гуще.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
4. Вместе тесно, а врозь скучно.
5. Дерево держится корнями, а человек семьей.
6. Семья воюет, а одинокий горюет.
Давайте заново встанем из-за парт и выйдем в рекреацию - поиграем с мячом. Вы встаете передо мной, а я кидаю вам мяч и загадываю загадку, а вы угадываете. Если не угадали, встаете на мое место и кидаете мяч другому участнику и так по кругу – я загадываю загадки, а вы угадываете.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша... (мама)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без... (папы)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Он может все на свете –
И лучше всех он все же!
Вот только все дети –
Так скажут про своего тоже! (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная... (бабушка)
Осень праздник подарила
И поздравить не забыла
Ясным солнышком к обеду
Наших... (бабушку и деда)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый... (дед)
Им горжусь всегда по праву,
Хоть теперь он весь седой.
Кто ж с портрета смотрит браво? —
Это дед мой... (молодой)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Давайте вернемся в класс и подведем итоги нашего занятия.
4. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия – 5/10 мин)
Ребята, вы такие замечательные! Спасибо за такую атмосферу уюта, за отзывчивость и внимание! Что вам больше всего понравилось, что запомнилось? Как вы думаете, мы пришли к той цели, которую поставили в начале занятия? Какие выводы вы сделали по сегодняшнему занятию, чего не хватает в вашей семье? Спасибо всем за участие! До скорых встреч.