МКОУ «ТАЛЦУХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
План-конспект внеклассного урока 5-го класса
по математике.
Подготовил: учитель математики Аюбов Р.К.
Талсух 2017
Учимся рассуждать при решении задач.
Тема. Задачи про числа.
Цели: научить учащихся рассуждать при решении задач про числа; расширение представления учащихся о натуральных числах, рациональная организация труда учащихся.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка Д/З: №525, №1129 в, г.
Актуализация опорных знаний.
Вы, все слушали про натуральные числа. Я попытаюсь, на этом уроке, помочь вам узнать мир натуральных чисел. Давайте, прежде чем начнем объяснение новой темы, вспомним и повторим некоторые свойства натуральных чисел, а также решим пару задач.
Какие числа называют натуральными?
Напишите все трехзначные числа, в записи которых только цифры 0, 1 и 2 кратные 2.
Какие числа кратные 5 удовлетворяют неравенству 24x
Наименьшее натуральное число в записи которого содержится три цифры 0.
Наибольшее натуральное число в записи которого содержится три цифры 0.
Формирование новых знаний и умений.
Какая связь между цифрами и буквами?
И буквы, и цифры – это знаки, применяемые для записи слов и чисел, т.е. знаки некоторых языков.
Сейчас мы вместе пару задач, которые помогут вам лучше узнать мир натуральных чисел. В дальнейшем, задачи про числа, вам не будут казаться страшными и сложными. В действительности такого рода задачи очень интересны и прекрасны.
Задача 1. Построен 100 квартирный дом. На дверях его квартир нужно прибить номера цифрами изготовлены из металла. Масса одной цифры 250 г. Сможет ли один рабочий перевести со склада (в мешке или в коробке) все нужные цифры?
Решение. Давайте рассуждать. Чтобы решить задачу надо узнать массу всех цифр. А для этого надо подсчитать сколько всего цифр на номера квартир и умножить это количество на массу одной цифры.
На доске: Сколько всего цифр? 9+90*2+3=192.
Какова масса всех цифр? 25г*192=4800г=4кг800г.
Как вы думаете, груз массой 4кг800г сможет перенести один рабочий? Да.
Ответ: да.
Задача 2. Однажды Незнайка со своими друзьями собрали яблоки. Нарвали они не очень много - меньше 60, но и немало - больше 50. Разделили все яблоки поровну. вдруг увидят - Чебурашка к ним бежит. Не беда, что из другой сказки. надо и его яблоками угостить. каждый малыш отдал Чебурашки одно яблоко и оказалось, что у всех опять яблок поровну.
Сколько было всего малышей?
Сколько яблок они собрали?
По сколько яблок досталось каждому?
Решение. Общее число яблок должно делиться на два соседних натуральных числа (на число всех малышей и на это число увеличенное на единицу). Среди чисел, больших 50 но меньше 60, поэтому удовлетворять только одно число 56. Значит малышей было 7 и досталась им по 7 яблок.
Ответ: 7, 56, 7.
Закрепление.
Задача 3. Для нумерации книги для детей понадобилось 204 цифры. Сколько страниц в этой книге, если нумерация в книге начинается с первой страницы?
Решение:
204-192=12,
12:3=4,
100+4=104.
Ответ: 104.
Задача 4. Игорь вместе с родителями в январе пойдёт в театр: первый раз - 9 января, я второй раз - через неделю после первого раза, третий раз - через две недели после 2-го раза. Какого января он пойдёт в театр во второй раз и третий раз?
Решение:
Второй раз: 9+7=16,
Третий раз: 16+2*7=30.
Ответ: 16, 30.
Задача 5. сумма трех чисел равна 378. Первое из них два раза больше второго, но и в 3 раза меньше третьего. Найдите эти числа.
Решение. Обозначим наименьшее из трех чисел (это втрое число) через х, тогда первое 2х и третье 6х. Тогда по условию задачи:
2х+х+6х=378, х=42.
2*42=84, 6*42=252.
Ответ: 84, 42, 252.
Анализ урока.
Для того, чтобы решить задачу про числа необязательно все числа записывать. Достаточно правильно выбрать одно или несколько чисел из данного множества. Давайте завершим урок и решением следующей задачи.
Задача 6. Сколько цифр 1, сколько цифр 0 и сколько цифр 5 нужно изготовить для номеров в 100-квартирном доме?
Решение:
1+11+9=21, единиц 21;
11 нулей;
5+11+4=20, 20 цифр 5.
Все молодцы! Вы прекрасно поработали сегодня!
объявить оценки и отметить особо выделившихся учеников.
Итог урока.
Постановка домашнего задания.