СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Звук. Источники звука

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать понятие звука с точки зрения физики, рассмотреть особенности возникновения  звука, источники звука, диапазон частот звуковых колебаний, рассмотреть голосовой аппарат человека,  влияние шума на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА Звук. Источники звука»

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Звук. Источники звука

1. Ф.И.О.: Яблокова Наталья Валентиновна

2. Место работы: МОУ Шипиловская ООШ

3. Должность: учитель физики

4. Предмет: физика

5. Класс: 7 класс (общеобразовательный)

6. Тема: «Звук. Источники звука»

7. Базовый учебник: Пурышева Н. С., Важеевская Н. Е. Физика - 7 – М.: Дрофа, 2016.

8. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

9. Форма урока: урок с элементами системно – деятельностного подхода

10. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная

11. Методы обучения: словесно-иллюстративный метод, практический метод, беседа-сообщение, метод устного текущего контроля.

12. Дидактическая цель урока: создание условий для осознанного изучения нового материала и включение знаний учащихся в процесс познания.

13. Цели урока: сформировать понятие звука с точки зрения физики, рассмотреть особенности возникновения  звука, источники звука, диапазон частот звуковых колебаний, рассмотреть голосовой аппарат человека, влияние шума на организм человека.

Образовательные цели: подготовить учащихся, усвоивших знания:

  • Звук

  • Колеблющееся тело является источником звука

  • Источники звука бывают естественными и искусственными

  • Для образования звука необходимы: источник звука (колеблющееся тело) с частотой в диапазоне 16–20000 Гц

Цели по развитию учащихся: подготовить учащихся, овладевших видами деятельности:

  • Понимание, что представляет собой звук;

  • Понимание, какие источники звука являются естественными, а какие искусственными;

  • Понимание, что необходимо для образованя звука;

  • Понимание, как устроены камертон, голосовой аппарат человека.

Воспитательные цели: продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу

Метапредметного развития:

  • содействовать расширению кругозора, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

  • содействовать развитию умения понимать и использовать физические средства наглядности.


14. Формирование УУД:

  • Регулятивные: постановка и формулирование ПЗ, планирование последовательности действий, оценивание достигнутых результатов.

  • Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ объекта с целью выделения его признаков.

  • Коммуникативные: умение взаимодействовать с разными группами людей, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение.

Личностного развития:

  • способствовать развитию умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи

  • способствовать развитию креативности мышления, инициативы, находчивости, активности.


15. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, аудио оборудование, аудио записи звуков (природы, музыкальных инструментов), презентация.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

«Всё вокруг звучит

кроме тишины»

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент (1 мин)

Приветствие

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай лениться!

Проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя

Готовятся к уроку

II.Актуализация знаний и умений учащихся (5 мин)


Сегодня у нас очень интересный и даже необычный урок. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость. Но сначала давайте освежим некоторые знания, которые помогут лучше понять новый материал.

Фронтальный опрос:

1. Какое движение называют механическими колебаниями?

2.     первому  ученику заполнить у доски таблицу из 3 колонок:

Величины, описывающие колебания

Обозначе-ния

Единицы измерения

А



Т



ν



3.  Грузик, колеблющийся на пружине, за 8 с совершил 32 колебания. Найти период и частоту колебаний.

4. Приведите примеры колебательного движения.

(распредели рисунки)


Слушают




Отвечают на вопрос учителя,


Заполняют таблицу











Решают задачу


Распределяют по очереди картинки

Контролируют товарищей

III.Мотивационный этап (5 мин)

























Молодцы. А теперь вперёд к новым открытиям.

Просматривают видеоролик без звука «Песня УЛЫБКА»

Вопрос: Ребята, вам ничего не показалось странным, необычным?

Нет звука.

Вопрос: А как вы думаете, почему?

Не включена колонка.

То есть, колонка в нашем случае является источником звука.

Я думаю, вы догадались, что сегодня мы будем изучать?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Правильно. Тема урока: «Звук. Источники звука»


Теперь послушайте внимательно стихотворение:

Мир звуков так многообразен,

Богат, красив, разнообразен,

Но всех нас мучает вопрос...

Откуда звуки возникают?

Пора задуматься всерьез,

В чём состоит причина звука?

И то, каким он может быть?

Чтоб наши уши усладить.


На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

(Подчеркнуть в стихотворении строки).



Смотрят ролик


Отвечают на вопрос



Слушают учителя







Записывают тему в тетрадь


Высказывают свои мнения

Пытаются сформулировать тему и записывают в тетрадь

IV.Организация деятельности учащихся по приобретению новых знаний (25 мин)



































































Давайте попробуем воспроизвести какие нибудь звуки.

Все эти звуки разнообразны. Возникает вопрос? От куда

Звуки возникают?


Всё, что вы перечислили это примеры источников звука.

Хлопают в ладоши, топают, говорят и т.д.

(Пение птиц, музыкальные инструменты и т.д.)


I. История изучения звуков

Уже в глубокой древности люди научились создавать музыкальные инструменты, ласкающие слух звуки, и заложили основы науки о звуках – акустики.

Первые наблюдения по акустике были проведены в VΙ веке до н. э. Пифагор сказал, что "Всякий звук - это удар", создал учение о звуке, пытался связать музыку с математикой и астрономией

В 4 в. до н. э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий.


Слушают учителя.

Записывают определение акустики в тетрадь

II. П о в ы я с н е н и ю п р и ч и н ы з в у к а


Что же нужно сделать, чтобы тело звучало?

-Стукнуть, ударить

Хорошо, А теперь, для того чтобы определить в чём состоит причина звука посмотрите следующий опыт.

Опыт с линейкой, закреплённой в тисках.

Что происходит с линейкой (Она колеблется)

Посмотрите, что происходит со струной скрипки.. Она тоже …..колеблется. Как долго она будет звучать? Пока есть колебания

У вас на столах стоит прибор который называется камертон. Это прибор для настройки

музыкальных инструментов. Рассмотрите его, а теперь стукните по нему молоточком

Опыт проводят учащиеся .Звучание камертона

Что происходит с ветвями камертона? (Мы не видим их колебаний).

Прислонить шарик на нити к ветвям камертона.

А теперь?


Давайте подведём небольшой итог: Звучащее тело колеблется. А всякое ли колеблющееся тело звучит?


Возьмите шарик на нити и заставьте его колебаться. Слышите ли вы звук?

Разомнёмся маленько. Совершите колебания головой. Помашите руками. Слышен звук.


Вернёмся к примерам колебательного движения. В каких из этих случаев мы услышим звук?

Теперь запишем вывод в тетрадь: Всякое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит.


Опыт: .Голос человека, пение

Почему мы можем говорить, петь?

У человека так же есть орган, который является источником колебания – это голосовые связки. Голосовые связки находятся в гортани и представляют собой две упругие перепонки. При дыхании голосовые связки раздвинуты, и воздух свободно проходит в лёгкие и из них. Когда человек произносит звук, связки сближаются, движение воздуха теперь затруднено. Воздушный поток, который выходит из лёгких, приводит связки в колебание, и возникает звук. Разнообразие звуков, их оттенки создаются дальше в полости рта и носа.


Вопрос: Что же является причиной или источником звука у человека?


Отвечают на вопросы



Смотрят и анализируют опыт




Она колеблется.

Когда она останавливается звук прекращается


Они колеблются.

Пока не взялись за него рукой






Источник звука – это колеблющееся тело


Проводят опыт


Физкультминутка











Смотрят видео ролик












Голосовые связки



II. По в ы я с н е н и ю в и д о в з в у к о в

Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек.

Мы с вами извлекали разные звуки.

В чём разница этих звуков?


Верно. Это означает, что звуки бывают…

Правильно. Молодцы.





Одни можно услышать в природе (наши голоса, пение птиц, звук кузнечика), а другие нет


Естественные и искусственные



Важно знать

При воздействии громких звуков возникают головные боли, бессонница, раздражительность, человек испытывает снижение слуха. Если вы делаете уроки при включённом телевизоре, магнитофоне – у вас снижается внимание, вы не можете сосредоточиться, в результате страдает ваша успеваемость.

III. Это интересно

Какой звук издает бабочка при полете? А какие звуки сопровождают полет пчелы или комара? На второй вопрос ответит любой без промедления: жужжание. А вот бабочка летает бесшумно (по крайней мере, для человеческого уха). Почему же некоторые насекомые издают звуки при полете, а некоторые – нет?

Так называемые «громкие» насекомые, к которым можно отнести мух, пчел, ос, комаров и многих других, жужжат вовсе не по своей воле. Звук возникает лишь тогда, когда насекомое находится в полете, то есть машет крыльями. Комар, просто сидящий на потолке, никаким образом не нарушает тишину. Значит, все дело в …?

Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

А это тоже источники звука.

Слушают учителя.












Колеблющихся крыльях.


Слушают учителя.







V.Организация деятельности учащихся по применению новых знаний (7 мин)
























А сейчас я предлагаю отгадать загадки :

1. На треугольник деревянный

Натянули три струны,

В руки взяли, заиграли –

Ноги сами в пляс пошли.

(Балалайка.)

2. Пастись корову на лужок

Отправила хозяйка,

Повесив маленький звонок.

Что это? Отгадай-ка!

(Колокольчик.)

3. Аппарат небольшой,

Но удивительный такой.

Если друг мой далеко,

Говорить мне с ним легко.

(Телефон.)

4. Два братца

В одно донце стучатся.

Но не просто бьют –

Вместе песню поют.

(Барабан.)

Ответьте на вопросы.


1.Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов?

(Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.)

2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

(Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.)

Мини – тест.

  1. Какое движение совершает звучащее тело?

а) вращательное;

б) колебательное;

в) поступательное;

2.При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?

а) голосовыми связками;

б) ветром;

в) взмахами крыльев;

3. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями?

а) бабочка;

б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;

в) муха;

г) они не взмахивают крыльями

4. Приведите примеры источников звука

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали, а теперь домашнее задание


Отгадывают загадки.





















Устно отвечают на вопросы учителя.















Взмахами крыльев.






Муха.

VI.Завершающий этап (2 мин)


Д о м а ш н е е з а д а н и е:

§ 40, Р.Т. задания 237 – 239; по желанию упр. 30 (1)

(Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016г.).

Нарисуйте и распределите по двум столбикам естественные и искусственные источники звука

Естественные источники звука

Искусственные источники звука







Записывают задания в дневник








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!