Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1.Мотивация к учебной деятельности | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место Приветствуют учителя. | Продолжить формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Формирование системы знаний о вулканах и гейзерах. | Использовать устную речь для аргументированного ответа. |
2.Проверка домашнего задания | Предлагает ответить на вопросы, оцененные в баллах. (Приложение №1) | Выбирают вопросы. Готовятся к ответу. Отвечают. | Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами. | Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях. | Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности. |
3.Актуализация знаний | Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы». Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока? Записываем тему урока в тетради. Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи). | Ученики предлагают варианты тем урока. Записывают тему урока в тетрадь. | Будут сформированы знания о вулканах и гейзерах России, сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов. | Научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. | Формировать умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. |
4.Мотивация (задание на столкновение мнений) | Учитель предлагает посмотреть картины разных художников. Распределите эти картины на две группы: горы и вулканическая гора. -Как Вы выполнили это задание? - Задание было одно, а выполнили мы его по-разному. -Почему? Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме. | Дети предлагают варианты ответов. Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы. Рассказывают о том, что они знают о вулканах. | Соблюдение норм и правил поведения на уроке. | Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом | Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения,объяснения. |
5.Усвоение новых знаний и способов деятельности | Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются. Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 51 на стр.77 в учебнике. Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает слайдами, рисунками. Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку. Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер». Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него. | Отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте (рис.50). Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (стр.77) В тетради составляют кластер «Вулканы». По карте (рис.50 стр.76) «Землетрясения и вулканы» определяют районы вулканизма. Выясняют, что такое гейзер. Как он образуется. На карте находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо. Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов. | Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды. | Формирование умения давать определение понятиям «вулкан». Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий. Формирование умений извлекать информацию из различных источников знаний, проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
6.Первичная проверка понимания изученного Применение изученного. | Предлагает подписать составные части вулкана в тетради «Мой тренажёр» на стр.37. Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с сообщением о вулкане Везувий. Предлагает отметить в контурной карте России действующие и потухшие вулканы. Консультирует учащихся при необходимости. | Работают в тетради «Мой тренажёр» Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают. Выполняют задания на контурной карте. | Продолжить формирование познавательной и информационной культуры. | Продолжить формирование навыков работы на контурной карте. | Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем. |
7.Самостояте льная работа с самопроверкой по эталону | Выдаёт тесты по основным понятиям темы. (Приложение №2) | Работают в парах. Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами. | Освоение социальных норм и правил поведения в в небольших группах. | Владение элементарными практическими умениями. Картографическая грамотность. | Способность к сотрудничеству и коммуникации. Контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Путешествие на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. | 1.Сегодня на уроке мне… 2.Меня особенно удивило то, что… 3.До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю… 4.Было бы хорошо, если бы… 5.Мне не понравилось… | Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности. | Использование умений и знаний при выполнении задания. | Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии. |
9.Информация о домашнем задании | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Сообщает домашнее задание: 1.Изучить §23. 2.Ответить на вопросы 2-4. 3.Задания 8-9( по выбору учащегося). Творческое задание (на выбор): Написать мини-сочинение «Я – вулкан». Рисунок «Вулкан или гейзер в моем представлении» Сообщение «Положительное и отрицательное влияние вулканов и гейзеров на жизнь и хозяйственную деятельность человека». | Записывают задания в дневник. | Мотивация на обучение, саморегуляцию. | Использование умений и знаний при выполнении задании. | Использовать разнообразные источники информации. |
1. Какие районы Земли называют «сейсмически активными»? 1балл
2. Почему сотрясается Земля? 2 балла
3. В каких районах Земли наиболее часты землетрясения? 2 балла
4. Что называется очагом и эпицентром землетрясения? 1 балл
5. Как измеряют силу подземного удара? 2 балла
6. Как землетрясение может изменить рельеф? 3 балла
7. Сейсмограф, сейсмолог, сейсмология… Что общего у этих понятий? 3 балла
8. Могут ли землетрясения произойти в Москве, Саратове? 3 балла
9. Бывают ли землетрясения на Луне? 3 балла
Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б