СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Вулканы. Гейзеры."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируется представление учащихся  о вулканах и гейзерах, закономерностях  распространения вулканизма,

объясняется необходимость обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Вулканы. Гейзеры."»

План – конспект урока: «Вулканы. Гейзеры»

  1. ФИО: Кудашева Анна Анатольевна

  2. Место работы: МОУ «ООШ с. Константиновка им. М.М. Расковой»

  3. Должность: учитель

  4. Предмет: география

  5. Класс: 5

  6. Тема и номер урока в теме: Литосфера - твердая оболочка Земли,урок № 27

  7. Базовый учебник: А.И.Алексеев География 5-6 классы М. « Просвещение» 2012

  8. Цель урока:

  • сформировать представление учащихся о вулканах и гейзерах, закономерностях распространения вулканизма,

объяснить необходимость обеспечения безопасности населения;

  1. Задачи:

  • формирование исследовательского подхода при изучении темы;

  • формировать знания обучающихся о вулканах и гейзерах

  • развивать умения и навыки анализировать разные источники географической информации;

  • продолжить формирование умений работать с контурной картой

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде

  1. Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • дадут определение понятию «вулканизм», расскажут о видах и внутреннем строении вулканов, оценят (на основе материала учебника) зависимость рельефа и тектонического строения.

Метапредметные:

  • смогут анализировать разные источники географической информации о вулканизме, классифицировать вулканы по видам, представлять вулкан схематично.

Личностные:

  • смогут задуматься о поведении человека в экстремальных условиях, связанных с землетрясениями, извержениями вулканов.

  1. Основные понятия, изучаемые на уроке: вулкан, потухшие вулканы, действующие вулканы, гейзер.

  2. Тип урока: урок открытия новых знаний

  3. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  4. Необходимое техническое оборудование: учебник, атлас, контурная карта, картины, слайды, физическая карта полушарий; картина К.Брюлова «Последний день Помпеи», видеофильм «Вулканы».

  5. Структура и ход урока:

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место

Приветствуют учителя.

Продолжить формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Формирование системы знаний о вулканах и гейзерах.

Использовать устную речь для аргументированного ответа.

2.Проверка домашнего задания

Предлагает ответить на вопросы, оцененные в баллах.

(Приложение №1)

Выбирают вопросы. Готовятся к ответу. Отвечают.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с измерительными материалами.

Продолжить формирование представлений о движении земной коры и землетрясениях.

Формировать умение реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности.

3.Актуализация знаний

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Вулканы». Я думаю, что после просмотра фильма вам не составит труда ответить на вопрос: что мы будем изучать с вами на уроке. Кто определил тему нашего урока?

Записываем тему урока в тетради.

Комментируя ответы, учитель совместно с учениками определяет цели урока (заранее пишет их на оборотной стороне доски и поочерёдно открывает записи).

Ученики предлагают варианты тем урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Будут сформированы знания о вулканах и гейзерах России, сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов.


Научатся выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб.

Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца

Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами.






Формировать умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения.

4.Мотивация

(задание на столкновение мнений)

Учитель предлагает посмотреть картины разных художников. Распределите эти картины на две группы: горы и вулканическая гора.

-Как Вы выполнили это задание?

- Задание было одно, а выполнили мы его по-разному.

-Почему?





Выясняет, какими знаниями владеют школьники о вулканизме.





Дети предлагают варианты ответов.







Не знаем, чем отличается вулканическая гора от обычной горы.


Рассказывают о том, что они знают о вулканах.

Соблюдение норм и правил поведения на уроке.


Продолжить формирование навыков работы с иллюстрационным материалом

Формирование умений на практике пользоваться методами наблюдения,объяснения.

5.Усвоение новых знаний и способов деятельности

Формируя знания о вулканах, опирается на имеющиеся у школьников представления, которые уточняются и расширяются.

Задаёт вопросы по строению вулкана, используя рисунок 51 на стр.77 в учебнике.

Чтение учащихся о процессе извержения вулкана сопровождает слайдами, рисунками.

Помогает сравнивать разные виды вулканов по рисунку.











Предлагает найти в учебнике определение понятия «Гейзер».





Обращает внимание учащихся на правила поведения людей перед извержением вулкана и во время него.











Отвечают на вопросы при помощи рисунка. Находят очаг, жерло, кратер, лаву, выясняют особенности действующих и потухших вулканов. Примеры действующих и потухших вулканов находят на карте (рис.50). Зачитывают описание процесса извержения вулкана в учебнике (стр.77)

В тетради составляют кластер «Вулканы». По карте (рис.50 стр.76) «Землетрясения и вулканы» определяют районы вулканизма. Выясняют, что такое гейзер. Как он образуется. На карте находят и наносят на контурную карту Тихоокеанское огненное кольцо.

Выясняют насколько опасно это явление, каковы были последствия наиболее сильных извержений вулканов.

Продолжить формирование познавательной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами,

ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.

Формирование умения давать определение понятиям «вулкан».

Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов.


Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма.

Отображать в речи содержание совершаемых действий.


Формирование умений извлекать информацию из различных источников знаний,

проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.


6.Первичная проверка понимания изученного

Применение изученного.

Предлагает

подписать составные части вулкана в тетради «Мой тренажёр» на стр.37.

Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с сообщением о вулкане Везувий. Предлагает отметить в контурной карте России действующие и потухшие вулканы.

Консультирует учащихся при необходимости.

Работают в тетради «Мой тренажёр»





Ученик сообщает краткие сведения о гибели Помпеи. Остальные слушают.


Выполняют задания на контурной карте.

Продолжить формирование познавательной и информационной культуры.

Продолжить формирование навыков работы на контурной карте.

Формирование умений на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем.

7.Самостояте

льная работа с самопроверкой по эталону

Выдаёт тесты по основным понятиям темы.

(Приложение №2)

Работают в парах.

Самостоятельно выполняют проверку тестов по эталону, обменявшись выполненными работами.

Освоение социальных норм и правил поведения в в небольших группах.

Владение элементарными практическими умениями.

Картографическая грамотность.

Способность к сотрудничеству и коммуникации.

Контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность.

8.Рефлексия учебной деятельности


Путешествие на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтоб вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

1.Сегодня на уроке мне…

2.Меня особенно удивило то, что…

3.До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

4.Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

Формирование опыта рефлексивно-оценочной деятельности.

Использование умений и знаний при выполнении задания.

Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии.

9.Информация о домашнем задании

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Сообщает домашнее задание:

1.Изучить §23.

2.Ответить на вопросы 2-4.

3.Задания 8-9( по выбору учащегося).

Творческое задание (на выбор): Написать мини-сочинение «Я – вулкан». Рисунок «Вулкан или гейзер в моем представлении»

Сообщение «Положительное и отрицательное влияние вулканов и гейзеров на жизнь и хозяйственную деятельность человека».

Записывают задания в дневник.

Мотивация на обучение, саморегуляцию.

Использование умений и знаний при выполнении задании.

Использовать разнообразные источники информации.
























Приложение №1 Тема « Землетрясение»

Вопросы по теме / количество баллов за ответ

1. Какие районы Земли называют «сейсмически активными»? 1балл

2. Почему сотрясается Земля? 2 балла

3. В каких районах Земли наиболее часты землетрясения? 2 балла

4. Что называется очагом и эпицентром землетрясения? 1 балл

5. Как измеряют силу подземного удара? 2 балла

6. Как землетрясение может изменить рельеф? 3 балла

7. Сейсмограф, сейсмолог, сейсмология… Что общего у этих понятий? 3 балла

8. Могут ли землетрясения произойти в Москве, Саратове? 3 балла

9. Бывают ли землетрясения на Луне? 3 балла

Критерии оценки:

«5» – 15–20 баллов

«4» – 11–14 баллов

«3» – 5–10 баллов




Приложение №2 Контроль по теме «Вулканы»

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1-Б

1. Кратер

А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

Б Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4.Лава

Г Самый высокий действующий вулкан России

5.Конический вулкан

Д Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан

Е Канал, по которому поднимается магма

Вулканические бомбы

Ж Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан

З Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан

И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10.Ключевская Сопка

К Расплавленная мантия в глубинах Земли

1-___, 2-____, 3-____, 4-____, 5-____, 6-_____, 7-_____, 8-______, 9-_____, 10-______.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!