СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Воздух и его состав".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать понятие о воздухе как смеси, состоящей из простых и сложных веществ.

Предварительно задается провести  домашний эксперимент "Свойства воздуха".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Воздух и его состав".»

Воздух и его состав.

Цель урока: Сформировать понятие о воздухе как смеси, состоящей из простых и сложных веществ.

Задачи:

Образовательные. Содействовать формированию знаний о составе воздуха и горении веществ. Способствовать закреплению понятий: оксиды, реакция горения. Продолжить формирование умений: составлять формулы оксидов и уравнения химических реакций. Познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха, и показать необходимость охраны атмосферного воздуха.

Развивающие. Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи на основе переработки информации. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности. Способствовать развитию общеучебных умений.

Воспитательные. Продолжить воспитание положительной мотивации учения. Продолжить формирование мировоззренческих идей (познаваемость мира). Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей). Воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока. Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ведущие методы. Словесный, наглядный.

Предметы и материалы: чашка с водой, подкрашенной раствором марганцовки, свеча, спички, цилиндр, полоски бумаги.

Оборудование: проектор, компьютер, экран

Ход урока:

  1. Приветствие, постановка целей

Приветствие учеников и знакомство с эпиграфом урока «Познание начинается с удивления» (Аристотель) и призывает на уроке удивляться и познавать. 

Актуализация ранее полученных знаний о кислороде

1. Индивидуальные задания на карточках 3 человека

2. Задание на соответствие, работа в группах (у каждой группы набор карточек, клей-карандаш, магниты) Ответы оформляются в виде таблицы и вывешиваются на доску. Проверка СЛАЙД № 1.

Элемент

Кислород

Озон

O

O2

O3

Ar =16

Mr =32

Mr =48

валентность II

газ без цвета и запаха, плохо растворяется в воде

газ голубого цвета с резким запахом свежести, чуть лучше растворим в воде

входит в состав воды

молекула устойчива

молекула неустойчива и распадается с образованием атомарного кислорода

входит в состав белков, жиров, углеводов.

реагирует со многими веществами, поддерживает горение

многие вещества в нем воспламеняются, обесцвечивает красители


необходим для дыхания большинства живых организмов

ядовит из-за высокой химической активности


образуется в процессе фотосинтеза как побочный продукт

образуется на высоте 20-25 км или во время грозы


является одним из постоянных компонентов воздуха

образует тонкий слой, который защищает все живое на Земле от ультрафиолетового излучения

  1. Изучение нового материала

Назовите слово, которое объединяет эти картинки СЛАЙД № 2.

(ВОЗДУХ) СЛАЙД № 3.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Сколько минут мы можем продержаться без воздуха? СЛАЙД № 4.

Установлено, что человек может обходиться без пищи около 50—70 суток, без воды — примерно 10 дней, а вот без дыхания — всего несколько минут. Только натренированные люди могут задерживать дыхание на более длительное время. Например, в 2001 году чешский спортсмен Мартин Степанек установил высшее мировое достижение —8 минут 6 секунд.

Воздух - самое жизненно необходимое вещество на нашей планете. Действительно, вся жизнь каждого из нас измеряется отрезком времени между первым вдохом и последним выдохом. Дыхание отождествляется с самой жизнью. Недаром в фантастическом романе Александра Беляева «Продавец воздуха» злоумышленник пытается подчинить себе весь мир, завладев не золотом, не оружием, а воздухом Земли.

Воздух для нас – бесценный дар природы, его нужно беречь и знать о нем как можно больше.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь: Воздух и его состав.

  1. Свойства воздуха.

А мы можем увидеть или почувствовать воздух? СЛАЙД № 5-10.

Анализ домашнего эксперимента

Общий вывод:

Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, упруг, плохо проводит тепло, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

  1. Состав воздуха.

    • Историческая справка. СЛАЙД № 11.

Вопрос о составе воздуха был объектом исследований в течение многих веков. Лишь в конце XVIII века ученые-естествоиспытатели Дж. Пристли, А. Лавуазье и К. Шееле установили, что воздух — это смесь газов, из которых наиболее важными являются … кислород и азот. Почему?

  • Демонстрация опыта с помощью документкамеры.

Горение свечи под стеклянным цилиндром.

(В чашке вода, подкрашенная раствором марганцовки. Зажигаем свечу. Накрываем ее цилиндром, с 4 полосками, разделяющими цилиндр на 5 одинаковых частей. Что вы наблюдаете? Объясните опыт. На какую часть поднялась вода и почему? Сделайте вывод о составе воздуха.)

Учащиеся объясняют подъем воды на 1/5 объема: так как при горении свечи расходуется только кислород, кислород составляет 1/5 часть или 21 % воздуха.

СЛАЙД № 12. (Диаграмма – состав воздуха)

Учащиеся записывают в тетрадь, только формулы:

      1. Состав воздуха.

        • Кислород – 21 %

        • Азот – 78 %

В конце XIX века ученым удалось уточнить состав воздуха. Кроме азота и кислорода, в состав воздуха входят благородные (инертные) газы.

        • Благородные газы (Ar и др.) – 0,94 %

Показать в ПСХЭ.

Кроме того, в воздухе содержатся углекислый газ – оксид углерода(IV) и водяные пары, процентное содержание которых зависит от местных условий (например, морской воздух очень влажный).

Учащиеся записывают в тетрадь:

  • Углекислый газ, оксид углерода (IV) – 0,03 %

  • Водяные пары – до 3 %

Таким образом, воздух – это смесь газов, это природный коктейль.

Мы сейчас рассматривали состав воздуха над незагрязненной территорией. В большинстве же городов мира воздух загрязнен. То, чем он засорен, на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей городов падает до 100 кг загрязняющих веществ.

      1. Случайные компоненты воздуха (их ПДК

Учащиеся выполняют задание на слайде, составляют формулы случайных веществ воздуха. Самопроверка и оценивание (по 1 баллу за формулу). (Слайд № 13).

  • оксид азота (I), оксид азота (II), сернистый газ – оксид серы (IV), сероводород – Н2S, угарный газ – оксид углерода (II), соединения свинца и ртути, табачный дым, пыль, сажа, микроорганизмы, пыльца.

Каковы пути поступления этих примесей в воздух? (Слайд № 14).

  • извержение вулканов,

  • лесные пожары,

  • заводы,

  • сжигание топлива: бензин в моторах /выхлопные газы/, уголь в топках электростанций, дрова в печи, двигатели самолётов.


  1. Горение. (Слайд № 15).

Понаблюдаем химическую реакцию горения природного газа, основной компонент которого метан (СН4). (Видеоролик «Горение метана»)

  • Ребята, вспомните определение реакции горения.

  • Напишите уравнение горения метана СН4 + О2 =

  • пропана (С3Н8 )

Сделайте вывод. При горении простых и сложных веществ образуются … (оксиды).

Некоторые реакции горения приносят пользу человеку, другие – не желательны. Следовательно, необходимо контролировать протекание химических реакций и знать условия их возникновения и прекращения.



  1. Условия возникновения и прекращения горения. (Слайд № 16).



Учащиеся самостоятельно изучают условия возникновения и прекращения горения (стр. 90).



Назовите условия возникновения горения:

  • Горючее вещество

  • Нагревание вещества до определенной температуры, при которой оно воспламеняется.

  • Доступ кислорода.



Чтобы прекратить горение, нужно избавиться хотя бы от одной из причин возникновения горения.

Как вы затушите костер?

(Слайд № 17).Учитель обращает внимание детей на то, что не все горящие вещества можно тушить водой. (Горящий керосин, нельзя тушить водой, так как он легче ее и вода будет только способствовать увеличению очага пожара. По этой же причине нельзя тушить водой загоревшееся на сковородке масло).



Беседа

  • Какие средства тушения пожара нужно использовать в следующих случаях:
    а) загорелась одежда на человеке;
    б) воспламенился бензин;
    в) возник лесной пожар.

  • Огнетушитель – одно из средств тушения пожаров, его устройство и принцип работы изучите на ОБЖ.



Является ли данный материал актуальным для нашей местности? Почему?

(Лесные, бытовые, производственные пожары)



3. Закрепление



Игра "Что такое хорошо, что такое плохо" (ребята поднимают таблички с символикой «+», «- »)

  1. Сжигание мусора на свалках.

  2. Каждый завод, каждая фабрика должны иметь пылеулавливающее и газоочистное оборудование.

  3. Сжигание сухой листвы в саду.

  4. Использование в качестве горючего для автомобилей водорода

  5. Лесные пожары.

  6. Создание парковой зоны в промышленном городе.

  7. Сжигание попутных газов при добыче нефти.

  8. Горение бенгальских огней в новогоднюю ночь.

  9. Горение природного газа в газовой плите.

  10. Водитель, во время стоянки в пробке, оставляет включенным мотор своей машины.





4. Рефлексия, подведение итогов урока.

Учитель благодарит учеников за работу на уроке и просит ответить на вопросы

Прием: Веер вопросов:

«Что я узнал сегодня на уроке?». Вытяните вопрос и ответьте на него.

Воздух – это …..

    • Воздух состоит в основном из… и … .

    • Без воздуха не проходят процессы … и … .

    • При горении веществ в воздухе образуются … .

    • Воздух – бесценный дар природы, его нужно … .



Оценить свою работу и работу класса пользуясь следующими картинками:

  1. Домашнее задание.



Домашнее задание. § 27, упр. 1—5,8.

Подготовить сообщения на темы «Воздушная среда нашей местности», «Применение благородных газов































Карточка №1

1. В каждом ряду выбрать лишнее вещество, указать причину выбора

Na2O,  CaCO3, CO2,  CH4   – вещество не содержит кислород

NaOH,  SO2,  MgO,  Na2O – вещество не является оксидом

 KMnO4, HgO, NaHCO3, H2O  из вещества нельзя получить кислород

2. Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты

H2O2 → … + …





Карточка №2

В каждом ряду выбрать лишнее вещество, указать причину выбора

CaO, CO2, HCl, NaOH –вещество не является оксидом

CaCO3, SO2, MgO, Na2S – вещество не содержит кислород

KClO3, HgO, CaSO3, H2Oиз вещества нельзя получить кислород

2. Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты

H2O → … + …





Карточка №3

В каждом ряду выбрать лишнее вещество, указать причину выбора

CaO, O2, Cl2O3, Na2O –вещество не является оксидом

O3, CH4, MgO, N2O3 вещество не содержит кислород

KMnO4, H2O, CaSO3, H2Oиз вещества нельзя получить кислород

2. Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты

KClO3 → KCl + …










Воздух – это …..


    • Воздух состоит в основном из… и … .

    • Без воздуха не проходят процессы … и … .

    • При горении веществ в воздухе образуются … .

    • Воздух – бесценный дар природы, его нужно … .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!