План урока: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.11 класс (ликвидация коммунистических режимов в странах Восточной Европы с применением ИКТ)
Тема: Страны Восточной Европы с середины 1940-х до 1990-х гг.
Цели урока:
1. раскрыть причины краха социалистической модели в Восточной Европе
2. показать особенности демократических революций
3. раскрыть особенности посттоталитарного общества
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: Политическая карта мира, У.М.К, компьютер.
|. Историческая разминка:
Блиц. Вопросы 1-2 мин. (23 вопроса)
||. Опрос д/з
Раздать карточки с познавательными заданиями 4-5 учащимся
Индивидуальный опрос :
Уч-ся готовят презентации (по опережающему заданию, подготовка презентации)
1.Как проходил процесс эволюции в Чехословакии?
2.Что вы можете сказать о тех же процессах в Польше?
3.Болгария.
4.ГДР
5.Назовите характерные черты установившихся коммунистических режимов? (вопрос к классу)
Фронтальный опрос:
Какую страну пытались превратить в «витрину социализма»?
Какая страна пыталась войти в состав СССР?
В какой стране проводили коллективизацию с учётом национальных традиций?
Лидером какой страны был В.Ярузельский?
|||. Изучение нового материала.
План:
1.Причины краха социалистической модели в Восточной Европе?
2.Особенности демократической революции
3.Общие черты демократических преобразований
1 пункт
Материал излагается учителем
2.Учитель называет факторы подготовившие революцию.
Перед уч-ся заранее ставится задание выслушать задание, определить характер революции и их основные задачи
Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция; резкое отставание от стран Запада.
Социальные проблемы:
1.падение жизненного уровня
2.протест против тоталитарных режимов
3.опозиционные организации
Внешний фактор – политические преобразования в СССР.
На основе изложенного учителем, уч-ся должны составить таблицу
Характер революций | Задачи революции |
Антитоталитарный | Создание демократического общества |
Антикоммунистический | Формирование рыночной модели экономики |
Демократический | Повышение жизненного уровня Достижение национальной государственной независимости |
Далее перед уч-ся ставится задание определить характерные особенности революционных преобразований.
Уч-ся поработав с текстом должны ответить:
1.быстрые темпы преобразований, их радикальность, масштабность (140млн. человек)
2.измененение расстановки сил в Европе и мире
Далее учитель рассказывает о формах революции.
Задание классу – заполнить таблицу.
Эволюционная форма преобразования | Взрывная форма |
| Бархатные революции | Народные восстания | Гражданская война |
Польша Венгрия | ГДР Болгария Чехословакия | Румыния | Югославия |
Пункт 3
Учитель даст задание:
Прочитать пункт 3 в п.28 и ответить на вопрос: «Каковы общие черты демократических преобразований»
Словарная работа:
Бархатная революция;
Реституция; дать определение
«Солидарность»;
«Хартия»
Закрепление:
Закрепление проводим после обсуждения каждого вопроса.
В конце урока:
1.Какой характер носили революции в странах Восточной Европы?
2.Что такое бархатная революция, реституция?
3.Назовите общие черты демократических преобразований
Д/З п., , работа с документом, ответить на вопрос. Выделить основные идеи документа.
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Тест по теме «Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг.» I Вариант.
1.Укажите государства Восточной Европы, не входившие в сферу советского влияния сражу же после окончания Второй мировой войны. Выберите два правильных ответа.
1.Польша;
2.Венгрия;
3.Югославия;
4.Албания.
2.Отметьте политические и социальные изменения, которые произошли в странах Восточной Европы в 1945-1948 гг. Выберите два правильных ответа.
1.Конфискация крупного землевладения;
2.Укрепление монархии;
3.Чистка государственного аппарата от представителей прежней власти;
4.Вступление в НАТО.
3.В каких из перечисленных стран произошла бескровная смена власти в конце 80-х гг. XX века?
Выберите два правильных ответа.
1.Венгрия;
2.Румыния;
3.Югославия;
4.Польша.
4.Что характерно для политики Югославии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1.Участие в Движении неприсоединения;
2.Членство в НАТО;
3.Членство в ОВД;
4. «Система самоуправления»;
5. Острые межнациональные противоречия;
6. Большой внешний долг.
5. Что характерно для политики Чехословакии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Высокий уровень развития промышленности;
2. Строительство социализма с «человеческим лицом»;
3. Отсутствие демократических свобод;
4. Нейтральный статус государства;
5. Наличие многопартийной системы;
6. Приватизация промышленных предприятий.
6. Что характерно для политики Болгарии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Независимая от СССР политика;
2. Подлинная свобода совести;
3. Отсутствие культа личности;
4. Процветание коррупции;
5. Самые высокие темпы экономического роста среди социалистических стран;
6. Кланово-государственный социализм.
7. Отметьте то, что относится к причинам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.
1. Укрепление авторитета СССР;
2. Экономический кризис;
3. Нарушение прав человека;
4. Советская военная интервенция;
5. Политика «нового мышления»;
6. Распад СССР.
8. Соотнесите события и даты.
1. Разрыв отношений между СССР и Югославией;
2. Революционные события в Венгрии;
3. Решение правительства Польши о повышении цен;
4. Введение в Польше военного положения;
5. Провозглашение независимости Косово;
6. Возведение Берлинской стены.
А. 1956; Б. 1948; В. 1970; Г. 1981; Д. 1961; Е. 2008.
9. Дайте определение понятиям.
1. «Хартия-77»;
2. «Солидарность»;
3. «Бархатная революция»;
4. Народная демократия.
10. Как вы считаете, можно ли было избежать распада мировой социалистической системы? Обоснуйте ответ.
Контрольные задания по теме «Страны Восточной Европы с середины 1940-х до конца 2000-х гг.»
II Вариант. 1.Укажите государства Восточной Европы, в которых после Второй мировой войны были ликвидированы монархии. Выберите два правильных ответа.
1. Чехословакия;
2. Польша;
3. Румыния;
4. Болгария.
2.Отметьте государства Восточной Европы, дистанцировавшиеся от СССР в период хрущевской «оттепели». Выберите два правильных ответа.
1. ГДР;
2. Румыния;
3. Польша;
4. Албания.
3. В каких из перечисленных стран смена власти произошла в результате гражданской войны в конце 80-х –нач. 90-х гг. XX века?
1. Болгария;
2. Югославия;
3. ГДР;
4. Румыния.
4. Что характерно для политики Румынии в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Укрепление связей с КНР;
2. Отказ от участия в интервенции в Чехословакию;
3. Развитая демократия;
4. Полный разрыв отношений со странами Запада;
5. Отсутствие межнациональных противоречий;
6. Погашение всех иностранных долгов.
5. Что характерно для политики Польши в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Приоритетное развитие легкой промышленности;
2. Экономическая и политическая ориентация на СССР;
3. Большое влияние католической церкви;
4. Низкий уровень жизни;
5. Развитая демократия;
6. Отсутствие сильных профсоюзов.
6. Что характерно для политики ГДР в 1945г.- начале 1980-х гг.? Выберите три правильных ответа.
1. Создание сельскохозяйственных производственных кооперативов;
2. Высокие темпы роста объема производства;
3. Отсутствие протестного движения;
4. Тесные контакты с ФРГ;
5. Экономическая ориентация на США;
6. Членство в ОВД.
7. Отметьте то, что относится к результатам антитоталитарных революций 1989- 1991 гг. Выберите три правильных ответа.
1. Формирование многоукладной экономики;
2. Распад Чехословакии и Югославии;
3. Формирование многопартийной системы;
4. Укрепление коммунистического режима;
5. Сохранение союзных отношений с Россией;
6. Нейтральный статус.
8. Соотнесите события и даты.
1. Рабочие волнения в Познани;
2. «Пражская весна»;
3. Признание властями Польши независимого профсоюза «Солидарность»;
4. Образование ГДР;
5. Включение ГДР в состав ФРГ;
6. Распад Чехословакии на два государства- Чехию и Словакию.
А. 1968; Б. 1956; В. 1980; Г. 1949; Д. 1993; Е. 1990.
9. Дайте определение понятиям.
1. Социализм с «человеческим лицом»;
2. «Кадаровский социализм»;
3. Реституция;
4. «Система самоуправления в экономике».
10. Как вы считаете, можно ли считать, что после распада единого социалистического лагеря социалистическая идея и идеология марксизма-ленинизма полностью исчерпали себя.
Ключи к тесту.
I Вариант.
1.3,4.
2.1,3.
3.1,4.
4.1,4,5.
5.1,2,3.
6.4,5,6.
7.2,3,5.
8.1Б; 2А; 3В; 4Г; 5Е; 6Д.
9. «Хартия-77»-программный документ, ставший основанием для формирования группы либерально настроенной интеллигенции в Чехословакии, требовавшей перемен.
«Солидарность»-независимый самоуправляющийся профсоюз в Польше, члены которого выступали против тоталитаризма и коммунизма.
«Бархатная революция»- бескровная смена коммунистического режима на либеральный, демократический.
Народная демократия- форма политической организации общества, утвердившаяся в ряде стран Европы и Азии в результате народно-демократических революций 40-х гг. 20 века.
II Вариант.
1.3,4.
2.2,4.
3.2,4.
4.1,2,6.
5.2,3,4.
6.1,2,6.
7.1,2,3.
8.1В; 2А; 3Б; 4Г; 5Е; 6Д.
9. Социализм с «человеческим лицом»- попытка провести реформу социализма в Чехословакии, не выходя за его рамки.
«Кадаровский социализм»- политика балансирования между Западом и Востоком, наличие элементов рыночной экономики.
Реституция- возвращение собственности в прежние владения.
«Система самоуправления в экономике»- основа экономической системы Югославии, суть которой в передачи предприятий в управление трудовыми коллективами.