СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока в 8 классе по технологии на тему: «Сборка и исследование электрической цепи».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по технологии на тему: «Сборка и исследование электрической цепи». Предлагается урок при использовании разработанного мною лабораторного оборудования по модулю "Электротехника. Электротехнические работы"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока в 8 классе по технологии на тему: «Сборка и исследование электрической цепи».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Голуметь






Конкурс методических разработок учителей

технологии Иркутской области






План-конспект урока по технологии на тему:

«Сборка и исследование электрической цепи».


Автор разработки:

Петров Иван Иннокентьевич,

учитель технологии

МКОУ СОШ с.Голуметь.

Педагогический стаж 31 год.

Первая квалификационная категория.














2023 год








Оглавление

  1. План-конспект……………………………………….……..стр. 3

  2. Приложение 1……………………………………….……...стр. 21

  3. Приложение 2……………………………………….……...стр. 28

  4. Приложение 3 (видео продолжительностью 43 секунды

  5. Приложение 4……………………………………….……...стр. 29

  6. Приложение 5……………………………………….……...стр. 30

  7. Приложение 6……………………………………….……...стр. 35

  8. Приложение 7……………………………………….……...стр. 40

  9. Приложение 8……………………………………….……...стр. 41

  10. Приложение 9……………………………………….……...стр. 42

  11. Заключение………………………………………………….стр.48

  12. Список использованных источников информации……….стр. 48































План-конспект урока

  1. ФИО учителя Петров Иван Иннокентьевич

  2. Дата 14 марта

  3. Класс 8

  4. Предмет Технология

  5. урока 5 в модуле «Электротехника» (23 с начала года)

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: Тема урока изучается после темы — «Электроизмерительные приборы. Резисторы».

  7. Тема урока Сборка и исследование электрической цепи. [Приложение 1 стр. 24]

  8. Цель урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

  9. Задачи урока:

    Образовательные: выработать умения по применению знаний в измененной ситуации; закрепить навыки в сборке электрических цепей по электрическим схемам; закрепить навыки в тестировании электрических цепей; выработать умения в систематизации и анализе полученной информации.

    Развивающие: развивать познавательные интересы к электротехнике и электронике, логическое мышление, моторику рук через сборку электрических устройств.

    Воспитательные: воспитывать аккуратность , бережное отношение к приборам и оборудованию, умение работать в группе.

  10. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

  11. Планируемые результаты:

    Личностные: овладеть основами научной организации умственного и физического труда, способствовать бережному отношению к оборудованию, проявлению технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

    Метапредметные: планирование и осуществление познавательно-трудовой деятельности, диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям, соблюдение норм и правил безопасности в познавательно-трудовой деятельности.

    Предметные: подбор и применение приборов и оборудования с учетом областей их применения, владение методами чтения и способами графического представления технической и инструктивной информации, владение способами научной организации труда, соблюдение норм и правил безопасности труда, электробезопасности, правил санитарии и гигиены, выявление допущенных ошибок в процессе деятельности и обоснование способов их исправления, оценивание своей способности и готовности к поисковой деятельности.

  12. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, метод моделирования.

  13. Формы обучения: фронтальная , групповая, индивидуальная.

  14. Виды контроля: устные вопросы, задания, самооценка.

  15. Учебное задание: сборка электрических цепей, инструментальные методы контроля силы тока и напряжения, анализ полученной информации.

  16. Дидактические средства: карточки задания, справочная информация, презентация.

  17. Ресурсы: ноутбук, проектор, лабораторный источник питания 5V (4 штуки), макетные платы (4 штуки), 12 вольтметров аналоговых (предел измерения 6 V), 12 амперметров аналоговых (предел измерения 2 А), соединительные провода.


Структура урока:

Организационный этап (1-2 минуты)

Проверка домашнего задания (3-4 минуты)

Мотивация учебной деятельности (2 минуты)

Сообщение темы, целей занятия (2 минуты)

Актуализация опорных знаний (4-6 минут)

Применение новых знаний и способов действий в измененных условиях и в комплексе (19 — 22 минуты)

Подведение итогов урока (3 — 4 минуты)

Домашние задание (1 минута)

Рефлексия (1 — 2 минута)

Итого: 40 минут

Организационный этап (1-2 минуты)

Цель: подготовить учащихся к работе.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к работе на уроке.

Учитель

Добрый день. Присаживайтесь.

Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться.

У вас всё сегодня на уроке получится!

А сейчас вы разделитесь на четыре группы (у нас всего 4 комплекта лабораторного оборудования, а учеников в 8 классе группа1 — 15, следовательно, в группе по 4/ 3 ученика).

! Напоминаю о необходимости своевременно заполнять оценочный лист, иначе в конце урока вы не успеете подвести итог своей работы. [Приложение 2 стр. 28]


Проверка домашнего задания (3-4 минуты)

(домашнее задание учащиеся фотографируют на телефон, оно дублируется и в группе — 8 класс, там добавляю комментарий к выполнению задания).

Цель: контроль за выполнением д/з учащимися.

Критерии оценивания: краткость и точность в названиях/ терминах, умение сформулировать свою мысль при ответе на задание/ вопрос, схемы выполнены в соответствии с инструкцией к домашнему заданию, умение самостоятельно находить и исправлять по образцу ошибки в электрических схемах.

Слайд 2

Цель, которую хочет достичь учитель: закрепить знания по условным обозначениям в электрических схемах.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: узнавать и правильно называть элементы электрической цепи по условным обозначениям.

Методы: фронтальный опрос, проверка наличия выполненного задания в тетради.

Учитель

Задание 1. Назовите, пожалуйста, каждый элемент, изображенный на слайде.

Ожидаемые ответы:

Называют условные обозначения элементов электрических схем:

1 — ключ; 2 — батарея гальванических элементов; 3 — электрическая лампочка; 4 — вольтметр; 5 — соединение проводов; 6 — пересечение проводов (без контакта между ними); 7 —резистор; 8 — амперметр.

Слайды 3 -7

Цель, которую хочет достичь учитель: проверить умения по разработке электрических схем по изображению (картинке) электрической цепи; проверить умения сравнивать и анализировать свою работу с образцом.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: правильно составлять электрические схемы, при наличии ошибок уметь самостоятельно находить и исправлять их, сравнивая свою схему с образцом.

Методы: самоконтроль, взаимный контроль в группе.

Учитель

Задание 2, 3 и 4 самопроверка и взаимная проверка по образцу. Сравните электрические схемы в вашей тетради со схемами на слайдах. Напоминаю, что источник питания рекомендуется изображать слева на схеме, обычно схемы начинают читать слева и правильно начинать читать с источника питания. Те, кто выполнил это неправильно в оценочном листе, отнимите 1 балл. Если схема выполнена неправильно, то просто ее зачеркните, соответственно, минус 1 балл в оценочную ведомость. Ведомость и комплект заданий для урока у вас на верстаке. [Приложение 2 стр. 28]

В случае возникновения затруднений помогает найти выход из него.

Ученики

Сравнивают, анализируют, оценивают свои работы из домашнего задания с образцами на слайде, если возникли вопросы, то уточняют непонятое. Отмечают затруднения.

Слайд 8

Мотивация учебной деятельности (2 минуты)

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для возникновения потребности в получении знаний и умений при выполнении работ по электротехнике; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: совместно с учителем определить тему и цель занятия, проявить интерес к теме урока.

Методы и приёмы: рассказ, беседа, демонстрация.

Учитель

Как сказал Д. И. Менделеев: «Наука начинается с тех пор, когда начинают измерять». Вы уже знаете, что в 2022 — 2023 учебном году ученики нашей школы под моим руководством на различных региональных/ областных конкурсах исследовательских проектов неоднократно становились победителями. Такие результаты невозможны без умений и навыков в исследовательской деятельности. Работы мальчиков были связаны с электроникой, но а у девочек содержали элементы электроники и наработки мальчиков. Конечно, вы уже сделали свои первые шаги к успеху — на прошлых занятиях мы с вами уже собирали простые электрические цепи, измеряли сопротивление, силу тока и напряжение, познакомились с последовательным и параллельным соединением, но сегодня нам предстоит гораздо большее — выяснить как меняется ток и напряжение в зависимости от способа соединения электрических лампочек. Без этого невозможно вам будет в дальнейшем находить сложные неисправности в электронных цепях, вы не сможете самостоятельно разработать интересную электронную вещь.

Сейчас мы посмотрим фрагмент из исследовательской работы Иванова Артема — победителя двух региональных конкурсов. Работа называется: «Умная теплица на терморегуляторах».

Демонстрация видеоролика [Приложение 3.] вставить гиперссылку

Ученики

Слушают, уточняют, смотрят видеролик.

Сообщение темы, целей занятия (2 минуты)

Учитель

Полноценное исследование по электронике невозможно без точной сборки электрической цепи, измерения всех ее важнейших характеристик. Раньше вы всё делали по отдельности, а сегодня это будем делать в комплексе. Как вы думаете, что будет темой и целью нашего занятия сегодня?

Ученики

Высказывают свои варианты.

Слайд 9

Учитель

Сообщает тему занятия и ее цель.

Ученики записывают в тетрадь тему.

Цель урока: выработать умения самостоятельно применять знания в измененных и новых условиях.

Задачи урока:

Образовательные: выработать умения по применению знаний в измененной ситуации; закрепить навыки в сборке электрических цепей по электрическим схемам; закрепить навыки в тестировании электрических цепей; выработать умения в систематизации и анализе полученной информации.

Развивающие: развивать познавательные интересы к электротехнике и электронике, логическое мышление, моторику рук через сборку электрических цепей .

Воспитательные: воспитывать аккуратность, бережное отношение к приборам и оборудованию, умение работать в группе.


Актуализация опорных знаний (4-6 минут)

Цель: актуализировать опорные знания и способы действий.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать повторение, вспомнить элементы знаний, нужные для закрепления пройденных тем.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: знать в чем разница между электрической схемой и электрической цепью; уметь правильно использовать вольтметр и амперметр.

Методы и приёмы: беседа, опрос.



Слайд 10

Учитель

Прежде чем начать изучать новое, давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем.

На каком рисунке изображена электрическая схема, а на каком электрическая цепь?

Ожидаемый ответ: Рисунок 1 — электрическая цепь, рисунок 2 - электрическая схема.

Слайд 11

Продолжите высказывания:

При последовательном соединении проводников сила тока везде…

(равна, не равна).

Напряжение измеряется в …

(амперах, вольтах, омах, ваттах).

Сила тока измеряется в …

(амперах, вольтах, омах, ваттах).

Мощность электрического тока измеряется в …

(амперах, вольтах, омах, ваттах).



Слайд 12

Подумай и ответь очень кратко:

  1. Как называется прибор?

  2. Какая физическая величина измеряется этим прибором?

  3. В каких единицах она измеряется?

  4. Каков предел измерения?

  5. Какова цена деления?


Ожидаемые ответы:

  1. Вольтметр.

  2. Напряжение.

  3. Вольтах.

  4. 6.

  5. 0.2.


Слайд 13

Подумай и ответь очень кратко:

  1. Как называется прибор?

  2. Какая физическая величина измеряется этим прибором?

  3. В каких единицах она измеряется?

  4. Каков предел измерения?

  5. Какова цена деления?



Ожидаемые ответы:

  1. Амперметр.

  2. Сила тока.

  3. Амперах.

  4. 2.

  5. 0.05.


Слайд 14

Укажите на схеме какой из приборов амперметр, а какой вольтметр?

Ожидаемые ответы:

Красный — амперметр, зеленый вольтметр.



Слайд 15

Релаксация

Интересный факт.

Для горения электрической лампы в 15 ватт нужно одновременно гладить 1.5 миллиарда кошек.



Слайд16

Цель: способствовать соблюдению обучающимися правил безопасной работы с электричеством, обеспечить сохранность лабораторного оборудования.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: повторить правила безопасной работы при сборке и исследованию ее важнейших характеристик.

Методы и приёмы: беседа, изучение инструкции со слайда.

Учитель

Перед началом работы нам необходимо рассмотреть основные правила безопасности на уроке (слайд 16 ) и [Приложение 4 стр. 29]

Ученики

«Жужжащее» чтение со слайда.

  • Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

  • Располагайте приборы, оборудование на рабочем месте так, чтобы исключить их опрокидывание/ падение на пол.

  • Собирайте электрическую цепь, переключайте в ней только при отключенном источнике питания и в точном соответствии со схемой.

  • Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их и сообщите об этом учителю.

  • По окончании работы отключите источники питания, после чего разберите электрическую цепь.


Применение новых знаний и способов действий в измененных условиях и в комплексе (18 — 23 минуты)

Цели: повысить уровень осмысления в ходе закрепления изученного материала, глубину понимания.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: безопасно выполнить четыре задания в соответствии с инструкцией и информацией на слайдах, проанализировать полученную информацию, сделать необходимые выводы.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме, их комплексного применения на практике; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: получить навыки в самостоятельной исследовательской деятельности по электротехнике.

Методы и приёмы: инструктаж, учебный диалог, моделирование схем, тестирование, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа и работа в группах.

Критерии оценивания: Умение работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять, делать выводы. Точно в соответствии с заданием выполнять работу. Умение работать в команде, вносить личный вклад для достижения результата. Самостоятельность, соблюдение техники безопасности, умение точно в соответствии с назначением использовать приборы, материалы и оборудование, проявлять инициативу, способствующую достижению высоких образовательных результатов.




Слайд 17

Учитель

Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке электрических цепей и их исследованию. [Приложение 5 стр.30]

Инструктаж по выполнению работы

Мотивация для достижения результата в самостоятельной деятельности

Но прежде чем вы начнете самостоятельно работать небольшой инструктаж:

  • Правильно распределите обязанности в группе: двое собирают — разбирают; один заполняет таблицы, сразу переносит данные в сводную таблицу; свободный заполняет оценочные ведомости на всех и подводит итоги, руководит группой.

  • Все задания составлены таким образом, что каждое последующее содержит небольшую часть из предыдущего, и если не осуществлять полной разборки электрической цепи из уже выполненного задания: модуль питания, ключ, амперметр и лампочка номер один, то можно существенно экономить время при сборке следующей;

  • Собрали цепь в задании один, протестировали, зафиксировали результат, один обрабатывает и переносит данные в итоговую таблицу, другие выполняют следующее задание, так вы достигните нужного результата;

  • Задания 3 и 4 содержат два варианта, для планируемой оценки «5» выбираем варианты под б).

Учитель

Координирует и направляет учеников по ходу выполнения работы.

Ученики

Активные действия с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.


Слайд 17

Задание № 1 [Приложение 5 стр. 30] и слайд 17

Самостоятельная работа учащихся в знакомой ситуации

Тема: Сборка и исследование электрической цепи, состоящей из источника тока, лампочки, соединительных проводов, амперметра и вольтметра.

Цель: Проверить степень усвоение материала прошлого занятия.

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметра и амперметра в таблицу.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).


  6. Вычислите мощность Р=V*A.

Рис.1 — электрическая схема для задания 1.

Таблица 1. Результаты тестирования в задании 1



V ЭДС источника

V

А ток

Р мощность

Задание 1






Слайд 18

Ожидаемый результат (провода показаны линиями).


Слайд 19

Задание 2 [Приложение 5 стр. 30] и слайд 19

Самостоятельная работа учащихся в измененной ситуации

Тема: Сборка и исследование электрической цепи по схеме, состоящей из источника тока, двух лампочек, соединительных проводов, амперметра и вольтметров.

Цель: Проверить самостоятельность действий в измененной ситуации, умение работать в команде.

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения V1, V2, V3 и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметров и амперметра.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).

  6. Сравните показания всех вольтметров.

  7. Проверьте правильность выражения V эдс=V1+V2=V3

  8. Вычислите мощность Р=V*A.


Рис.2 — электрическая схема для задания 2.

Таблица 2. Результаты тестирования в задании 2



V ЭДС источника

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 2









Слайд 20

Ожидаемый результат (провода показаны линиями).


Слайд 21

Задание 3 [Приложение 5 стр. 31] и слайд 21

Самостоятельная работа учащихся в измененной ситуации

Тема: Сборка и исследование электрической цепи по схеме, состоящей из источника тока, двух лампочек, соединительных проводов, амперметра и вольтметров.

Цель: Проверить самостоятельность действий в измененной ситуации, умение работать в команде, сравнивать и понимать возможность изменения характеристик цепи в зависимости от способа соединения потребителей.

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметров и амперметра.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания)

  6. Вычислите мощность Р=V*A.










Вариант 3а


Рис.3 — электрическая схема для задания 3а.

Таблица 3. Результаты тестирования в задании 3а



V ЭДС источника

V

А ток

Р мощность

Задание 3а







Слайд 22

Физкультминутка

Встаньте и посмотрите, как выполнена работа группой …, оцените работу группы….

Ожидаемый результат (провода показаны линиями).


Вариант 3б

Цель: Проверить самостоятельность действий в измененной ситуации в комплексе и более сложной, умение работать в команде, мотивацию на высокий образовательный результат.



Рис.4 — электрическая схема для задания 3б.





Таблица 4. Результаты тестирования в задании 3б



V ЭДС источника

V 1

А2

А3

А

Р мощность

Задание 3б








Самостоятельная работа учащихся в новой ситуации (смешанное

соединение потребителей)


Слайд 23

Задание 4 [Приложение 5 стр. 32] и слайд 23

Самостоятельная работа учащихся в незнакомой ситуации

Тема: Сборка и исследование электрической цепи по схеме, состоящей из источника тока, трех лампочек, соединительных проводов, амперметров и вольтметров.

Цель: Проверить в комплексе самостоятельность действий в незнакомой ситуации и более сложной, умение работать в команде, мотивацию на высокий образовательный результат.


При выполнении задания 4 вы можете купить подсказку, но не более пяти подсказок. Цена одной подсказки — один балл. [Приложение 6 стр. 35]


Порядок выполнения работы:

  1. По схеме соберите электрическую цепь (вариант б для планируемой оценки - «5» ).

  2. Измерьте падение напряжения V1, V2, V3 и силу тока в цепи.

  3. Запишите показания вольтметров и амперметра (ов).

  4. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).

  5. Сравните показания всех вольтметров.

  6. Проверьте правильность выражения V эдс=V1+V2=V3.


Вариант 4а











Рис.5 — электрическая схема для задания 4а.

Таблица 5. Результаты тестирования в задании 4а



V ЭДС

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 4а









Вариант 4б


Цель: Проверить в комплексе самостоятельность действий в очень сложной ситуации по данной теме, умение работать в команде, мотивацию на высокий образовательный результат.



Рис.6 — электрическая схема для задания 4б.

Таблица 6. Результаты тестирования в задании 4б



V ЭДС

V 1

V 2

V 3

А

А2

А3

А4

Р

Задание 4б











Слайд 24

Цель: Проверить умение работать с информацией: переносить, анализировать, делать выводы из полученной информации, логично излагать свои мысли.

Заполните таблицу, взяв данные из заданий [Приложение 5 стр. 34]

Сделайте вывод:

  • Как менялась ЭДС источника в зависимости от нагрузки (тока);

  • Как менялся ток и мощность в зависимости от количества лампочек и способов их соединения;

  • Выполнялось ли правило, что ЭДС источника приблизительно равнялся сумме падений напряжений на элементах цепи.



Таблица 7. Сводная таблица полученных результатов


V ЭДС источника

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 1








Задание 2








Задание 3








Задание 4









Ученики

Ожидаемый результат: самостоятельно выполнят все четыре задания, некоторые выберут варианты 3б и 4б, полученные данные смогут перенести в таблицу 7, сделают вывод:

  • при увеличении нагрузки изменение ЭДС не происходило, следовательно, источник питания имеет необходимый запас мощности;

  • самый маленький ток и мощность в задании 2 лампочки — соединены последовательно и их общее сопротивление равно сумме сопротивлений, а чем больше сопротивление, тем меньше ток; затем идет задание 1; далее задание 4, хотя там три лампочки, а не две, как в заданиях 2 и 3 (объяснить ученики пока не могут, это будет домашним заданием на максимальное количество баллов, правила Кирхгофа они будут изучать только в 10 классе по физике, но могут попытаться объяснить через направление токов); самый большой ток в задании 3 — при параллельном соединении общее сопротивление равно 1/R = 1/R1 + 1/R2 , тогда общее сопротивление будет в два раза меньше чем у одной лампочки и в четыре раза меньше чем при последовательном соединении (задание 2) , следовательно, самый большой ток и самая большая мощность. [Приложение 7 стр. 40]


Подведение итогов урока (34 минуты)

Цели: дать анализ и оценку успешности в достижении цели и наметить перспективу последующей работы.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить объективность самооценки учащегося, дать оценку работы группы и каждого ученика.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выявить затруднения в изученном материале и наметить траекторию по ликвидации затруднений.

Методы и приемы: беседа, стимулирование.

Установка на следующий урок

На следующем уроке продолжится знакомство с электротехническими работами.

Учитель

Пожалуйста, отметьте в таблице ваше отношение к сегодняшнему уроку, тогда в следующий раз я постараюсь организовать урок лучше.


Таблица 8. Обратная связь [Приложение 8 стр. 41]

Вопросы

Ответы

(нужное подчеркнуть)

На уроке я работал

Активно/ пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/ длинным

За урок я

Не устал/ устал

Моё настроение

Стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/ бесполезен

Интересен/ скучен

Домашнее задание мне кажется

Лёгким/ трудным

Интересным/ не интересным



Слайд 25

Домашние задание (1 минута)

Цель: сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель: совершенствовать знания учащихся в выполнении электротехнических работ, развивать познавательный интерес через решение задач с различными видами заданий, дать возможность проявить свои способности через решение разноуровневых задач.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: выполнить максимально возможное количество заданий из предложенных (в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся).

Учитель

Домашнее задание вы можете сфотографировать со слайда или найти в группах 8а и 8б классов. Чем больше баллов вы наберете на выполнении д/з, тем выше сможете получить оценку на следующем уроке, а он будет нелегким — копите баллы заранее.



Домашнее задание

Приведите примеры последовательного и параллельного соединения потребителей электроэнергии в быту и попробуйте изобразить их электрические схемы. (Один пример со схемой — 1 балл, до 5 баллов)


Задача № 1 (1 балл)

В Киеве 1 июля стал ездить трамвай. Двигатель этого трамвая был рассчитан на силу тока 20 А, при напряжении 500V.


Какой мощности был двигатель?


Задача №2 (1 балл)

В 1887 г. Пермский завод построил по чертежам инженера Славного

динамо-машину мощностью 18 кВт. Она могла давать ток силой 300А.


Какое напряжение было на ее зажимах?


Ответь на вопросы:

Почему в задании 2 - лампочки светят тускло, а в задании 3 ярко?

(до 3 баллов)

Почему в задании 4 — лампочки, включенные параллельно светят тускло, а лампочка 2 светит ярко, хотя она включена последовательно,

свяжите это с направлениями действия тока на схеме?

(до 25 баллов и номинация — «Первые шаги в науку»)


Рефлексия (12 мин)

Ученики совместно с учителем подводят итоги своей работы


Таблица 9. Мои достижения

Вид деятельности

Выполнил без затруднений

Были затруднения

Выполнить не получилось

Мой результат в баллах


Выполнение домашнего задания


5


4 — 1


0


Проверка знаний, на этапе актуализации знаний.


5


4 — 1


0


Задание 1

2

1

0


Задание 2

3

2 — 1

0


Задание 3 а

3

2 — 1

0


Задание 3б

5

4 — 1

0


Задание 4а

10

9 — 1

0


Задание 4б

25

24 — 1

0


Сделал вывод

10

9 — 1

0


Итого баллов:


Сложите баллы полученные за все этапы урока и поставьте отметку за урок:


58 — 40 баллов — 5 (для оценки 5 задания 3а и 4а выполнять не обязательно);

39 — 2 5 баллов — 4 (для оценки 4 задание 3б выполнить обязательно);

24 — 15 баллов — 3;

Меньше 14 – придется подучить и исправить на дополнительном занятии в любой четверг.


Оценка за урок - __________




Слайд 26

Учитель

А теперь ребята продолжите предложение:


Сегодня на уроке мне понравилось…


Сегодня на уроке я повторил…


Материал урока мне был...


Сегодня на уроке я поставил себе оценку…


Мое настроение...


Учитель

Пожалуйста сдайте дежурным все материалы, оборудование и приборы.

Кто не успел, возникли затруднения или хочет исправить оценку, приходим на дополнительные занятия в четверг.











Приложение 1

Программа модуля Электротехника для учащихся 8 классов (фрагмент)

Введение

Данная методическая разработка предназначена для учителей технологии общеобразовательных учреждений. Система предложенных уроков разработана для учащихся 8 классов, которые должны получить начальные знания по модулю «Электротехника». Также разработка направлена на развитие интереса к урокам технологии, которые помогут им освоить первоначальные теоретические сведения, получить практические навыки в разработке простых электрических схем и их сборке. Все это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объем некоторой информации, но и как подготовка к самостоятельной деятельности. Особенность данной разработки в том, что предлагается не только тематическое планирование, но и разработано под него соответствующее лабораторное оборудование, которое позволяет очень эффективно достигать высоких образовательных результатов. Система уроков предполагает наличие базовых знаний у учащихся по физике — раздел «Электричество» 8 класс, следовательно, необходимо этот модуль в образовательной области «Технология» реализовывать с небольшим сдвигом относительно Физики. А раздел в модуле «Робототехника» 8 класс, посвященный изучению «Умного дома», реализовывать непосредственно за модулем «Электротехника». В данной разработке содержится информация о роли электричества в нашей жизни, элементах электрической цепи, приемах и правилах выполнения электромонтажных работ, а так же сведения о профессиях: инженер-конструктор, электрик, электромонтажник, электромонтер-ремонтник, радиомонтажник, инженер по контрольно-измерительным приборам. Эта информация может быть полезной при выборе профессии в дальнейшем.

Методическая разработка содержит планы уроков по модулю «Электротехника». Как правило, школьные мастерские плохо оснащены для изучения модуля, связанного с выполнением практических работ по электротехнике. Конечно, какое-то оборудование можно брать в школьной лаборатории по физике или интегрировать уроки физика-технология, но я предлагаю в приложении 9 страница 42 комплект лабораторного оборудования, которое я разработал и протестировал на протяжении нескольких лет. Методическая разработка содержит рисунки, инструкционные карты, схемы, практические наработки, проекты. В данной разработке представлены не только уроки теоретической направленности, но и практические задания и проекты. Данная разработка предусматривает дальнейшее развитие курса по электротехнике и электронике в другом разделе - «Робототехника» через раздел «Умный дом». Для этого разработаны и изготовлены лабораторные источники питания, различные модули, а главное используется проверенный и недорогой способ соединения различных элементов электрической цепи.


Цель обучения:

  • Формирование знаний о роли электричества в нашей жизни, способах ее получения и использования в повседневной жизни;

  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности по проектированию, сборке, испытанию, эксплуатации электротехнических и электронных устройств, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей творческой деятельности.


Задачи обучения:

  • ознакомить учащихся с основами электротехники;

  • привить практические умения в работе с электрическими схемами;

  • привить навыки безопасного выполнения электромонтажных работ;

  • развивать познавательную активность учеников;

  • развивать интерес к работе с электротехникой и электроникой;

  • сформировать у учащихся логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес;

  • воспитание внимательности и аккуратности.


Результаты, заявленные модулем программы

Обучающийся научится:

  • распознавать способы хранения и производства электроэнергии;

  • классифицировать типы передачи электроэнергии;

  • называть и характеризовать основные понятия и термины в электротехнике;

  • объяснять принцип сборки электрических цепей;

  • читать простые электрические схемы, проектировать несложные электронные устройства;

  • собирать/ паять простые электрические цепи;

  • измерять и анализировать основные электрические величины (сила тока, ЭДС, падение напряжения, сопротивление);

  • разрабатывать и собирать полезные бытовые устройства;

  • получат опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации;

  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией используемого конструкторского/ технологического решения.


Получит возможность научиться:

  • приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в области электротехники/ электроники;

  • модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией / заказом / потребностью;

  • оценивать коммерческий потенциал продукта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения модуля «Электротехника»

Важнейшие личностные результаты обучения:

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

  • самооценка умственных и физических способностей;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметные результаты освоения:

  • проявление творческого подхода к решению задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;

  • самостоятельная организация и выполнение различных работ по созданию технических изделий (исследования);

  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Предметными результатами освоения модуля является:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование источников информации для достижения поставленной цели;

  • учение читать и понимать техническую/ технологическую документацию;

  • владение способами научной организации труда.

В трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;

  • проведение необходимых опытов и исследований при подборе необходимых компонентов, материалов при проектировании объектов труда;

  • подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

  • использование контрольных и измерительных приборов;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности;

  • расчёт себестоимости продукта труда.


В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В коммуникативной сфере:

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;

  • публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги.


В физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Тематическое планирование

Модули, темы

Кол-во часов


Модуль «Электротехника»

8

1

Источники, приемники, проводники электрического тока. Основные характеристики электрического тока.

1

2

Рабочее место для электромонтажных работ. Электрические провода. Электротехническая арматура. Виды соединения проводов.

1

3

Электрическая цепь. Электрическая схема. Последовательное и параллельное соединение элементов электрических цепей.

1

4

Электроизмерительные приборы. Резисторы.

1

5

Сборка и исследование электрической цепи.

1

6

Электромагниты и их применение.

1

7

Электропривод. Электроэнергетика будущего.

1

8

Мини проекты: «Защита от протечек и переливов воды» и ««Умная» теплица на терморегуляторах»

1


Электротехнические работы (8 час)

Источники, приемники, проводники электрического тока. Основные характеристики электрического тока (1час)

Основные теоретические сведения

Общее понятие об электрическом токе, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Способы получения и хранения электрической энергии.


Рабочее место для электромонтажных работ. Электрические провода. Электротехническая арматура. Виды соединения проводов (1 час)

Основные теоретические сведения

Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. Пайка.


Практические работы

Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение механического оконцевания, соединения и ответвления проводов. Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке. Проверка тестером соединений в простых электрических цепях. Пайка мягким припоем.


Электрическая цепь. Электрическая схема. Последовательное и параллельное соединение элементов электрических цепей (1 час)

Основные теоретические сведения

Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и ее принципиальной схеме. Последовательное и параллельное соединение элементов электрических цепей.


Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи с лабораторным источником тока 5V. Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.


Электроизмерительные приборы. Резисторы (1 час)

Основные теоретические сведения

Амперметр, вольтметр, омметр, ваттметр. Комбинированные электроизмерительные приборы. Способы подключения электроизмерительных приборов и правила пользования ими. Резисторы, реостаты и потенциометры: назначение, классификация способы подключения.


Практические работы

Измерение силы тока и падения напряжения в простой электрической цепи. Исследование последовательного и параллельного соединения резисторов.


Сборка и исследование электрической цепи (1 час)

Основные теоретические сведения

Особенности исследовательской деятельности по электротехнике. Сборка низковольтовых электрических цепей. Фиксирование и обработка полученных результатов.


Практические работы

Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока (лабораторным). Проверка работы цепи при различных вариантах ее сборки.


Электромагниты и их применение (1 час)

Основные теоретические сведения

Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит. Звонок. Электромагнитное реле. Геркон. Использование электромагнитного реле для коммутации различного типа электрических сетей. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.


Практические работы

Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства. Разработка схем и сборка моделей электротехнических установок и устройств с электромагнитом из лабораторных модулей. Проверка моделей в действии.


Электропривод. Электроэнергетика будущего (1 час)


Основные теоретические сведения

Применение электродвигателей в быту, промышленности, на транспорте. Общее представление о принципах работы двигателей постоянного и переменного тока Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока. Методы регулирования скорости и изменение направления вращения (реверсирования) ротора коллекторного двигателя.

Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.


Практические работы

Сборка модели электропривода с двигателем постоянного тока из деталей конструктора. Подборка деталей. Монтаж цепи модели. Испытание модели. Сборка цепи электропривода с низковольтными электродвигателями и коммутационной аппаратурой.


Мини проекты: «Защита от протечек и переливов воды» и ««Умная» теплица на терморегуляторах» (1час)


Основные теоретические сведения

Особенности реализации мини проектов по электротехнике и электронике.


Практические работы

Сборка моделей элементов «Умного дома».

Вариант1. Подключение, программирование терморегуляторов W1209. Подключение электромагнитного реле для реверсирования работы актуатора по открыванию двери/ форточки. Параллельное и последовательное подключение реле для реализации логической ИЛИ/ И. (На примере исследовательской работы Иванова Артема)

Вариант 2.

Сборка и тестирование устройства для управления насоса для воды. (На примере исследовательской работы Самсонова Сергея).





















Приложение 2 (1 лист на одного ученика)

Класс__________

Фамилия Имя______________________

Дата___________________________

Вид деятельности

Выполнил без затруднений

Были затруднения

Выполнить не получилось

Мой результат в баллах


Выполнение домашнего задания


5


4 — 1


0


Проверка знаний, на этапе актуализации знаний.


5


4 — 1


0


Задание 1

2

1

0


Задание 2

3

2 — 1

0


Задание 3 а

3

2 — 1

0


Задание 3б

5

4 — 1

0


Задание 4а

10

9 — 1

0


Задание 4б

25

24 — 1

0


Сделал вывод

10

9 — 1

0


Итого баллов:


58 — 40 баллов — 5 (для оценки 5 задания 3а и 4а выполнять не обязательно);

39 — 2 5 баллов — 4 (для оценки 4 задание 3б выполнить обязательно);

24 — 15 баллов — 3;

Меньше 14 – придется подучить и исправить на дополнительном занятии в любой четверг.



Оценка за урок - __________







Приложение 4 (5 штук)


Правила безопасности при электротехнических работах


  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

  2. Располагайте приборы, оборудование на рабочем месте так, чтобы исключить их опрокидывание/ падение на пол.

  3. Электрические схемы собирать так, чтобы провода не перекрещивались, не были натянуты и не скручивались петлями.

  4. Собирайте электрическую цепь, переключайте в ней только при отключенном источнике питания и в точном соответствии со схемой.

  5. Собранную электрическую схему включать под напряжение только после проверки ее учителем.

  6. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их и сообщите об этом учителю.

  7. Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.

  8. По окончании работы отключите источники питания, после чего разберите электрическую цепь.































Приложение 5 (5 штук)

Задание № 1

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметра и амперметра таблицу.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).

  6. Вычислите мощность Р=V*A.



Рис.1 — электрическая схема для задания 1.

Таблица 1. Результаты тестирования в задании 1



V ЭДС источника

V

А ток

Р мощность

Задание 1






Задание 2

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения V1, V2, V3 и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметров и амперметра.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).

  6. Сравните показания всех вольтметров.

  7. Проверьте правильность выражения V эдс=V1+V2=V

  8. Вычислите мощность Р=V*A.
















Рис.2 — электрическая схема для задания 2.


Таблица 2. Результаты тестирования в задании 2



V ЭДС источника

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 2









Задание 3

Порядок выполнения работы:

  1. Изучите электрическую схему.

  2. По схеме соберите электрическую цепь.

  3. Измерьте падение напряжения и силу тока в цепи.

  4. Запишите показания вольтметров и амперметра.

  5. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания)

  6. Вычислите мощность Р=V*A.


Вариант 3а



Рис.3 — электрическая схема для задания 3а.





Таблица 3. Результаты тестирования в задании 3а



V ЭДС источника

V

А ток

Р мощность

Задание 3а







Вариани 3б

Рис.4 — электрическая схема для задания 3б.

Таблица 4. Результаты тестирования в задании 3б



V ЭДС источника

V 1

А2

А3

А

Р мощность

Задание 3б









Задание 4

При выполнении задания 4 вы можете купить подсказку, но не более пяти подсказок. Цена одной подсказки — один балл.

Порядок выполнения работы:

  1. По схеме соберите электрическую цепь (вариант б для планируемой оценки - «5» ).

  2. Измерьте падение напряжения V1, V2, V3 и силу тока в цепи.

  3. Запишите показания вольтметров и амперметра (ов).

  4. Запишите показания вольтметра источника ЭДС (модуль питания).

  5. Сравните показания всех вольтметров.

  6. Проверьте правильность выражения V эдс=V1+V2=V3.





Вариант 4а



Рис.5 — электрическая схема для задания 4а.

Таблица 5. Результаты тестирования в задании 4а



V ЭДС

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 4а









Вариант 4б




Рис.6 — электрическая схема для задания 4б.

Таблица 6. Результаты тестирования в задании 4б



V ЭДС

V 1

V 2

V 3

А

А2

А3

А4

Р

Задание 4б











Заполните таблицу, взяв данные из заданий 1, 2, 3 и 4

Сделайте вывод:

  • Как менялась ЭДС источника в зависимости от нагрузки (тока);

  • Как менялся ток и мощность в зависимости от количества лампочек и способов их соединения;

  • Выполнялось ли правило, что ЭДС источника приблизительно равнялся сумме падений напряжений на элементах цепи.


Таблица 7. Сводная таблица полученных результатов


V ЭДС источника

V 1

V 2

V 3

V общее

А ток

Р мощность

Задание 1








Задание 2








Задание 3








Задание 4










Выводы:

  1. В зависимости от нагрузки ЭДС__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Группа №________

Фамилия Имя _________________________________________

Фамилия Имя _________________________________________

Фамилия Имя _________________________________________

Фамилия Имя _________________________________________




Приложение 6

(разрезать на отдельные подсказки, выдавать по запросу, не обязательно по порядку, а желательно в зависимости от места затруднения)

Подсказки для выполнения задания 4а


Подсказка №1


Чтобы не запутаться в сборке электрической цепи в задании , легче сначала собрать отдельно модуль состоящий из лампочек, затем добавить к ним вольтметры 1 и 2









Затем к нему добавить вольтметр V3












Подсказка №2












Подсказка №3


Готовый модуль присоединить к источнику питания














Подсказка №4















Подсказка №5












Подсказки для выполнения задания 4б

(разрезать на отдельные подсказки, выдавать по запросу, не обязательно по порядку, а желательно в зависимости от места затруднения)


Подсказка №1


Чтобы не запутаться в сборке электрической цепи в задании 4б, легче отдельно собрать отдельно модуль, состоящий из лампочек и амперметров,




и



затем их соединить параллельно









присоединить вольтметр V1










присоединить амперметр, затем лампочку и к лампочке вольтметр V2










присоединить вольтметр V3














Подсказка №2















Подсказка №3















Подсказка №4



















Подсказка №5


Помощь, консультация в течении одной минуты (можно обратиться и к учителю)

  • Четко формулируйте вопрос (вопросы входят в общее время);

  • Помогающий только подсказывает в чем ошибка и как ее устранить.
















Приложение 7











































Приложение 8

Подписывать фамилию и имя не нужно, но постарайтесь ответить честно. Ваши ответы никак не повлияют на вашу оценку, зато помогут мне в дальнейшем совершенствовать ваши уроки.


Вопросы

Ответы

(нужное подчеркнуть)

На уроке я работал

Активно/ пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

Урок для меня показался

Коротким/ длинным

За урок я

Не устал/ устал

Моё настроение

Стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

Понятен/ не понятен

Полезен/ бесполезен

Интересен/ скучен

Домашнее задание мне кажется

Лёгким/ трудным

Интересным/ не интересным



























Приложение 9

Лабораторное оборудование для изучения модулей «Электротехника» и «Робототехника»


Рис. 7 — Использование лабораторного оборудования на уроке технологии в восьмом классе.

Предлагается разработанное мною лабораторное оборудование модульного типа, состоящее из отдельных модулей: питания, реле, лампочек, светодиодов, терморегуляторов и много другого. Особенность разработки в том, что этот комплект позволяет вести исследования, выполнять практические работы, не только по технологии, но и заниматься робототехникой, разрабатывать различные элементы «умного дома».

Модуль питания на 5 вольт выполнен в корпусе с прозрачной крышкой, под ней хорошо видны: понижающий модуль XL-4015, имеющий три светодиода (работа без нагрузки, работа под нагрузкой, защита от перегрузки или короткого замыкания), выходной ток и напряжение регулируется; плата БМС (защитная плата для двух литиевых аккумуляторов формата 18650); цифрового вольтамперметра. На корпусе выключатель и переключатель вольтметра. Напряжение на выходе и уровень заряда аккумуляторов позволяет избежать неожиданностей в связи с несвоевременным разрядом аккумулятора. Клеммы и выход (соединительный разъем3.5х1.35_.


Рис. 8 — Лабораторный модуль питания 5V и на ток до 5 А. (8 штук).


Он имеет защиту от перегрузки (максимальный ток регулируется подстроечным резистором на плате, аккумуляторы литиевые 2 штуки формата нам хватает на 18650 по 3000 мА*ч, заряда их хватает на полгода активного использования. Выходное напряжение стабилизированное и до 2 А практически не проседает.

Модуль питания на 12 вольт работает от аккумуляторов для шуруповерта (18 вольт) также выполнен на понижающем модуле XL-4015. Если необходимо другое напряжение, то к нему подсоединяем понижающие или повышающие модули преобразователей.













Рис. 9 — Модуль питания на 12 V и 5 А с защитой от короткого замыкания и регулируемым максимальным током, к нему подключен регулируемый понижающий преобразователь на XL4016Е1. (4 штуки).


Имеются и другие понижающие и повышающие преобразователи напряжения.













Рис. 10 — Модуль понижающий на LM2596. (4 штуки).


Сами модули являются объектами труда. Основание изготавливаем из обрезков ламината (имеет приятный внешний вид, хорошо обрабатывается). Если модулю для самой платы (преобразователь, терморегулятор, модуль дистанционного реле, датчик уровня воды, контроллер….) необходимо питание, то оно подается через специальный разъём (для 5V 3.5 на 1.35, для 12V 5.5 на 2.1, в этом случае невозможно перепутать полярность или подключить на несоответствующее напряжение).


Рис.11 — Модуль повышающий на XL6009. (4 штуки).


Для практических работ по сборке и исследованию низковольтовых цепей разработаны макетные платы. Отличительная особенность их в том, что соединение элементов при помощи тестовых проводов с зажимами типа «крокодил», что дает быструю сборку, хороший визуальный контроль за счет использования разноцветных проводов или силиконовых изолирующих трубок.

Сами контакты (клеммы) в виде медных проводов, скрученных для лучшего сцепления с «крокодилами».












Рис. 12 — Макетная плата, содержащая три лампочки 3.8V 0.15А, три кнопки, три резистора (два по 47 Ом и один 68 Ом). (4 штуки).






















Рис. 13 — Макетная плата, содержащая три лампочки 3.8V 0.15А, три кнопки, три светодиода с токоограничивающими резисторами по 1 кОм (красный, желтый, зеленый), два выключателя, клеммы «+» и «-». (4 штуки).












Рис.13 — Тестовые провода с зажимами типа «крокодил»/ «банан». (Всего 130 штук).















Рис.14 — Тестовые светодиоды по 30 штук с токоограничивающими резисторами (А — 1 кОм, Б — 270 Ом).

Различные модули: реле, дистанционного управления, терморегуляторов… в общей сложности 83 штуки 21 типа различного назначения.











Рис. 15 — Модуль реле. (4 штуки).













Рис.16 — Модуль реле высокого и низкого уровня. (4 штуки).












Рис. 17 — Модуль реле дистанционного управления по радиоканалу. (4 штуки).













Рис.18 — Модуль герконовый. (4 штуки).


Заключение

Предлагаемые решения протестированы на протяжении ряда лет (некоторым модулям более 5 лет). Считаю, что моя разработка может использоваться многими учителями, так как содержит не только план-конспект урока, но и разработанное под него лабораторное оборудование. Все уроки выстроены в интеграции с темами по физике: ученики сначала получают базовые знания по физике, выполняют простые лабораторные работы, а на уроках технологии углубляют свои знания и формируют умения. В дальнейшем модуль «Электротехника» у меня переходит в модуль «Робототехника» и внеурочную деятельность в «Точке роста», где я углубленно занимаюсь с детьми электротехникой и электроникой.

Использование этих и других наработок позволило в 2023 году достичь высоких образовательных результатов: мы приняли участие в шести региональных конкурсах среди проектов учащихся образовательных организаций Иркутской области. Из них в пяти мы получили дипломы I степени (Победитель) и в двух дополнительно дипломы II степени (Призер), а на региональном конкурсе проектов «Эврика» диплом в номинации «Первые шаги в науку».


Список использованных источников информации:

  1. Бредихин, А.Н. Слесарь-электромонтажник: справочник / А.Н. Бредихин. - М.: Радио и связь, 2012. - 368 c.

  2. Примерная рабочая программа основного общего образования по «Технологии» для 5-9 классов образовательных организаций. - М: Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2022г. -133 с.

  3. Технология. 5 – 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель , 2007г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!