«Люблю все живое» (Стихи из цикла о животных Николая Рубцова).
Велики Валентина Кирилловна МБОУ «Козьминская СШ» с. Козьмино, Ленский район, Архангельская обл.
Тип урока: урок-проект, открытия нового знания.
Базовый учебник: «Литература» 5 класс. Авторы Т. Ф. Курдюмова Москва «Дрофа» 2015 год.
«Люблю все живое» (Стихи из цикла о животных Николая Рубцова).
Тема | «Люблю все живое» (Стихи из цикла о животных Николая Рубцова) . |
Цели на достижение результата | - Личностные УУД: формирование критического мышления и эстетических суждений в процессе чтения, формирование представлений о нравственных ценностях. - Регулятивные УУД: ставить и формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, планировать последовательность действий; - Коммуникативные УУД: слушать, участвовать в коллективном обсуждении, выражать своё мнение, точно, логично излагать точку зрения; - Познавательные УУД: ставить и формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, планировать последовательность действий; |
Планируемый результат | Предметные: анализируя стихи из цикла о животных Николая Рубцова, создать тематический сборник. Задачи: познавательные: узнать особенности стихов из цикла о животных Николая Рубцова совершенствовать навыки анализа художественного произведения (умение определять тему, идею, авторскую позицию); развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать и доказывать свою точку зрения, развивать культуру речи, творческие способности учащихся; воспитательные: вызвать интерес к писателям Севера, способствовать формированию чувства любви и уважения к малой родине. смысловое чтение, извлекать необходимую информацию, определять главную и второстепенную, делать выводы, Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | совершенствовать навыки анализа художественного произведения (умение определять тему, идею, авторскую позицию художественные средства); паспорт проектной работы |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Учебник : «Литература» 5 класс. Авторы Т. Ф. Курдюмова Москва «Просвещение» 2015 год - Карточки-таблицы -Толковый словарь ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; тексты стихов |
Формы работы на уроке | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Регламент | икт | Ожидаемые результаты |
I. Вызов Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | Эпиграфы «Рубцов тайны зеленого мира открывает для всех» Василий Оботуров «Люблю все живое» Н. Рубцов - Что живое можно любить? | Учащиеся отвечают на вопрос: - Что живое можно любить? | 1 мин | презентация Слайды | Коммуникативные ууд Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой |
II. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: определение содержательных рамок урока. | - Я хочу предложить вам создать тематический сборник из стихов цикла о животных. | Реализация построенного проекта (шаги) учебной деятельности Таблица участия в проекте | 2 мин | | |
III. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание. | 1 - Из каких элементов состоит книга? 2 - Как называется статья, помещённая перед основным текстом книги? 3 - Что вы знаете о Николае Рубцове и его стихах? - Сформулируйте тему и цель урока. - Назовите шаги, которые необходимо сделать, чтобы реализовать поставленную цель. | 1 (Обложка, предисловие, иллюстрации, оглавление…). 2 - Предисловие. Из него мы узнаём об авторе книги, её содержании, героях. - Цель - создание сборника стихов, объединённых одной темой, которую мы должны определить, проанализировав их. | 2 мин | презентация | Познавательные УУД: ставить и формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самопроверку, планировать последовательность действий; |
IV Реализация построенного проекта (шаги) учебной деятельности Постановка проблемного вопроса. | Индивидуальный проект 1.Презентация «Краткая биография Н. Рубцова» - Внимательно слушайте, рассматривайте слайды презентации, чтобы выполнить задание. - Какую фотографию вы бы поместили на развороте книги? Почему? - В чём особенность цикла стихов о животных? - Что узнали из сообщения? Задание -1 -3 2 Чтение стихотворения «Воробей».Анализ стихотворения 3 Чтение стихотворения «Коза» Анализ стихотворения -Как народ говорит о козе в пословицах? Соответствует ли образ козы у поэта в стихотворении? 4 Чтение наизусть «Жеребёнок» «Мальчик Вова». 5 Чтение наизусть: «Ласточка» «Медведь» «Ворона» «Про зайца» - Что объединяет эти стихи? Какая главная мысль в этих стихотворениях? | Творческая практическая деятельность по реализации проекта 1-1 Учащиеся выбирают фотографию поэта 1-2 Сообщение «Предисловие» - индивидуальный проект 1-3 Приём «Продолжи» (предложение №1) 2-1 Работа по карте-схеме анализа стихотворения Н. Рубцова“Воробей” 2-2 Физкультминутка 3-1 Сравнительный анализ стихотворений “Воробей” и “Коза” 3-2- Собери пословицу - работа в парах 4-1 Приём «Продолжи пословицу» - «Доброе слово лечит, а злое калечит,» - гласит народная мудрость. Чтение наизусть: «Ласточка» «Медведь» «Ворона» «Про зайца» 5-1 Фронтальная беседа | 5мин 5 мин 3 мин 7 мин | презентация | Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте,преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности |
V.Осмысление. Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного. Самостоятельная работа Цель этапа: тренировать способность к обобщению | 1Индивидуальное задание – иллюстрации к рассказам Ф.Абрамова. Устное словесное рисование. 2«Бюро литературных находок» 3- Как назвали бы сборник, в который мы включили рассказы из цикла? Что их объединяет? О чём они? Название сборника – тема урока - «Люблю все живое». - Обложка – это дверь в книгу, с неё начинается первое знакомство с книгой. | 1 Индивидуальное задание – иллюстрации к рассказам Ф.Абрамова. Устное словесное рисование. 2 -1Учащиеся работают с таблицей - литературных терминов «Бюро литературных находок» 2-2 Самопроверка 3 Индивидуальный проект. Презентация обложки | 5 мин 3 мин 2 мин | . Фонохрестоматия | Регулятивные УУД:Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД:самоопределение. Умение выражать свои |
VI Подведение итогов урока Рефлексия оценить результаты собственной деятельности | 6-1Завершая нашу встречу, предлагаем вам продолжить предложения: 6-2 Решение проблемы Как Рубцов относился к животным? | 6 Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Прогнозируют коррекцию собственного поведения. 6-1 Я теперь могу… Я научился… У меня получилось… 6-2 Прослушать песню | 7 мин | | мысли. Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение |
VII . Домашнее задание. | | 7-1 Заполнить Оценочный лист группового проекта - книги «Люблю все живое» (Стихи о животных Н. Рубцова) 7-2 Сочинение – миниатюра о животных | | | Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобр. учебных заведений: В 2 ч. / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. 5-е изд., стереотип. , Москва: «Дрофа », 2016
Литературный Север: книга для учащихся 5- 8 классов/сост. Л.С. Скепнер, Архангельск, 1995
Рубцов Н.М. «Тихая моя родина»: Стихотворения. – М.: Эксмо 2011
Оботуров В.А. Искреннее слово. М.: Сов. писатель, 1987
Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/estetiko-nravstvennoe-svoeobrazie-i-aktualnost-poezii-nikolaya-rubtsova#ixzz44pUDjnMM