СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока «Тематические группы слов», 1 класс. Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока «Тематические группы слов», 1 класс. Школа России»

Конспект урока «Тематические группы слов», 1 класс. Школа России

Урок в 1 классе на тему «Тематические группы слов»

Цель: учить умению объединять слова в группы по темам, различать предметы, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?»

Планируемые результаты:

Предметные:

- учащиеся приобретут опыт в различении предметов, отвечающих на вопросы- кто? что?, в умении классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы, предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к словам.

Метапредметные:

- предопределять и выражать тему, задачу на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке;

- расценивать корректность выполнения действий на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей;

- умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

- воспитывать культуру поведения при работе персональной и в парах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: ПК, мультимедиа, учебник, иллюстрации с изображением ягод, грибов и овощей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь

3. Чистописание.

1) Индивидуальное письмо элементов букв и соединений.

2) Работа с пословицей. Добрый пример лучше ста слов.

- Прочитайте, пожалуйста, объясните значение;

- Спишите, обозначьте ударение, выделите орфограммы;

-Назовите слова, отвечающие на вопросы – кто?, что?

- Приведите примеры, когда вы или ваши близкие подавали добрый пример; - Для чего нужны добрые примеры? Приятно ли делать добро?

4. Актуализация знаний

— Игра «Я знаю много слов». Условия игры: назвать как можно больше предметов на тему «Школьные предметы».

— На какой вопрос отвечают слова-предметы, которые вы называли? (Что?)

Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик, школьник)

Как называют девочку, которая учится в школе? (Ученица, школьница)

Как называют человека, который учит детей в школе? (Учитель, педагог)

Задайте вопросы к этим словам? (Кто? ученик, кто? ученица, кто? учитель.)

— Почему данные слова отвечают на вопрос – кто?

Вывод: Слова, называющие людей, отвечают на вопрос – кто?

5. Работа с учебником (с. 24, упр. 11)

— Прочитайте группы слов.

Постарайтесь определить «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ. (В первой группе слов «лишнее» слово — тетрадь, так как (слово отвечает на вопрос что?, а все остальные слова — на вопрос к т о?; во второй группе слов — «лишнее» слово море (оно отвечает на вопрос ч т о?, остальные слова отвечают на вопрос кто?)

Выполните задания по вариантам:

I вариант — списать первую группу слов, но без «лишнего» слова.

II вариант — списать вторую группу слов, но без «лишнего» слова.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

- Давайте, дети выполним упражнения для пальчиков, чтобы они смогли немного отдохнуть (во время проговаривания стихотворения, дети сгибают и разгибают пальцы, массируют каждый):

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый первый,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

Он стоит посередине.

Этот пальчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Работа с информацией «Сведение о языке» (с. 24)

— Прочитайте сведения о языке. Постарайтесь привести примеры. («Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?». Например, мама, бабушка, повар, лесничий, кошка, собака, попугай т.д.)

Работа с учебником (с. 24, упр. 12)

— Прочитайте слова.

Что обозначают эти слова? (Предметы.)

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Кузнечик, ворона, ученик заяц, медведь, ласточка, стрекоза, жук, сорока, врач, лисица, художник.)

—Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Стол, диван, кресло, чайник, стакан, тарелка.)

—Почему к одним словам ставится вопрос кто?, а к другим — что? (Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные слова-предметы отвечают на вопрос что?) Постарайтесь распределить слова по тематическим группам.

Люди: ученик, врач, художник.

Мебель: стол, диван, кресло.

Посуда: чайник, стакан, тарелка.

Насекомые: кузнечик, стрекоза, жук.

Звери: заяц, медведь, лисица.

— Прочитайте слова, которые оказались «лишними». (Ворона, ласточка, сорока.)

Дайте название этой тематической группе. (Птицы.)

6. Целеполагание.

Рассказ учителя.

Слова объединяются в группы, которые можно назвать тематическими.

Тематическими являются группы слов, обозначающие названия предметов, названия признаков, название действий.

— Постарайтесь определить учебную познавательную задачу урока. Заслушиваются мнения учащихся.

— Сегодня на уроке мы будем учиться объединять слова в тематические группы, различать их и использовать в своей речи.

Игровые задания.

Учитель называет несколько слов одной тематической группы. Например: дуб, ольха, ива; корова, коза, свинья и т. д.

Ученики должны дополнить эти ряды названиями деревьев, животных и сказать, в какие тематические группы можно объединить эти слова (например, «Деревья», «Домашние животные» и т. д.). Желательно игру проводить с показом таблиц, плакатов.

Группы бывают маленькие и большие. Например, возьмем стихотворение А. Дружининой (можно записать текст на плакате, выделив нужную группу слов).

Собирайтесь быстро, братцы,

В чет и нечет посчитаться.

Вот Январь, а вот Февраль

Выгнать их из круга жаль.

 

Братец Март и ты, Апрель,

Заиграйте-ка в свирель.

Братцу Маю да Июню

Спеть овсяночкой певучей.

 

А Июлю, Августу

Растить зерна трав густых,

Чтобы ждали мы не зря

Сентября и Октября.

Ноябрю - повеять вьюгой,

Декабрю - уйти из круга.

- В какую тематическую группу можно объединить выделенные слова? (Тематическая группа «Год».)

Это стихотворение-считалку дети используют в играх.

- Какие еще слова могут составить тематическую группу «Год»? (Зима, весна, лето, осень.)

- Как можно было бы назвать эту малую тематическую группу другими словами? (Времена года.)

На сцену под музыку вальса выходит хоровод. Дети, одетые в костюмы цветов, танцуют, затем останавливаются.

Учитель предлагает назвать цветы. (Ромашка, колокольчик, василек, одуванчик, мак, ландыш.)

Дети, изображающие цветы, говорят:

Мы - украшение земли,

Одним нас словом назови.

Дети называют цветы и объединяют их в тематическую группу «Цветы».

В тематические группы можно объединить не только слова, отвечающие на вопросы кто? что?, но и слова, отвечающие на вопросы что делает? какой? какая? какое?

На сцене из картона большой кузовок. Это лесная поляна. Кузовок начинает кликать ягоды.

Девицы ягоды,

Где вы спрятаны?

Себя назовите,

Ко мне вы придите.

Ягоды (отвечают, становятся хороводом).

Кузовок, к тебе спешим,

Но с условием одним –

Пусть ребята отгадают,

Какие ягоды бывают?

Кузовок (обращается к детям).

Дети, есть карман

У меня на-ика.

Побыстрее названия впиши-ка

Чтобы получились...

Земляника, брусника, черника,

Ежевика, голубика, костяника.

Дети вписывают в таблицу названия ягод.

- Какие ягоды мы еще знаем?

- Почему они не могут попасть в кузовок?

- Каким словом можно объединить слова, записанные в таблице?

Слова можно объединить в тематическую группу под названием «Ягоды».

Предложить детям аналогичную работу под названием «Грибы».

Показ иллюстраций с изображением ягод. Зарисовка детьми по памяти ягод и ответ на вопрос:

— Ягоды какие? (Ягоды вкусные, полезные, душистые, разнообразные.) Это группа слов по признакам:

- Ягоды что делают? (Ягоды спеют, наливаются, краснеют, чернеют, пахнут.) Это группа слов по действиям.

3. Учим стихотворение.

Заучить стихотворение, определить группы слов.

Что растет на нашей грядке?

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут

Тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

Дети определяют группы слов, делают зарисовки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 1 класс.

Планируемые результаты:

Предметные:

-учащиеся приобретут опыт в различении предметов, отвечающих на вопросы кто? или что?, в умении классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы, в использовании вежливых слов в своей речи. предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.

Метапредметные:

-предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке;

-расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.

-умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.

Личностные:

- воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа, учебник.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь (с.13, упр. 4)

3. Чистописание.

1) Индивидуальное письмо элементов букв и соединений.

2) Работа с пословицей

Добрый пример лучше ста слов.

- Прочитайте, пожалуйста, объясните значение;

- Спишите, обозначьте ударение, выделите орфограммы;

-Назовите слова, отвечающие на вопросы – кто?, что?

- Приведите примеры, когда вы или ваши близкие подавали добрый пример; - Для чего нужны добрые примеры?

- Приятно ли делать добро?

3. Актуализация знаний

— Игра «Я знаю много слов». Условия игры: назвать как можно больше предметов на тему «Школьные предметы».

— На какой вопрос отвечают слова-предметы, которые вы называли? (Что?)

Как называют мальчика, который учится в школе? (Ученик, школьник)

Как называют девочку, которая учится в школе? (Ученица, школьница)

Как называют человека, который учит детей в школе? (Учитель, педагог)

Задайте вопросы к этим словам? (Кто? ученик, кто? ученица, кто? учитель.)

- Почему данные слова отвечают на вопрос – кто?

Вывод: Слова, называющие людей, отвечают на вопрос – кто?

Работа с учебником (с. 24, упр. 11)

— Прочитайте группы слов.

Постарайтесь определить «лишнее» слово в каждой группе. Обоснуйте свой ответ. (В первой группе слов «лишнее» слово — тетрадь, так как (слово отвечает на вопрос что?, а все остальные слова — на вопрос к т о?; во второй группе слов — «лишнее» слово море (оно отвечает на вопрос ч т о?, остальные слова отвечают на вопрос кто?)

Выполните задания по вариантам:

I вариант — списать первую группу слов, но без «лишнего» слова.

II вариант — списать вторую группу слов, но без «лишнего» слова.

Физминутка

- Давайте, дети выполним упражнения для пальчиков, чтобы они смогли немного отдохнуть (во время проговаривания стихотворения, дети сгибают и разгибают пальцы, массируют каждый):

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик самый первый,

Самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

Он стоит посередине.

Этот пальчик хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Работа с информацией «Сведение о языке» (с. 24)

— Прочитайте сведения о языке. Постарайтесь привести примеры. («Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?». Например, мама, бабушка, повар, лесничий, кошка, собака, попугай т.д.)

Работа с учебником (с. 24, упр. 12)

— Прочитайте слова.

Что обозначают эти слова? (Предметы.)

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Кузнечик, ворона, ученик заяц, медведь, ласточка, стрекоза, жук, сорока, врач, лисица, художник.)

Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто? (Стол, диван, кресло, чайник, стакан, тарелка.)

Почему к одним словам ставится вопрос кто?, а к другим — что? (Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные слова-предметы отвечают на вопрос что?) Постарайтесь распределить слова по тематическим группам.

Люди: ученик, врач, художник.

Мебель: стол, диван, кресло.

Посуда: чайник, стакан, тарелка.

Насекомые: кузнечик, стрекоза, жук.

Звери: заяц, медведь, лисица.

— Прочитайте слова, которые оказались «лишними». (Ворона, ласточка, сорока.)

Дайте название этой тематической группе. (Птицы.)

4. Целеполагание

— Откройте учебник на странице 25. Прочитайте новую тему нашего урока. (Какие слова мы называем «вежливыми»?)

Постарайтесь определить учебную познавательную задачу урока. Заслушиваются мнения учащихся.

— Сегодня на уроке мы будем учиться различать «вежливые» слова и использовать их в своей речи.

5. Работа по теме урока

1) Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Работа с ПК. Тема «Слово. Анимация (8)»

— Прослушайте сведения о «вежливых» словах.

2) Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 25, упр. 13)

— Прочитайте выразительно стихотворение автора А. Цветова. Назовите слова приветствия. (Здравствуйте, доброе утро.)

Работа в тетради (с. 14)

— Выделите из стихотворений слова-прощания.

— Постарайтесь подобрать к данным словам другие слова и выражения, которые мы используем в своей речи при приветствии и прощании.

Здравствуйте. Доброе утро (день, вечер).

До свидания. До встречи. Прощайте. До завтра.

3) Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

Работа по учебнику (с. 25, упр. 14)

— Прочитайте слова-благодарения.

Подумайте, в каких случаях мы используем такие слова? Выскажите своё предположение. (Словами-благодарениями начинается просьба о чём-либо.)

Вспомните, какие ещё вежливые слова вы знаете?

Заслушиваются ответы учащихся.

4) Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Работа в группах.

— Составьте диалог и разыграйте сценку на тему «Как обратиться к товарищу с какой-либо просьбой».

Заслушивание составленных диалогов.

5) Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа с учебником на с. 25.

— Прочитайте вопросы на странице 25.

Подумайте, в каких случаях мы употребляем в речи «вежливые» слова.

Какие слова делают нашу речь вежливой? («Вежливые» слова.)

Как часто мы используем в речи вежливые слова?

6) Самостоятельная работа

Работа по индивидуальным карточкам.

Задание: Прочитать стихотворение. Найти и подчеркнуть вежливые слова.

Карточка 1

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше — «Извините».

Карточка 2

Встречу, новый разговор

Мы со «Здравствуйте» начнём.

Друг пришел вдруг на обед —

Скажем мы ему «Привет»

Карточка 3

«Приятного аппетита!» —

Блюдо первое налито.

Супчик скушали мы с вами.

Скажем все «Спасибо» маме.

Карточка 4

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают,

«Доброго пути!» желаем.

5. Домашнее задание

Выполнить письменные задания в рабочей тетради (с. 14, упр. 5).

6. Подведение итогов урока.

— Что нового о словах вы узнали на уроке? Какие вежливые слова вы используете в речи? При каких обстоятельствах?

7. Рефлексия

1) – Прочитайте слова, назовите вопрос, на который они отвечают.

Писатель -….

Ребёнок -…

Девочка -…

Собака -…

Оса -…

2) - Постарайтесь закончить предложения.

Запись на доске:

Теперь я знаю, что на вопрос кто? ...

Теперь я знаю, что «вежливые слова» ...

Мне было интересно..

Я выполнял(а) задания...

- Молодцы, ребята! Спасибо за работу!


-82%

Курсы повышения квалификации





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!