СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока технологии по теме: «Неповторимость и красота вышивки крестом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок преднахначен для девочек 6 класса

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока технологии по теме: «Неповторимость и красота вышивки крестом»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Плюсковская средняя общеобразовательная школа

имени Героя – партизана А.П. Колабутина











План - конспект

по технологии для учащихся 6 класса



Тема: «Неповторимость и красота вышивки крестом»








Учитель технологии Андреюшина С.М.

























Тема урока: «Неповторимость и красота вышивки крестом»

Цели урока:

1.Образовательная - обобщить знания и дополнить их по одному из видов рукоделия - вышивке крестом; ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и приспособлениями, материалами; закрепить навыки по организации рабочего места.

2.Воспитательная - прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус, чувство прекрасного, уважение к русским народным традициям; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность.

3.Развивающая - ознакомить обучаемых с правильными приемами вышивки, развивать интерес к этому виду рукоделия;

Наглядность: образцы вышивки, журналы и книги по вышивке, выставка картин вышитых крестом.

Материалы и инструменты: пяльцы, иглы для вышивания, наперсток, ножницы, канва, нитки “мулине”.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Подготовить необходимые инструменты. Проверка готовности учащихся к занятию.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель. В течение долгого времени мы осваивали с вами один из видов рукоделия – вышивку. И вот настало время подвести итоги, поделиться впечатлениями и похвастаться результатами своего труда. Мы посмотрим с вами, как искусно украшали одежду, своё жильё. А также послушаем сообщения.

Из истории вышивки.

Императрица Екатерина 11 скучала. Перед императрицей сидела робкая некрасивая , но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи с вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звёздами, похожими на снежинки.

Екатерина чуть скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз. Теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звёзды – большие и малые – тысяча звёзд – образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далёким голубовато-золотым огнём. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.

Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.

- Ты сотворила красивую вышивку, хотя ты сама некрасивая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.

Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина 11 распорядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц. Надо их послать в Торжок.

С разных концов России в Торжок направили красивых крестьянских девушек – вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.

- Как вы понимаете пословицу «С красивого лица воду не пить»

Учащиеся отвечают

Тема нашего урока: “Неповторимость и красота вышивки крестом”.

Давайте вспомним, что же такое вышивка? (Ответы учащихся)

Вышивка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, рукоделие.

Вышивка - это рисунок, нанесенный на ткань нитками при помощи различных стежков.

Вышивка - это способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками.

Учитель. Все ваши ответы правильные.

Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда, когда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур, а может быть значительно позже. Точных сведений об этом нет. Свидетельством тому, что вышивка существовала уже в V веке до н.э. является найденная при раскопках в Древней Греции ваза, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах. Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей.

В древние времена различные виды вышивки имели свое предназначение. Очень часто с ее помощью подчеркивалось социальное положение.

На найденном в Египте одеянии фараона, наряду с цветочным орнаментом, вышиты узоры, которые имели право изображать на своей одежде только особы, принадлежащие к царскому роду.

В культуре славянских народов вышивка также играла важную роль. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке. Существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, окон и икон. Вышитые изделия считались оберегами, поэтому их дарили на свадьбу, рождение ребенка. В X-XII вв. вышивку стали использовать и для украшения различных вещей (сарафанов, головных уборов).

Одежду расшивали разного рода орнаментами, которые не только украшали ее, но и служили оберегами от зла. Вышивку располагали именно на тех местах, где тело человека было открыто (на вороте, на подоле, на краях рукавов).

Традиции вышивального искусства постепенно развивались в XIY – XVII вв. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Вышивание было распространено в основном среди женщин из знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XVIII – XX века оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.

Крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты. Поэтому с раннего возраста девочки обучались рукоделию. Секреты ручной художественной вышивки передавались в семье от матери к дочери.

Девочки постарше, собирались в больших горницах, где занимались рукоделием , да тихонько пели. (Звучит запись песни “В горнице моей светло”)

Учитель: Очень много времени прошло с тех пор, но практически не изменились инструменты, применяемые для вышивки. Вспомним, как они называются. (Ответы учащихся)

-Это иглы для вышивания с большим ушком, чтобы продевалась нить в несколько сложений или шерстяная нить, наперсток, ножницы разных размеров и пяльцы.

Учитель: Раньше для вышивок использовали самые различные материалы – такие, как жилы животных, нити изо льна и конопли, ракушки, медные и серебряные монетки, золотые нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

А какие материалы используют для вышивания крестиком сегодня? (Ответы учащихся)

- Для вышивания крестиком необходимы ткань, канва и нитки.

Ткань лучше выбирать с полотняным переплетением. Канва бывает двух видов – накладная и в виде готовой основы. Сейчас в магазине можно свободно приобрести канву любого цвета и любой плотности. Очень удобна канва с нанесенным на нее цветным рисунком. В этом случае вы не сделаете ошибок при счете стежков. Нитки для вышивания также можно свободно приобрести. Это шелковые, шерстяные, синтетические нитки. Но самыми распространенными являются хлопковые нити – мулине. Эти нитки выпускают в мотках по 10-12 метров, в 6 сложений.

Учитель: Существует немало разновидностей креста – простой, двойной, двусторонний, полукрест, набор и т.д. Мы с вами освоили самый распространенный – односторонний крест. При его выполнении крестики образуются только с одной стороны ткани – лицевой, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики – по горизонтали, вертикали, диагонали – определяют технику их выполнения. Давайте вспомним основные приемы и правила выполнения крестика. (Ответы учеников)

- Вышивка крестиком относится к счетным вышивкам, которые обычно выполняются по счету нитей ткани. Крест или, как его с любовью называют рукодельницы, крестик – один из самых популярных видов вышивки. Приемы вышивки просты, крестик получается путем наложения двух стежков перекрещивающихся посередине. Первый стежок из левого нижнего угла в правый верхний. Второй – поверх первого, из правого нижнего угла - в левый верхний. Порядок наложения стежков должен быть одинаковым для всех крестиков.

3. Практическая работа.

А сейчас мы свами выполним горизонтальные, вертикальные и диагональные ряды крестика.

4. Анализ и оценка работ.

1) Экскурсия у выставки

2) Реклама рукоделия. (Девочки представляют свой вариант рекламы вышивки.)

«Простая вышивка крестом,
Украсить может каждый дом».
«Раз стежок, два стежок,
За стежком – стежочек.
И украсит ваш платок –
Аленький цветочек».

«Уют вашего дома – в ваших умелых руках».

3) Представление книжной выставки.

5. Домашнее задание: продолжить вышивку, подготовить сообщение о вышивке русского севера.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!