СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока: Социальный конфликт класс:11

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликт — противоборство, столкновение двух или более сторон, возникающие на основе несовпадения интересов, потребностей, ценностей, целей или недостатка каких-либо ресурсов. 

Желание изменить свое положение и место в социально-статусной структуре — важнейшая предпосылка социального конфликта.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока: Социальный конфликт класс:11»

План-конспект урока: Социальный конфликт

класс:11

Цель урока: изучение темы “Социальный конфликт и пути его разрешения” в рамках темы “Социальное взаимодействие”.

Планируемые результаты:

предметные:

  • углубить знания обучающихся о конфликте;

  • дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;

  • раскрыть типичные черты социальных конфликтов;

  • совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

личностные:

  • показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;

  • вовлечь обучающихся в практическую деятельность;

  • продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;

  • сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а так же создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

метапредметные:

  • формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,

  • продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности

  • уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

  1. Организационный момент. .

  2. Изучение нового материала

    1. Введение в тему, постановка проблемного задания (учитель), определение основных тематических блоков.

    2. Объяснение учителем вопросов о видах и причинах социальных конфликтов.

    3. Теоретический материал

    4. Практическое занятие в группе “Анализ предложенного социального конфликта по критериям.

  3. Определение условий, способствующих успешному разрешению любого вида конфликта

  4. Обобщение изученного (рефлексия).

  5. Итог урока.

  6. Игра на социальное взаимодействие “Невидимая нить”.(при наличии времени)

Ход урока

      1. Организационный момент

II. Постановка цели и задач урока. Актуализация темы.

Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о социальном взаимодействии и в первую очередь о социальном конфликте.

  • поговорить о социальном взаимодействии и его составляющих

  • в конце урока, закрепляя изученный материал, нам предстоит, опираясь на знания и сегодняшние записи, составить сложный план по теме "Социальный конфликт"

III. Изучение нового материала.

Учитель: Послушайте одну довольно известную притчу: два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, можно решить проблему.

Вы можете сказать, ну а если им бы обоим был нужен апельсин для одной цели?

Что тогда?

Возможные варианты ответов учащихся: применить силу, уступить, договориться и

Учитель: Для чего мы об этом сейчас говорим? Дело в том, что неумение слушать друг друга, не идти на компромисс, нарушает взаимоотношения человека с людьми, ведёт к внутреннему разладу, т.е. приводит к внутренним и внешним конфликта.

Вот мы и подошли вплотную с вами к теме нашего урока “Социальный конфликт”

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов

Учитель: А что же такое “социальный конфликт”?

Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможным реализацию её целей и интересов

Проблемное задание: Какова роль социального конфликта в жизни общества и человека?

План:

  1. Понятия “конфликт”, “социальный конфликт”.

  2. Субъекты конфликта.

  3. Стадии протекания конфликта.

  4. Классификация конфликтов.

  5. Процесс разрешения конфликтов. Стратегии.

  6. Роль социального конфликта

Давайте вместе разберемся, что такое конфликты, какими они бывают попробуем решить проблему выхода индивида из конфликтной ситуации.

Мы с вами живем в обществе, которое неоднородно по своему социальному составу, ярко прослеживается различие в уровне доходов, власти, престиже и.т.д., что часто приводит к конфликтам между социальными силам

Упражнение “Руки”

Педагог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

(По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

Обсуждение:

  • что вы чувствовали?

  • как вы себя чувствуете?

  • какие ощущения у вас возникли при выполнения задания?

  • Учиель: В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию.

  • Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

  • Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

  • -Наши обида, плохое настроение, оказывают влияние на наше состояние. Так происходит и в обществе – эти же чувства приводят к состоянию социального напряжения.

  • Понятие социальной напряженности – высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

  • Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. При этом в конфликтных ситуациях мы ведем себя по-разному

Причины социальных конфликтов:

  • социальная неоднородность общества,

  • различия в уровне доходов, власти, культуре, доступе к образованию и информации,

  • религиозные различия,

  • поведение человека, его социально-психологические черты.

    1. Учитель: Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и их свидетелям. Т.е. сейчас мы говорим с вами об участниках конфликтов, т.н. субъектах.

Структура конфликта.

Определить логическую цепочку разворачивания конфликта и роль каждого участника конфликта.

Оппоненты – противоборствующие стороны

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны

Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту.

Пособники – люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

Посредники – которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта – объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласия между оппонентами.

Объект конфликта – некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом)

Субъекты конфликтов

  • Непосредственные участники

  • Организаторы, подстрекатели, пособники

  • Стороны, заинтересованные в урегулировании

3.Учитель: Итак, конфликт назревает. Как узнать о том, какие этапы проходит конфликт в своем развитии. Для того чтобы найти ответ на данный вопрос, вам предлагается самостоятельная работа

Стадии протекания конфликта

Предконфликтная стадия - Накапливается эмоциональное напряжение, раздражение.

Выбирается стратегия

Непосредственно конфликт - Происходит инцидент(словесное/физическое воздействие) и переход к действиям

Разрешение конфликта  - Приостановлен/Завершен




Схема анализа конфликта:

  1. По длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся

  2. По источнику возникновения: объективные, субъективные, ложные

  3. По форме: внутренние и внешние

  4. По характеру развития: преднамеренные и спонтанные

  5. По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные

  6. По используемым средствам: насильственные и ненасильственные

  7. По влиянию на ход развития истории: прогрессивные и регрессивные

  8. По сферам общественной жизни: экономические, политические, этнические, семейно-бытовые.




Учитель: К сожалению, конфликты в нашей жизни, как правило, неизбежны. Однако все люди ведут себя в ситуации конфликта по-разному. Наверное, и некоторые из вас участвуя в конфликте, находили пути выхода из него.

Поделитесь своим опытом.

Возможные варианты ответов учащихся: Применял силу, договаривалась, уступали, прерывал спор и.т.д.

Учитель: Давайте рассмотрим с вами разные стратегии поведения в конфликте с обязательной записью в опорном конспекте. Обратите внимание на доску. Какие чувства, мысли, действия характерны для каждой стратегии

Разрешение конфликта.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений)

Стратегии поведения в конфликтах

Избегание - неуверенность в себе, неумение отстоять свои интересы, ощущение своей неполноценности, уход от конфликта.

Уступки – чувство приниженности, нежелание отстаивать свои нтересы, соглашательство с другими в ущерб себе.

Подавление – чувство превосходства, агрессия, нападение, унижение других.

Компромисс – дипломатичность, гибкость.

Сотрудничество – уважение своих и чужих интересов

Задание Согласны ли вы с тем, что конфликт является стимулом социального развития, прогресса?

Какова роль социального конфликта? Плюсы и минусы?

Ответы учеников

IVОбобщение изученного (рефлексия

Роль социального конфликта

Позитивная

Негативная

Информирование о наличии общих проблем

Стимулирование социальных изменений

Снятие психологической напряженности участников конфликта: осознание своих интересов и интересов других, переход к сотрудничеству

Создание стрессовых ситуаций

Нарушение порядка общественной жизни

Разрушение равновесия сил, устойчивого положения



Вывод. Социология конфликта как особая часть социологической науки возникла сравнительно недавно, но оказалась быстро востребована современным обществом. Сегодня конфликтологи участвуют в переговорных процессах в “горячих точках”, помогают разрешить групповые и межличностные конфликты.

V. Итог урока.

Сегодня мы говорили о “Соц.конфликте :

  • получили представление о причинах, структуре, видах и стадиях конфликта;

  • раскрыли типичные черты социальных конфликтов;

  • рассмотрели стратегии разрешения конфликтов;

  • сделали вывод о роли конфликта в жизни человека и общества в целом.

  • Домашнее задание:.

  • Написать эссе на одну из тем:

  • . “Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется” (Шевелев И. Н., современный российский ученый).

  • . "Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим"Б.Вул

  • Найти в интернете и посмотреть мультипликационный фильма Г. Бардина “Социальный конфликт” и определить стадии и участников конфликта

Конспект

Конфликт — противоборство, столкновение двух или более сторон, возникающие на основе несовпадения интересов, потребностей, ценностей, целей или недостатка каких-либо ресурсов. 

Желание изменить свое положение и место в социально-статусной структуре — важнейшая предпосылка социального конфликта.

Причины конфликта

 • несовпадение интересов

 • соперничество за материальные и нематериальные ресурсы

 • борьба за власть и властное положение

 • различная степень удовлетворённости или  неудовлетворённости разных групп своим положением и реализацией своих потребностей

Структура социального конфликта

  • субъекты — заинтересованные стороны

  • объект — предмет столкновения

  • инцидент — формальный повод для начала конфликта

  • участники конфликта — индивиды, группы и организации, принимающие участие в конфликте на стороне того или иного субъекта

Стадии социального конфликта

1) Возникновение, зарождение конфликта

2) Созревание конфликта

3) Реализация конфликта

4) Разрешение конфликта, его трансформация

Социальные конфликты можно классифицировать по:

 • происхождению: внутренние и внешние

 • формам проявления: мирные и немирные

 • характеру проявления: скрытые и открытые

 • длительности: простые и хронические

 • масштабу: региональные, локальные и глобальные

 • последствиям: позитивные и негативные

 • субъектам: межгрупповые и межличностные

Методы разрешения конфликта:

 • уклонение от конфликта

 • сглаживание противоречий

 • подавление конфликта силой

 • компромисс

 • сотрудничество

Причины возникновения социальных конфликтов

Люди на баррикадах, Москва 1993 год, одни за белых, другие за красных, одни за Ельцина, другие за Руцкого и Хасбулатова, одни за демократию, другие за возвращение к Советскому Союзу. Для нас это классический и яркий пример социального конфликта.

Что вызывает социальные конфликты? Обычно причиной возникновения конфликтов являются недовольства людей разного плана.

Социальный конфликт – это особый тип взаимодействия между общностями, группами, коллективами, отдельными личностями.

Причина конфликта кроется в недовольстве, недопонимании, несогласованности лиц или групп лиц, которые несут за собой деструктурирование. Это может быть глобальный процесс, например, если речь идет об обществе в целом, либо это личностное противоречие.

Трактовка причин социальных конфликтов в философии, социологии встречается довольно часто, и этому разделу отведено много внимания в разных науках гуманитарного цикла. Но одним из первых философов, который задумался над этой социальной проблемой, был Герберт Спенсер. Он рассматривал социальные конфликты как часть социального естественного отбора. По его мнению, социальный конфликт – это тип проявления конкуренции. Например, есть конкуренция между группами или отдельными людьми, конкуренция проводит к тому, что выживает сильнейший. Победивший в конфликте выдавливает проигравшую сторону, и дальше общество движется к новым целям и новым задачам с более сильным составом.

Сам Спенсер считал, что этот процесс не самый удачный и лучший для общественного развития, потому что такой тип конкурентной борьбы приведет к революциям. Герберт Спенсер был ярым противником революции и считал, что единственным правильным способом развития общественной организации является эволюция, т. е. последовательное, постепенное развитие.

Причины возникновения социальных конфликтов, по мнению марксистов

В противовес теории Спенсера марксистские теории К. Маркса, Ф. Энгельса и многих их последователей говорили, что общество не может жить без революции, потому что это необходимая мера, чтобы менять и решать серьезную конфликтную ситуацию в обществе. Согласно марксисткой теории, борьба противоположностей неизбежна, т. к. в обществе всегда есть те, кто угнетает и те, кого угнетают. По мнению Маркса, это все исчезнет, когда будет построено идеальное коммунистическое общество.

Георг Зиммель тоже большое внимание уделял теории конфликтов. Он полагал, что конфликт вовсе неизбежен, он часть социальной жизни. Его теория основывалась на принципе конфликтности: конфликты – это часть человеческого естества. Поскольку в обществе есть такие процессы, как ассоциирование (объединение) и дессоциирование (разъединение), это означает, что общество в любом случае подвергнуто конфликтам. Зиммель считает, что сам по себе конфликт полезен, если является краткосрочным и разрешается в чью-то пользу, потому что тогда общество выходит на новый социологический уровень.

Долголетние конфликты

Долголетние, или длительные, социальные конфликты – это одна из сложных и самых негативных форм конфликтных противоречий.

Это наглядно видно по положению русского крестьянства вплоть до 1861 года. В Российской империи до недавнего времени крестьяне, составлявшие большую часть населения страны, а в дореволюционной России – 90 % всего населения.

В советское время демографическая ситуация изменилась, страна стала более урбанистичной, и, соответственно, крестьянство иммигрировало в города.

Но проблема оставалась все та же – нерешенность земельного вопроса. Этот социальный конфликт, когда одна часть населения работает на земле, при этом эта земля им не принадлежит, тлел в нашем государстве веками.

Фазы этого конфликта были самые разные. С одной стороны, российское крестьянство время от времени бунтовало, иногда локально, а иногда глобально, были глобальные крестьянские войны под предводительством того или иного руководителя.

Много раз в России пытались собрать комиссию по разработке проекта об отмене крепостного права, комиссий создавалось великое множество, выносили вердикты, постановления, предложения, писали письма государю. В итоге крепостное право было отменено документом, где говорилось, что недавно было обнаружено, что часть населения законами и традициями находится в ущемленном положении. Так государь Александр II попытался обойти по-настоящему ужасную проблему.

Такие длительные конфликты неизбежно оказывали влияние на историческую судьбу нашего государства, они во многом легли в основу менталитета русского человека.

Психологический аспект социальных конфликтов

Современная социология уделяет большое внимание психологическому аспекту конфликтов. По мнению многих ученых, конфликт лежит в природе человека, но смысл заключен в том, что он вызван тревожными ожиданиями человека. Когда людей с тревожными ожиданиями становится много, это превышает некоторый порог, когда начинает происходить социальный взрыв, общество выказывает свое недовольство ввиду того, что оно лишено тех или иных возможностей.

Конфликтное поведение состоит из разнонаправленных действий, т. е. конфликтные стороны решают собственные проблемы, что неизбежно ведет к углублению конфликта. Если ни одна из сторон не идет на уступки, неизбежна острая стадия конфликта.

Вид конфликта может быть разным, все зависит от того, кто является его участником. Если это отдельные личности, то это может быть спор, разногласия, драка. Если мы говорим об обществе, то возможна даже война.

Локальные войны

Одним из типов острого международного социального конфликта является локальная война.

Локальная война – это конфликт между двумя государствами либо внутри государства между отдельными социальными группами, который разрастается до международного события, но при этом ведется на ограниченном территориальном пространстве и имеет ограниченные цели и задачи.

Ввиду того что нынешний мир ракетно-ядерный, в ходе этой войны не применяется тяжелое вооружение, ядерное оружие. Локальная война – это не такое опасное событие. В истории человечества всегда государства воевали между собой, выясняли, кому принадлежит та или иная территория, права на обладание рудником, на ловлю рыбы в регионе.

На первый взгляд, кажется, что противоречия быстро разрешаются, люди, поконфликтовав, живут дальше в мире и согласии. Это не совсем так.

Если мы посмотрим на наше современное государство, то окажется, что, имея очень протяженную границу и очень большое количество соседей, мы почти не имеем соседей, у которых нет к нам территориальных претензий.

К России выказывают свои претензии многие, начиная с Японии и заканчивая Прибалтикой. Все эти государства считают, что их интересы ущемлены. Это означает, что потенциально мы живем в ситуации, когда резкая стадия конфликта может вспыхнуть в любой момент, это означает войну, кровь и гибель людей. Самое страшное, что это прежде всего гибель мирного населения.

Если вернуться немного назад, в 2008 год, это локальный конфликт в Осетии. В день начала Олимпиады 2008 года Грузия предприняла попытку нападения на Южную Осетию и провокации России нападением на миротворческий контингент, который располагался на территории Южной Осетии.

Россие й была проведена операция по принуждению Грузии к миру. Формально это была не война, но по факту, безусловно, это был вооруженный конфликт с применением авиации, артиллерии, танков, военно-морского флота, был осуществлен морской бой.

Кто прежде всего пострадал в этой войне? Мирное население, ведь, если посмотреть суммарное количество погибших и раненых военнослужащих и сравнить его с суммарным количеством погибших мирных граждан, даже по официальным данным, окажется, что это в разы отличающиеся цифры в сторону мирных граждан. Люди, которые не принимают в конфликте активного участия, больше всего и страдают. Поэтому нужно всегда быть ответственным политиком и помнить о том, что любое проявление силы – это прежде всего кровь, которая потом ляжет на руки именно этих политиков.

Война – это тоже продолжение назревшего конфликтного противоречия. Проблема заключается в том, что конфликт может быть сиюминутным и быстроразрешимым ввиду того, что одна из сторон была удовлетворена либо смысл конфликта был исчерпан.

ззА может быть, он перейдет в перманентную стадию, разрастется. Будет вспышка, потом спад, потом подъем и так далее. Есть понятие «эскалация» – это нарастание конфликта. И волна: эскалация, всплеск, спад, эскалация, всплеск, спад – типичное явление для глобальных и очень серьезных конфликтов.

Завершение конфликта не всегда означает его разрешение, может сложиться такая ситуация, что одна из конфликтующих сторон тотально победит другую сторону, тогда конфликт будет разрешен, но он не решен.

Консенсус – идеальный способ решения конфликта

Идеальным способом разрешения конфликта является консенсус. Консенсус – достижение некоего согласия. При этом согласие далеко не всегда может быть на равнозначных условиях, когда обе стороны четко отстаивают 50 % своих условий и заключают соглашение. Консенсус – это принцип уступок, когда одна сторона уступает что-то и, соответственно, противоположная сторона тоже уступает что-то.

Психологи считают, что если одна из конфликтных сторон готова к уступкам, то это означает, что эмоционально конфликт начинает разрушаться, то есть стороны уже ищут способы примирения, и, конечно, консенсус является идеальным вариантом, но, к сожалению, не всегда достижимым.

Виды конфликтов

В зависимости от того, каково основание конфликта, можно различать большое количество типов.

Конфликты бывают:

  1. глобальные,

  2. локальные;

  3. длительные,

  4. краткосрочные.

Главным является то, что, каким бы ни был характер конфликта, если люди понимают, из-за чего он произошел, понимают это обе стороны, то в таком случае можно найти способ его разрешения. Проблема в большинстве конфликтных ситуаций заключается в том, что люди просто не слышат друг друга.

В общесоциальных смыслах ответственность за разрешение социальных противоречий лежит на государстве, потому что государство должно вести особую социальную политику. Государство должно отслеживать ситуацию в обществе и пытаться предотвратить острые общественные противоречия.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!