СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. Технологии обучения: дискуссия, работа в парах, проблемное обучение,исследовательское обучение.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Малыхина В.В. – учитель математики МБОУ

«Косиновская ООШ»


Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цель:   ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи:

образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;


развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, устную речь; интерес к математике;


воспитательные : воспитывать умение слушать другого, уважение к

мнению одноклассников, самостоятельность.


Планируемые образовательные результаты

предметные: складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.

личностные:

проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки.

Ресурсы:

Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей».


Структура и ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания - Эпиграф к уроку я взяла следующий: Учиться можно весело…Чтобы

переваривать знания,

надо поглощать их с аппетитом.

Франс А.

- А пройдёт наш урок под девизом: Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! - Откройте тетради, запишите число. ( Слайд №2, 3) 2.Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности - В какой большой теме мы сейчас с вами начали работать? (Десятичные дроби.) - Что мы умеем делать с десятичными дробями? (Записывать, читать, сравнивать.) . (Слайд №4) 2.1. Прочитайте дроби (Слайд №5) 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: - Что можно выделить у каждой десятичной дроби? ( целую часть, дробную часть). - Назовите: - целую часть, дробную часть - числа в порядке возрастания, убывания

2. (Слайд №6) Я приготовила несколько заданий на сравнение десятичных дробей и записала несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак «больше» или «меньше», но каким-то образом некоторые цифры стерлись.

Вот что получилось: а)5,3** и 5,7**; б)**,778 и *,9*; в)0,764 и 0,763**; г)**,* и *,***; - Сравните числа.

- Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 4 верных ответа – «5» 3 верных ответа – «4», 2 верных ответа – «3»

3. (Слайд №7-8) Уравняйте количество знаков после запятой а) 3,5 и 2,67; в) 4 и 12, 345 б) 8,37 и 4, 259 г) 15, 63 и 8,1 - Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 4 верных ответа – «5» 3 верных ответа – «4», 2 верных ответа – «3»

4. (Слайд №9) Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет?

4.1 - Ослик Иа за три дня съел 3 кг яблок. Сколько яблок съедал он ежедневно? Сколько это граммов? (Ответ:¾ кг= 750г )

4.2 - В первый день Винни-Пух съел 3,7 кг меда, во второй день на 0,3 кг больше, чем в первый. Сколько меда съел Винни-Пух за два дня?

- Почему возникли затруднения? (Не умеем складывать десятичные дроби)

- Так что нам нужно еще узнать, чтобы решить вторую задачу? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).

- Значит тема нашего урока…( «Сложение и вычитание десятичных дробей».) (Слайд 10)

- Вот об этом мы сегодня и поговорим. Записали тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».

-Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться?

(Цель урока: открыть для себя правило, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные второй.) (Слайд 11)


3. Построение проекта выхода из затруднения. (Слайд 12)

Самостоятельная работа по статье учебника (стр.221)

 А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей Для этого мы разделимся на группы. Вы получите блоки алгоритма, проанализируете их и расположите на столе в том порядке в каком считаете правильным, а затем сравните его с данным на слайде и в учебнике.

Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:

- уравнять в слагаемых количество цифр после запятой;
- написать слагаемые друг под другом так. чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;
-сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа ; - поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.


Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:

-уравнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой;

-записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого4

-произвести вычитание так, как вычитают натуральные числа;

-поставить в полученной разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом;

-Проверьте себя: правильно ли вы его составили.


Рассмотрим примеры применения этих правил ( Слайды № 13-14)


Небольшое выступление об истории десятичных дробей подготовила ______, ей слово (Слайд №15)

Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики


4.Физкульминутка (Слайд №16)

  • Вы, наверное, устали?

  • Ну, тогда все дружно встали.

  • Мальчики потопали,

  • Девочки похлопали.

  • Вместе дружно повертелись

  • И за парты все уселись.

  • Глазки крепко закрываем

  • Дружно до 5 считаем.

  • Открываем, поморгаем

  • И работать продолжаем.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 5.1 Работают с учебником: решают упражнения №1213, 1214. (Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило).


5.2 Решение второй задачи (про Винни-Пуха) (у доски с объяснением) Решение: 1) 3,7 +0,3 = 4 (кг) меда съел Винни-Пух во 2-ой день 2) 3,7+ 4= 7,7 (кг) меда съел Винни-Пух за два дня. Ответ: 7,7 кг. (Слайд №17)


5.3 Игра «Лови ошибку». (Слайд №18) . В каком пункте при сложении допущена ошибка? - Кто же это мог наделать столько ошибок? Конечно, Незнайка. а) 3,7 -1,2 = 2,5 в) 7,34 +10,1 = 17,35 (17,44) б) 5,02 + 1,2 = 6,22 г) 5,6 + 7,4 = 13 -Запишите примеры, решённые Незнайкой неправильно, и исправьте ошибки. Проверка. - Поставьте отметку в оценочный лист.


5.4 Самостоятельная работа: выполните сложение и вычитание десятичных дробей столбиком: (Слайды №19-20) .

1 вариант 2 вариант

а) 5,23 + 6,1 а) 4,98 + 5,987

б) 6,098 – 4,09 б) 5,0987 – 0,05

в) 6,023 + 6,3487 в) 56,98 – 4,004

г) 89,67 – 5,095 г) 56,98 + 4,1

д) 8,32 + 2,981 д) 0,049 – 0,00099 - Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 5 верных ответов – «5» 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3»

6. Этап включения в систему знаний и повторения

- А сейчас давайте обобщим наши знания о десятичных дробях. Для этого составим кластер. (Слайды №21-22) .

- Расскажите, как выполняется сложение десятичных дробей? - Как выполняется вычитание десятичных дробей?

7. Информация о домашнем задании . (Слайд №23) 1). Уч. п.32, № 1255, 1256(1 столбик)

2). Составить задачу про любимых сказочных героев на сложение и вычитание десятичных дробей


8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (Слайды №24-25) . Какую цель ставили перед собой на уроке? ( вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться его применять.) - Смогли ли ее достичь? - Выберите предложение, которое вам больше всего подходит и поднимите сигнальную карточку того цвета, которым написано это предложение.

Урок полезен, всё понятно. (зелёная)

Ещё придётся потрудиться. (голубая)

Да, трудно всё-таки учиться! (красная)

Выставление оценок: Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно «ПЯТЬ».

(Дети выставляют итоговую отметку в оценочные листы)

- Спасибо за урок! (Слайд №26)

Приложение

Оценочный лист

Виды заданий

Фамилия

и имя

Сравнение чисел

Уравнивание знаков после запятой

«Лови ошибку»

Самостоятельная работа

Общая оценка


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!