ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Малыхина В.В. – учитель математики МБОУ
«Косиновская ООШ»
Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Цель: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.
Задачи:
образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, учить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, устную речь; интерес к математике;
воспитательные : воспитывать умение слушать другого, уважение к
мнению одноклассников, самостоятельность.
Планируемые образовательные результаты
предметные: складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
метапредметные:
ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.
личностные:
проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа; работа в парах.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ресурсы:
Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Структура и ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.
Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания - Эпиграф к уроку я взяла следующий: Учиться можно весело…Чтобы
переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом.
Франс А.
- А пройдёт наш урок под девизом: Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно! - Откройте тетради, запишите число. ( Слайд №2, 3) 2.Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности - В какой большой теме мы сейчас с вами начали работать? (Десятичные дроби.) - Что мы умеем делать с десятичными дробями? (Записывать, читать, сравнивать.) . (Слайд №4) 2.1. Прочитайте дроби (Слайд №5) 4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51. Задания: - Что можно выделить у каждой десятичной дроби? ( целую часть, дробную часть). - Назовите: - целую часть, дробную часть - числа в порядке возрастания, убывания
2. (Слайд №6) Я приготовила несколько заданий на сравнение десятичных дробей и записала несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак «больше» или «меньше», но каким-то образом некоторые цифры стерлись.
Вот что получилось: а)5,3** и 5,7**; б)**,778 и *,9*; в)0,764 и 0,763**; г)**,* и *,***; - Сравните числа.
- Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 4 верных ответа – «5» 3 верных ответа – «4», 2 верных ответа – «3»
3. (Слайд №7-8) Уравняйте количество знаков после запятой а) 3,5 и 2,67; в) 4 и 12, 345 б) 8,37 и 4, 259 г) 15, 63 и 8,1 - Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 4 верных ответа – «5» 3 верных ответа – «4», 2 верных ответа – «3»
4. (Слайд №9) Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет?
4.1 - Ослик Иа за три дня съел 3 кг яблок. Сколько яблок съедал он ежедневно? Сколько это граммов? (Ответ:¾ кг= 750г )
4.2 - В первый день Винни-Пух съел 3,7 кг меда, во второй день на 0,3 кг больше, чем в первый. Сколько меда съел Винни-Пух за два дня?
- Почему возникли затруднения? (Не умеем складывать десятичные дроби)
- Так что нам нужно еще узнать, чтобы решить вторую задачу? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).
- Значит тема нашего урока…( «Сложение и вычитание десятичных дробей».) (Слайд 10)
- Вот об этом мы сегодня и поговорим. Записали тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
-Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться?
(Цель урока: открыть для себя правило, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные второй.) (Слайд 11)
3. Построение проекта выхода из затруднения. (Слайд 12)
Самостоятельная работа по статье учебника (стр.221)
А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей Для этого мы разделимся на группы. Вы получите блоки алгоритма, проанализируете их и расположите на столе в том порядке в каком считаете правильным, а затем сравните его с данным на слайде и в учебнике.
Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:
- уравнять в слагаемых количество цифр после запятой;
- написать слагаемые друг под другом так. чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;
-сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа ; - поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.
Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:
-уравнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой;
-записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого4
-произвести вычитание так, как вычитают натуральные числа;
-поставить в полученной разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом;
-Проверьте себя: правильно ли вы его составили.
Рассмотрим примеры применения этих правил ( Слайды № 13-14)
Небольшое выступление об истории десятичных дробей подготовила ______, ей слово (Слайд №15)
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд. Работающий в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал Аль – Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики
4.Физкульминутка (Слайд №16)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 5.1 Работают с учебником: решают упражнения №1213, 1214. (Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило).
5.2 Решение второй задачи (про Винни-Пуха) (у доски с объяснением) Решение: 1) 3,7 +0,3 = 4 (кг) меда съел Винни-Пух во 2-ой день 2) 3,7+ 4= 7,7 (кг) меда съел Винни-Пух за два дня. Ответ: 7,7 кг. (Слайд №17)
5.3 Игра «Лови ошибку». (Слайд №18) . В каком пункте при сложении допущена ошибка? - Кто же это мог наделать столько ошибок? Конечно, Незнайка. а) 3,7 -1,2 = 2,5 в) 7,34 +10,1 = 17,35 (17,44) б) 5,02 + 1,2 = 6,22 г) 5,6 + 7,4 = 13 -Запишите примеры, решённые Незнайкой неправильно, и исправьте ошибки. Проверка. - Поставьте отметку в оценочный лист.
5.4 Самостоятельная работа: выполните сложение и вычитание десятичных дробей столбиком: (Слайды №19-20) .
1 вариант 2 вариант
а) 5,23 + 6,1 а) 4,98 + 5,987
б) 6,098 – 4,09 б) 5,0987 – 0,05
в) 6,023 + 6,3487 в) 56,98 – 4,004
г) 89,67 – 5,095 г) 56,98 + 4,1
д) 8,32 + 2,981 д) 0,049 – 0,00099 - Возьмите оценочный лист, оцените свою работу и поставьте отметку: (Приложение ) 5 верных ответов – «5» 4 верных ответа – «4», 3 верных ответа – «3»
6. Этап включения в систему знаний и повторения
- А сейчас давайте обобщим наши знания о десятичных дробях. Для этого составим кластер. (Слайды №21-22) .
- Расскажите, как выполняется сложение десятичных дробей? - Как выполняется вычитание десятичных дробей?
7. Информация о домашнем задании . (Слайд №23) 1). Уч. п.32, № 1255, 1256(1 столбик)
2). Составить задачу про любимых сказочных героев на сложение и вычитание десятичных дробей
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (Слайды №24-25) . Какую цель ставили перед собой на уроке? ( вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться его применять.) - Смогли ли ее достичь? - Выберите предложение, которое вам больше всего подходит и поднимите сигнальную карточку того цвета, которым написано это предложение.
Урок полезен, всё понятно. (зелёная)
Ещё придётся потрудиться. (голубая)
Да, трудно всё-таки учиться! (красная)
Выставление оценок: Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно «ПЯТЬ».
(Дети выставляют итоговую отметку в оценочные листы)
- Спасибо за урок! (Слайд №26)
Приложение
Оценочный лист
Виды заданий Фамилия и имя | Сравнение чисел | Уравнивание знаков после запятой | «Лови ошибку» | Самостоятельная работа | Общая оценка |
| | | | | |