СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое текст-описание?».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка  во 2 классе «Что такое текст-описание?».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое текст-описание?».»

Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 95-96)

Тема урока: «Что такое текст-описание?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о тексте-описании, формирования стилистических и синтаксических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе (животным, растения); формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.





Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: умение определять и составлять текст-описание, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина.



Ход урока

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к учебной деятельности.

У: - Ребята, начинаем урок русского языка.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу? Поднимите руки.

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение? Поднимите руки.

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

Минутка чистописания

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сколько строк нужно отступить от прошлой работы?

О: - 2 строки.

У: - Верно, записывайте.

У: - Отгадайте загадку.

Черепаха понимает, 
Что домой не опоздает. 
При луне, как при свече, 
Подползает к букве...

О: - «ч».

У: - Какую букву вы будете прописывать сегодня?

О: - Мы будем прописывать букву «ч».

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «ч».

У: - Отгадайте следующие загадки для того, чтобы узнать, в сочетании с какими буквами вы будете прописывать букву «ч».

Кошка, миленькая кошка, 
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву... (к)

«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только опустить! (н)

У: - В сочетании с какими буквами вы будете прописывать букву «ч»?

О: - «чк», «чн».

У: - С какой целью выбрали эти сочетания?

О: - Эти сочетания пишутся без мягкого знака.

У: - Верно. Назовите слова, в которых есть эти сочетания. Запишите два слова.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - На слайде вы видите набор букв. Вам надо выбрать среди них выбрать те, которые не перевёрнуты, и собрать из них слово.

У: - Какое слово у вас получилось?

О: - Текст.

У: - Что такое текст?

О: - Текст – это два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.

У: - Можно ли назвать предложения на слайде текстом? Если да, то почему?

1) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

О: - Да, предложения в обоих текстах связаны по смыслу.

У: - Что общего у этих текстов?

О: - Они о тиграх.

У: - Какая часть речи играет ведущую роль в первом тексте?

О: - Глагол.

У: - Как будет называться данный вид текста?

О: - Текст-повествование.

У: - Какая часть речи играет ведущую роль во втором тексте?

О: - Имя прилагательное.

У: - Назовите имена прилагательные из второго текста.

О: - Красивые, сильные, полосатая, яркая, упругие, белые.

У: - Благодаря этим словам вы смогли представить себе тигров?

О: - Да.

У: - В чём помогают нам имена прилагательные?

О: - В описании.

У: - Значит, как можно назвать второй текст? К какому виду можно отнести второй текст?

О: - Текст-описание.

У: - Верно! Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом-описанием. Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

О: - Познакомимся с текстом-описанием. Узнаем, чем отличается текст-описание от других видов текстов. Будем учиться определять и составлять текст-описание.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: - Прочитайте текст. Попробуйте определить тему и основную мысль текста.

Подснежник. Первый весенний цветок. Чистый, свежий, пахнущий весной, он появился на проталинке. Его чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался хрупким и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из мёрзлой земли. Настоящий герой.

У: - Какова тема этого текста? О чём говорится в тексте?

О: - Тема – о подснежнике.

У: - Какова основная мысль текста? О чём хотел сказать автор?

О: - Основная мысль – подснежник – настоящий герой.

У: - Как вы думаете, зачем автор создал этот текст – чтобы рассказать интересную историю или описать то, что он увидел?

О: - Описать то, что он увидел.

У: - Очень часто в жизни нам приходится описывать предметы, людей, животных, растения, явления природы и многое другое. Целью описания является, как  можно точно описать данный объект.  Как это сделать?

О: - С помощью текста-описания.

У: - Откройте учебник на странице 96 и прочитайте определение в рамке про себя, вслух.

У: - Что называется текстом-описанием?

О: - Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.

У: - Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

О: - К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

У: - Какой вопрос можно задать к тексту о подснежнике?

О: - Какой?

Работа с учебником

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 95, упражнение 163.

  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).

  3. Как вы поняли задания?

  4. Выполните задание устно.

  5. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).

  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).

  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Откройте учебник на странице 95 и найдите упражнение 163.

У: - Один ученик прочитает стихотворение. Остальные внимательно слушают четверостишье и пробуют представить то, о чём в нём говорится.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!..

Константин Бальмонт

У: - Прочитайте первое задание к упражнению. Итак, скажите, какой вы представили снежинку?

О: - Светлой, пушистой, белой.

У: - Какие слова вам в этом помогли?

О: - Прилагательные.

У: - Прочитайте четверостишье про себя несколько раз и закройте учебники. Запишите его по памяти.

У: - Поменяетесь с соседом по парте тетрадями и проверьте написанное по учебнику.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 95 найдите упражнение 164. Читаем текст упражнения.

Выполнение упражнения по алгоритму.

У: - Прочитайте первое задание к упражнению. О ком говорится в тексте?

О: - О грачах.

У: - Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей.

О: - Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.

У: - В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам? Прочитайте его.

О: - Как они хороши!

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?

О: - Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми.

У: - Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что надо сделать?

О: - Списать, подчеркнуть в первом предложении грамматическую основу.

У: - Хорошо. Один ученик выходит к доске, списывает первое предложение и подчеркивает грамматическую основу.

О: - Это предложение, так как здесь выражено законченная мысль (о ком?) о грачах. Грачи (кто?) – это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено существительным. От подлежащего задаю вопрос к сказуемому. Грачи (что делают?) разгуливают. Сказуемое подчеркиваю двумя чертами, выражено глаголом.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

У: - Выполняем упражнение 165. Читаем текст упражнения.

Выполнением упражнение по алгоритму.

У: - Из какой сказки этот отрывок?

О: - «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен.

У: - Прочитайте первое задание к тексту. Итак, определите тему текста.

О: - Описание человечка.

У: - Какой вопрос можно задать к тексту?

О: - Какой был человечек?

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Что нужно сделать?

О: - Найти в тексте имена прилагательные и сказать, с какой целью их употребляет автор.

У: - Перечислите имена прилагательные из текста.

О: - Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, золотая, блестящие.

У: - С какой целью их употребляет автор?

О: - Описание человечка.

У: - Прочитайте третье задание к этому упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Выписать из текста имена прилагательные. Опираясь на выписанные слова, пересказать текст.

У: - Записывайте слова с красной строки через запятую.

У: - Проверяем выписанные слова. Прочитайте то, что у вас получилось и сравните свои работы со слайдом. В зависимости от количества ошибок, оцените себя.

0-1 ошибка – зелёный кружок

2-3 ошибки – жёлтый кружок

более 4 ошибок – красный кружок

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

Работа в паре

У: - Каждый ряд получит свою предметную иллюстрацию. Каждая пара составляет предложение по своему пункту плана. Читайте получившийся текст перед классом, не называя изображённый предмет, остальные должны отгадать.

План

1. Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто туловище).

2. Особенности животного (где живет, чем питается, что любит делать).

3. Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: - С чем вы сегодня познакомились на уроке?

О: - С текстом-описанием.

У: - Чему учились?

О: - Определять и составлять текст-описание.

У: - С помощью каких слов можно составить текст-описание?

О: - Имён прилагательных.

У: - На какие вопросы отвечает текст-описание?

О: - Какой? Какая? Какое? Какие?

У: - Возьмите три цветных карандаша (зелёный, жёлтый, красный).

У: - Если материал урока был для вас понятен, полезен, интересен, то покажите зелёный карандаш. Не понятен, бесполезен, скучен – красный.

У: - Если вы считаете, что на уроке работали активно, то показывайте зелёный карандаш. Не достаточно активно - жёлтый. Не активно – красный.

У: - Если вы остались довольны свой работой на уроке, то показывайте зелёный карандаш. Не доволен своей работой – красный.

У: - Если ваше настроение за урок стало лучше, то покажите зелёный карандаш. Стало хуже – красный. Ничего не изменилось – жёлтый.

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!