СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Словари"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Содержательная:

- Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах).

Деятельностная:

- Совершенствовать навыки работы со словарями.

- Воспитывать интерес к книге, к слову.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Словари"»





Сценарий урока, посвященного

словарям.






Учитель русского языка и литературы

Маричева Вера Васильевна















Тип урока: урок развивающего контроля.


Цели урока:

Содержательная:

- Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах).

Деятельностная:

- Совершенствовать навыки работы со словарями.

- Воспитывать интерес к книге, к слову.


Оборудование:

- словари, выставка «Наши творческие работы», рисунки учащихся, компьютер, карточки, учебник - Русский язык, под редакцией Львовой, тесты 5-7 классы.

Сценарий урока:

  1. Оргмомент

(посмотрели друг на друга, улыбнулись, пожелали хороших и отличных оценок и сели, сначала девочки, затем тихо мальчики).

  1. Повторение.

Игра «Дежурная буква». В течение двух минут вы записываете слова на букву эр.

Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

Россия, Русь, Рим, рубашка, рябина, рог, рыба, рубильник, роскошь, ряска, ром, ракита, русалка, романтика…..

Побеждает…………………..

Название всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: « Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».

А теперь ответьте на мои вопросы:

1. Какие словари русского языка вам известны?


2. К каким словарям мы обращаемся чаще всего?


3. В каких случаях словари приходят вам в помощь?

III. Урок развивающего контроля.

Сейчас перед вами выступят « словари» и расскажут о начале своего рабочего дня, а вы определите, какой перед вами словарь.

Фразеологический словарь.

« Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет ,чай и какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром»

Толковый словарь.

«В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарии Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь свою эрудицию, чтоб растолковать:

Слалом - это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами.

Биатлон - зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы.

Фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

Словарь синонимов.

« Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, шевелить мозгами, работать головой»

Конкурс рисунков.

Ребята, перед вами выставка рисунков обложек словарей. Определите победителя.

Ученица.

Работа «словарей» с классом.

Я – словарь иностранных слов. Я имею тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены! Я одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача - не только перечислить иноязычные слова, но и определить , из какого языка они пришли в русский

Записать из словарей лексическое значение слов.

Пенсне – (фр.), очки без заушных дужек.

Цилиндр – (анг.), англоязычное слово , здесь высокая твёрдая мужская шляпа с небольшими твёрдыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Жабо – (фр.), пышная отделка на груди в виде оборки из кружев или лёгкой ткани.

Бриджи – (анг.), брюки, плотно схватывающие икры ног до колен, их носят обычно с высокими сапогами.

Задание: в предложениях замените словосочетание одним словом.

  1. Торжественный смотр физкультурников состоялся на Красной площади. ( Парад) – фр.

  2. Старший брат получит документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат) – лат.

  3. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир) – фр.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри - это три,

Руки в сторону пошире

Развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором даются тысячи фразеологизмов русского языка, то есть выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.

Задание 1: Используя фразеологизм, ответьте письменно на вопрос: как говорят о…

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит)

- чувстве большой неловкости , стыда? ( Готов сквозь землю провалиться).

- человеке, который пришел не вовремя? ( Нелёгкая принесла)

- о том, кто ( что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком – то отношении? ( В подмётки не годится).

Задание 2: Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

  1. Усердно трудиться – изо всех сил.

  2. Показать себя с лучшей стороны – не ударить в грязь лицом.

  3. Кот наплакал – с гулькин нос.

  4. Во всю прыть – сломя голову.

  5. Во всю прыть – сломя голову.

  6. Со всех ног- раз- два и готово.

Задание 3: ( По рядам) назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела ( голова, глаза, ноги).

Голова (1-й ряд) – человек с головой, морочить голову. Вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую.

Нос (2-й ряд) – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, не показывать носа.

Глаза (3-й ряд) – мозолить глаза, хлопать газами, пускать пыль в глаза, как бельмо на глазу, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи.

Ноги (на доске) – уносит ноги, вставать с левой ноги , падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять, одна нога здесь – другая там.


Я – словарь толковый: впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль.

  1. Этап включения новых знаний.

Рассказ о В.И. Дале (сообщение ученика).

Вы скажите: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели, но есть и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните задания.


Задание 1

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

  1. Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь , посидишь (предмет мебели).

  2. Анна Ивановна работает в адресном столе ( отделение в официальном учреждении).

  3. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол (переносное значение, пища, питание).

Задание 2

Определите, какие значения имеет слово голова.

- Колхоз продал государству сто голов скота (единица счёта скота).

- Он в неравном бою сложил свою голову (часть тела человека)

- Вдали показалась голова пехотной колонны ( передовой отряд, передовая часть).

Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал . А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил писатель Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить, и так далее.

  1. Этап самостоятельной индивидуальной работы с проверкой по эталону.

Задание 1. (1 ученик)

прилежный ученик

старательный,

исправный,

усердный,

исполнительный,

рьяный,

ревностный,

истовый.

ленивый ученик

неаккуратный,

нерадивый,

небрежный,

неряшливый,

невнимательный,

недобросовестный,

празднолюбивый.

Задание 2. (2 ученик)

К слову победить в моем словаре дают 14 синонимов. А сколько запишите вы?

(Победить, выиграть, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, осилить, побить, сразить, сломить, перебороть, повергнуть, разбить на голову, положить на обе лопатки, обратить в бегство, нокаутировать.)


  1. Рефлексия.

И в конце урока мы проведём тест по проверке ваших знаний по теме :

«Лексика»

Тест 1.

Выберите слово, лексическое значение которого – состояние.

1.Бесконечность.

2. Усталость.

3.Словесность.

Тест 2.

Выберите слово, лексическое значение которого – действие, процесс.

  1. Растение.

  2. Стремление.

Тест 3.

Если слова могут объединяться в тематические группы, называя круг близкие явлений, предметов, действий, то такое слово « лишнее»?

Тест 4.

Одинаково ли лексическое значение слова дом в следующих парах предложений?

  1. Мне жалко, что теперь зима и комаров не слышно в доме .(О.Мандельштам). – Наши семьи дружат домами.

  2. Вот моя деревня, вот мой дом родной (И. Суриков). - ….И вдруг перед собой с холма господский видим дом (А. Пушкин).

А. Да.

Б. Нет.

Тест 5.

Определите слово, имеющее омоним.

  1. Стекло

  2. Стена.

Тест 6.

Отметьте синонимы, которые, принадлежат разным стилям речи.

  1. Блестеть, сиять, светить.

  2. Печаль, кручина.

  3. Давно, когда -то, некогда.

Тест 7.

Кто может « лаять, тявкать, скулить, завывать»?

  1. Пес.

  2. Ветер.

Тест 8.

Сколько слов в предложении имеют переносное значение?

Перо его местию дышит….(А. С. Пушкин)

  1. Перо

  2. Перо дышит.

Тест 9.

Найдите книжное слово.

  1. Каморка.

  2. Комнатка

  3. Обитель.

Тест 10.

Найдите разговорное слово.

1.Скупиться.

2.Жадничать.

Тест 11.

Допишите пропущенный антоним.

Ты богат , я очень….?

Ты прозаик, я поэт. ( А. Пушкин).

1.Важен

2.Беден

Тест 12.

Какие слова использованы в предложении?

Это была не просто тишина, а безмолвие окружающей природы.

  1. Синонимы

  2. Антонимы.

Тест 13.

Определите значения фразеологизма.

Через каждые полчаса на судах отбивали склянки, оглашая море разнотонным перезвоном колокола (А. Новиков – Прибой).

  1. Обозначить время (полчаса)

  2. Выбросить ненужный предмет.

Тест 14.

Сколько в предложении ненужных слов?

В семидесятых годах 19 века в Москве не было ни конок, ни трамваев, ни пролеток – ездили в линейках и в кабриолетах.

1. Три

2. Четыре.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

2

3

1

2

1

2

3

2

2

1

1

2






Литература:

  1. Букчина Б.З., Сазонова И.К. Орфографический словарь русского языка.

  2. Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение . Употребление. Культурологический комментарий.

  1. Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь.

  2. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка.

  3. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.

  4. Д.Э Розенталь. Словарь ударений..

  5. В.Я. Булохов . Словарь ошибочных написаний школьников.

  6. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение.– М.: «АСТ – ПРЕСС».

  7. С.И. Ожегов. Словарь русского языка.

  8. Интернет – ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!