СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока русского языка в 4 классе. По теме: «Предложение как единица речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок путешествие в страну "Здоровья"

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока русского языка в 4 классе. По теме: «Предложение как единица речи»»

Всероссийский конкурс

«Учитель здоровья России – 2014»







План - конспект

урока русского языка в 4 классе.

По теме:

«Предложение как единица речи»









Учитель начальных классов

МКОУ «Новомехельтинская СОШ»

Новолакского района

Республика Дагестан

Магомедова СайгибатАлиевна.

Тема:«Предложение как единица речи»

Цели урока:

1. Систематизировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

2. Воспитывать в детях стремление вести здоровый образ жизни.

Задачи урока:

1. Развивать активную познавательную деятельность учащихся, их творческие способности, интерес к русскому языку через материал о здоровом образе жизни, через игру.

2.Развивать воображение, память, внимание, умение принимать правильные решения, отстаивать свою точку зрения

Оборудование:

Компьютер, экран, презентация по теме: «Предложение как единица речи», карта путешествия, заготовки на каждую парту «Атлас- путеводитель», светофор.

Форма урока:

Урок – путешествие в страну Здоровья.

Содержание учебного материала:

1.Тема урока.

2.Цели урока.

3.Задачи урока.

4.Оборудование.

5.Форма урока.

6.Здоровьесберегающие технологии.

7.Использованная литература.

9. Ход урока.

Здоровьесберегающие технологии урока:

Эмоциональный настрой в начале урока, медитация, массирование ушных раковин, беседа о здоровье, дыхательная медитация, танцевальная физкультминутка, зарядка для глаз, беседа о здоровье, режиме дня, о полезности спорта, работа в группах, пальчиковая гимнастика.

Использованная литература:

1.Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. «Руководство по гигиене и охране здоровья школьников».

2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы».

3.В.И. Ковалько. «Школа здоровья».

4. Ресурсы интернета.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1) Положительный эмоциональный настрой и мотивация.

Когда мы улыбаемся,

Мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся подарками судьбы.

Когда мы улыбаемся,

Мы само исцеляемся.

И силой наполняемся, дарующей успех!

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

(слайд № 2)

У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка.Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.

-Ну, что ж хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

(слайд № 3)

- Сегодня мы с вами отправимся в далёкое и интересное морское путешествие в страну Здоровья. С собой берём смелых, дружных, сообразительных и находчивых.



2) Сознательный настрой.

Чтобы путешествие было удачным, необходимо:

Быть внимательным, старательным.Правильно выполнять задания, и тогда нас ожидает успех!

2. Актуализация знаний.

1) Медитация.

Прикрыли глазки и мысленно сказали «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.

2) Массирование ушных раковин.

Возьмитесь руками, за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте её.

Я надеюсь у всех с собой багаж? А в виде чего ваш багаж? (багаж знаний)

(слайд № 4)

Вот на этом корабле мы отправляемся в плавание. Мы возьмём с собой карту, а чтобы кораблю не сойти с курса, мы возьмём Атлас- путеводитель и будем вести в нём записи.

К далёкому плаванию все готовы? Удобно усаживаемся на корабль и дружно берём в руки Атлас – путеводитель.

И первая запись которую мы сделаем это сегодняшнее число и классная работа.

(слайд № 5)

Посмотрите внимательно на упражнение №1 на первой странице Атласа – путеводителя. Прочитайте.От того как вы справитесь с заданием будет зависеть поплывет наш корабль или нет.

Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным.

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, горький напиток.

Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (парный согласный в корне).

Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки. (Самопроверка) (слайд № 6)

(слайд № 7)

(Учитель демонстрирует слайд с правильными ответами, дети проверяют, исправляют свои ошибки, проводят самооценку с помощью светофора).

Зелёный цвет - нет ошибок, жёлтый цвет – 1, 2 ошибки, красный – 3 ошибки и более.

Молодцы ребята! С заданием вы справились и мы можем продолжить наше путешествие.

3.Самоопределение к деятельности.

1) Имитация.

Возьмите в руки бинокли и посмотрите какой остров по курсу перед нами.

(Остров Режима дня)(слайд № 8)

Этот остров славится тем ,что его жители всегда соблюдают режим дня.

Как по вашему: Зачем нужно соблюдать режим дня?

Какая польза от режима дня?

Кто из вас соблюдает режим дня?

(слайд № 9)

Предлагаю вам сделать записи в Атлас – путеводитель.

- Составьте словосочетания о режиме дня.

-Составьте предложения из этих словосочетаний:повествовательное, побудительное и вопросительное предложение о режиме дня .

-Запишите предложения в Атлас – путеводитель. Упражнение №2.

-Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль).

- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предложений).



(слайд № 10)

Молодцы! Сегодня путешествуя по стране Здоровья мы будем обобщать наши знания по теме « Предложение как единица речи».

4.Работа по теме урока.

(слайд № 11)

И так дети наше путешествие продолжается и перед нами остров «Маяк художников». Жители этого острова очень творческие люди , да и ктомуже бережно относятся к своему здоровью и вам советуют того же . Потому что здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь человека интересной и счастливой.

- Как вы думаете чем они любят заниматься?

- Давайте и мы присоединимся к ним!

- Здесь нам предстоит нарисовать картину. А какую именно картину вы сейчас узнаете.

1)Дыхательная медитация +музыкальное сопровождение.

(слайд № 12)

Сядьте прямо, закройте глаза, за бортом плещут волны, кричат чайки, дует лёгкий ветерок, глубоко вдохните всей грудью и почувствуйте запах моря.

Послушайте стихотворение и постарайтесь нарисовать мысленно эту картину.

Рассвет.

Солнышко проснулось. Рассвет.

Розовеет небо вдалеке…

На ладошке неба

Звёзды тают,

Как зимой снежинки на руке.

- Откройте глаза, нам тепло и уютно.

- Что вы почувствовали, когда я читала эти строки?

- Нарисуйте словесную картину к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить?

- Какие слова употреблены в переносном значении?

С чем сравниваются небосвод, звёзды?

Откройте Атлас – путеводитель и посмотрите на упражнение №3.

- Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите. (Предложение – это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

- Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каждом предложении?

- Назовите в каждом предложении главные члены.

- Как выделяются границы предложения на письме? Прочитайте стихотворение несколько раз выразительно.

(слайд № 13)

- Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка).

5. Физкультминка. (слайд №14)

Продолжаем наше путешествие.

- Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева, справа, прямо.

- Опустите бинокли .

Что вы увидели на горизонте.

- Да дети это остров « Физминуток»

Давайте и мы присоединимся к жителям острова и проведём физминутку.

Танцевальная физминутка. (Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под весёлую детскую песенку)

Понравилось вам на острове «Физминуток»

6.Закрепление изученного материала.

(слайд№15)

Впереди нас ждет остров «Спортсменов». Жители этого острова соревнуются не только в спортивных конкурсах, но и в умении правильно составлять предложения из данных слов. Они предлагают нам с ними посоревноваться.Вы согласны?





( слайд № 16)

Откройте Атлас – путеводитель, найдите упражнение №4 и вы увидите группы слов. Я предлагаю вам разделиться на группы, составить и записать предложения из данных слов.

1) Золотая, наступает, осень.

2) В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.

3) На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.

4) Развесистый, роняет, на, дуб.

5) Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.

6)А, лесу, грибов, в, появилось, сколько.

(слайд № 17)

-Составляют ли предложения текст?

- Какой темой их можно объединить?

- Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.

(Запись предложений с комментированием).

(слайд № 18)

Пока мы составляли предложения, налетели тучи, закрыли солнышко. Как бы в море не было шторма. Видите, какие они тяжелые, уже капли начали падать.

- Давайте подуем, может тучи и улетят.

Выпрямите спину, расправьте плечи, приподнять голову. Губы плотно сжаты, носом набираем полную грудь воздуха, вдыхаем, через рот.

-Не получается их сдуть.

Дыхательная гимнастика.

- Нам понадобится помощь спортсменов. Но спортсмены согласны нам помочь если мы с вами примем участие ещё в одном соревновании. Мы должны записать стихотворение строфой, обозначая границы предложения.

-Как вы думаете, сумеете справиться с таким заданием?



(слайд № 19)

- Откройте Атлас – путеводитель. Найдите упражнение № 5.

Прочитайте.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова…

Г. Гранник.



Почему стихотворение вызвало у вас улыбку.

- Как обозначаются границы предложений в устной речи?

- Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.

Дождевые капли промочили атласы, границы предложений стёрлись, знаки препинания смыло водой. Нужно восстановить и записать текст: найти границы предложений, расставить знаки препинания.

(слайд № 20)

Но для начала давайте помассируем, разомнем наши пальчики, подготовим их для письма.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик большачок,

А все вместе – кулачок.

- Пальчики размяли, теперь поработаем в Атласе – путеводителе.

(слайд № 21)

В реке там рыба.

На бугре мычит корова.

В конуре собака лает.

На заборе поёт синичка.

В коридоре играют дети.

На стене висит картина.

На окне узоры инея.

В печурке горят дрова…

Г. Гранник.

Самопроверка. Самооценка.

7.Рефлексия. Остров пословиц. (слайд № 22)

Наше путешествие продолжается и перед нами остров Пословиц.

Здесь нас приглашают поиграть в игру «Доскажи словечко».

(слайд № 23)

- Солнце, воздух и вода наши верные …(друзья).

- В здоровом теле здоровый… (дух).

- Кто спортом занимается, тот силы…(набирается).

- Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней…(зарядки).

- Чистота залог - …(здоровья).

- Здоровому -… (здорово).

Я думаю жители этого острова вами довольны.

Мне бы хотелось узнать, кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

Что вам больше всего запомнилось?

Все ли у вас получилось?

В чём было затруднение?

8. Итог урока. (слайд № 24)

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в класс. Чтобы сойти с корабля, нужно ответить на вопросы.

-Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

- Какую языковую единицу можно назвать предложением?

- Как отличить предложение от группы слов, от словосочетания.

- Как обозначаются границы предложений в устной и письменной речи?

- Какие бывают предложения по цели высказывании и по интонации?

(слайд № 25)

А вот и трап по которой мы спустимся. Вот мы и в классе.

Хочется увидеть ваше настроение. Какое оно?

(слайд № 26)

А на последок я вам скажу.

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И запомни , ведь здоровье

В магазине не купить!

9. Домашнее задание. (слайд № 27).

Написать сочинение на тему: « Если хочешь быть здоров»

(слайд № 28)

Спасибо за урок!

Желаю вам всем крепкого здоровья!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!