СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка по теме «Повторение. Фонетика и состав слова. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Повторение. Фонетика и состав слова. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения» УМК «Начальная школа 21 века»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка по теме «Повторение. Фонетика и состав слова. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения».»

План-конспект урока русского языка

УМК «Начальная школа 21 века»

Класс: 3 «А»

Тема: «Повторение. Фонетика и состав слова. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения».

Дата проведения урока: 13.03.2017

Тип урока: урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Форма урока: комбинированный урок

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по повторению фонетики и состава слова, правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.

Задачи: Содействовать совершенствованию навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений в  единственном числе; развиватию орфографической зоркости; исследованию практических ситуаций, выдвигая предположения, и понимая необходимость их проверки на практике; применению знания в нетрадиционных обстоятельствах; самостоятельно и в группе выполнять различные задания; воспитанию коммуникативных  качеств  учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: понимание причин успеха в учебе; оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной деятельности.

Способствовать формированию метапредметных УУД:

Регулятивных: учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения; применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательных: объяснять значение слова, используя приём развёрнутого толкования слов; определять последовательность записи слов в соответствии с графическими моделями состава слова; устанавливать основание для объединения слов в группу, определять слова, не удовлетворяющие данному основанию; проводить фонетический анализ слова; находить в тексте слово по словесному описанию, включающему несколько признаков; подбирать слова к графическим моделям состава слова.

Коммуникативных: договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Оборудование: учебник «Русский язык» (С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М. И. Кузнецова) 3 класс 2 часть, записи на доске.

Ход урока

Этап урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы и приёмы

1

Организационный момент

1-2

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и посадку учащихся:

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Приветствуют учителя, проверяют готовность, работают с плакатом «Сижу правильно»

Работа с плакатом «Сижу правильно»

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся

2-3

Организует коллективную проверку домашнего задания:

- Ребята, кто мне скажет, что вам был задано надом?

- Что нужно было сделать?

- Какие знания вам были необходимы для выполнения этого задания?

- Прочитайте, какие слова вы выписали.

- У кого другие слова. Почему?

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правила, которые помогали им при выполнении домашнего задания. Зачитывают выписанные слова. Доказывают свою точку зрения.

Фронтальная беседа


Фронтальный опрос


Приём проверки домашнего задания

3

Каллиграфическая минутка

3-5

Организует каллиграфическую работу:

- Вот мы размяли свои пальчики для того, чтобы красиво написать.

- Предлагаю вам вспомнить правила красивого письма:

Правила красивого письма:

1. Все буквы должны быть одинаковой высоты.

2. Все буквы должны быть одинаковой ширины.

3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз.

4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми.

5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми.

6. Все линии при письме должны быть параллельными.

7. Прямые линии при письме должны быть ровными.

- Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

1.Регулирует процесс выполнения.

- На доске написаны строки:

л м ц щ ь ы

О С З Х Е Э Я

- Какие элементы повторяются несколько раз?

- Чем отличается написание буквы О и С, З и Х, Е и Э?

-Запишите данные буквы. Определите закономерности в чередовании данных букв и заполните строку в тетради, не забывая об этой закономерности.

2.Предлагает оценить свою работу следующим образом:

1-3 ошибки – высокий уровень выполнения работы;

4-5 ошибок – средний уровень;

Более 5 ошибок – низкий уровень. Предлагает отметить уровень на шкале самооценки.

1.Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы;

2.Самооценка по установленным критериям

Фронтальная беседа


Обсуждение особенностей прописываемых букв


Работа со шкалой самооценки


Работа в тетради




Приём демонстрации



Работа по образцу





Самооценка деятельности

4

Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3-5

1. Предлагает взглянуть на слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет:

-Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов?

-Можете вы сразу решить какую букву надо писать?

- Какие звуки слышим? Какие буквы напишем?

-Назовите часть слова, в которой была пропущена буква.

- Ориентируясь на задание, можете ли вы определить тему?

- Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке?

2. Организует игру “Бегущие минутки” с целью открытия второй темы занятия:

- За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!

Изменяемая часть слова … (окончание).

Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

Постоянный признак имён существительных… (род).

Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

- Согласны?

Отвечают на вопросы учителя



Приходят к выводу, что одной из тем будет «Повторение фонетики и состава слова»


Предполагают, какими будут задачи урока:

1. Вспомнить и закрепить знания о фонетике;

2. Сравнить буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции;

3. Обобщить знания о частях слова;

4. Развивать орфографическую зоркость, память и внимание.


Играют в игру, быстро отвечают на вопросы


Предполагают, что второй темой сегодняшнего урока будет «Повторение падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении».

Определяют задачи урока.

Фронтальная работа с классом








Фронтальная беседа





Приём игры











Приём формулировки темы, цели и задач урока



5

Актуализация знаний: с целью подготовки к контрольному уроку


3-5

Проводит параллель с ранее изученным материалом:

- Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете?

- Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо…

- Вспомните, как производится фонетический разбор слова: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф']

М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

О – [а] – гласный и безударный.

Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.

К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.

О – [о] – гласный и ударный.

В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный.

Ь ——

В слове 7 букв и 6 звуков. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.

- А теперь давайте вспомним словообразовательный разбор слова:

План сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го раз­бо­ра слова:

1. По­ста­вить слово в на­чаль­ную форму.

2. Опре­де­лить слово, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но. На­при­мер, об­нов­ле­ние – об­но­вить (а не новый).

3. Объ­яс­нить зна­че­ние ис­сле­ду­е­мо­го слова через зна­че­ние слова, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но (на­при­мер, слу­ша­тель – тот, кто слу­ша­ет).

4. Вы­де­лить ос­но­ву, от ко­то­рой об­ра­зо­ва­но ис­сле­ду­е­мое слово.

5. Ука­зать сред­ство сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

6. Ука­зать спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния.

Отвечают на вопросы учителя:

- Умение определять склонение, падеж

знание способов

- Способ 1:

1.Определить склонение.

2. По опорному слову определи окончание существительного

1 скл. Вода,земля

2 скл.Гвоздь,село

3 скл.Любовь

Способ 2:

По таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения.


Фронтальный опрос








Фронтальная беседа




6

Применение знаний и умений в новой ситуации

10-15

Организует самостоятельную работу учащихся:

1) - Ребята, на доске записано предложение:

Белка сушит сыроежки, лапкой с ветки рвет орешки.

Задание: прочитайте предложение. Запишите по памяти. Выполните фонетический анализ слова орешки по алгоритму.

2) - Выполните упражнение 1 на стр. 86 учебника,

Задание: запишите письменное объяснение значения слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, холодостойкий, теплолюбивый.

3) Выполните упражнения 4 (рабочая тетрадь).

Задание: выпишите в тетрадь слова, в которых пропущено окончание -и. Объясните свой выбор.

Проведите самооценку.

4) Игра «Кто быстрее».

Задание: подберите слова к схемам.

Учащиеся на листах по цепочке пишут слова к схемам. Побеждает тот ряд, который первым закончит и напишет как можно больше правильных слов.

Выполняют задания самостоятельно, при необходимости обращаются за помощью к учителю













Выполняют задания по рядам, соревнуясь друг с другом

Приём самостоятел. работы


Работа в тетради



Работа в тетради с учебником







Самостоятел. работа


Приём игры

7

Физминутка

1-2

Организует физкультминутку:

- Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали.
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»

Встают со своих мест и повторяют вслед за учителем

Работа по образцу


Приём демонстрации

8

Обобщение и систематизация знаний

5-7

Предлагает составить 2 небольших кластера на 2 темы «Фонетика и состав слова» и «Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»:

- Составьте 2 кластера по темам, которые мы сегодня повторяли. От названия темы проведите 3-5 стрелочек и напишите, что она в себя включает, на какие пункты её можно подразделить.

Составляют 2 кластера.

Приём самостоятельной работы

Работа в тетради


Приём обобщения и формулировки выводов

9

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

5-7

Предлагает обобщить всё изученное и повторённое приёмом «Три предложения»:

- Дети, наш урок подходит к концу, но нам необходимо обобщить всё то, что мы с вами выучили. Поэтому сейчас каждый по цепочке будет озвучивать по три предложения: 1- главная мысль о фонетике и составе слова; 2-главная мысль о правописании безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений, 3-то, что вам не понравилось делать больше всего.

Каждый учащийся по цепочке озвучивает по три предложения

Приём «Три предложения»


Фронтальная работа с классом


Приём обобщения и формулировки выводов

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1-2

Предлагает записать информацию о домашнем задании в дневники:

- Дома вы выполните задание 8 в тетради «Пишем грамотно» и сделаете фонетический разбор слова «белка» и словообразовательный разбор слова «мышеловка». Чтобы успешно справиться с ним, вам необходимо повторить все правила правописания безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений.

Записывают задание в дневники, внимательно слушают учителя.


11

Рефлексия (подведение итогов занятия)

2-3

Предлагает продолжить незаконченные предложения на слайде:

*Сегодня я узнал..

*Я научился…

*Теперь я умею…

Подводит итог работы класса и отдельных учащихся. Корректирует самооценку выполненную учащимся

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают свою работу на уроке.

Приём обобщения и формулировки выводов


Самооценка деятельности



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!