№ | Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы и приёмы |
1 | Организационный момент | 1-2 | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку и посадку учащихся: -Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность, работают с плакатом «Сижу правильно» | Работа с плакатом «Сижу правильно» |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся | 2-3 | Организует коллективную проверку домашнего задания: - Ребята, кто мне скажет, что вам был задано надом? - Что нужно было сделать? - Какие знания вам были необходимы для выполнения этого задания? - Прочитайте, какие слова вы выписали. - У кого другие слова. Почему? | Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правила, которые помогали им при выполнении домашнего задания. Зачитывают выписанные слова. Доказывают свою точку зрения. | Фронтальная беседа Фронтальный опрос Приём проверки домашнего задания |
3 | Каллиграфическая минутка | 3-5 | Организует каллиграфическую работу: - Вот мы размяли свои пальчики для того, чтобы красиво написать. - Предлагаю вам вспомнить правила красивого письма: Правила красивого письма: 1. Все буквы должны быть одинаковой высоты. 2. Все буквы должны быть одинаковой ширины. 3. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх и вниз. 4. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми. 5. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми. 6. Все линии при письме должны быть параллельными. 7. Прямые линии при письме должны быть ровными. - Сейчас красиво и аккуратно запишем число, классная работа. 1.Регулирует процесс выполнения. - На доске написаны строки: л м ц щ ь ы О С З Х Е Э Я - Какие элементы повторяются несколько раз? - Чем отличается написание буквы О и С, З и Х, Е и Э? -Запишите данные буквы. Определите закономерности в чередовании данных букв и заполните строку в тетради, не забывая об этой закономерности. 2.Предлагает оценить свою работу следующим образом: 1-3 ошибки – высокий уровень выполнения работы; 4-5 ошибок – средний уровень; Более 5 ошибок – низкий уровень. Предлагает отметить уровень на шкале самооценки. | 1.Выполняют задания учителя, отвечают на его вопросы; 2.Самооценка по установленным критериям | Фронтальная беседа Обсуждение особенностей прописываемых букв Работа со шкалой самооценки Работа в тетради Приём демонстрации Работа по образцу Самооценка деятельности |
4 | Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3-5 | 1. Предлагает взглянуть на слова: стар.сть, п.ход, н.винки, зав.рной, сам.лет: -Как вы думаете, каким может быть здание к данной группе слов? -Можете вы сразу решить какую букву надо писать? - Какие звуки слышим? Какие буквы напишем? -Назовите часть слова, в которой была пропущена буква. - Ориентируясь на задание, можете ли вы определить тему? - Для чего нам нужны знания о звуках и буквах русского языка, о составе слова? Какие задачи поставим перед собой сегодня на уроке? 2. Организует игру “Бегущие минутки” с целью открытия второй темы занятия: - За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! Изменяемая часть слова … (окончание). Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению). Постоянный признак имён существительных… (род). Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное). К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые). Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). - Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. - Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями. - Согласны? | Отвечают на вопросы учителя Приходят к выводу, что одной из тем будет «Повторение фонетики и состава слова» Предполагают, какими будут задачи урока: 1. Вспомнить и закрепить знания о фонетике; 2. Сравнить буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции; 3. Обобщить знания о частях слова; 4. Развивать орфографическую зоркость, память и внимание. Играют в игру, быстро отвечают на вопросы Предполагают, что второй темой сегодняшнего урока будет «Повторение падежных окончаний имен существительных в 1, 2 и 3 склонении». Определяют задачи урока. | Фронтальная работа с классом Фронтальная беседа Приём игры Приём формулировки темы, цели и задач урока |
5 | Актуализация знаний: с целью подготовки к контрольному уроку | 3-5 | Проводит параллель с ранее изученным материалом: - Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете? - Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо… - Вспомните, как производится фонетический разбор слова: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф'] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь —— В слове 7 букв и 6 звуков. о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в. - А теперь давайте вспомним словообразовательный разбор слова: План словообразовательного разбора слова: 1. Поставить слово в начальную форму. 2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). 3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает). 4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово. 5. Указать средство словообразования. 6. Указать способ словообразования. | Отвечают на вопросы учителя: - Умение определять склонение, падеж знание способов - Способ 1: 1.Определить склонение. 2. По опорному слову определи окончание существительного 1 скл. Вода,земля 2 скл.Гвоздь,село 3 скл.Любовь Способ 2: По таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения. | Фронтальный опрос Фронтальная беседа |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации | 10-15 | Организует самостоятельную работу учащихся: 1) - Ребята, на доске записано предложение: Белка сушит сыроежки, лапкой с ветки рвет орешки. Задание: прочитайте предложение. Запишите по памяти. Выполните фонетический анализ слова орешки по алгоритму. 2) - Выполните упражнение 1 на стр. 86 учебника, Задание: запишите письменное объяснение значения слов: светолюбивый, теневыносливый, влаголюбивый, холодостойкий, теплолюбивый. 3) Выполните упражнения 4 (рабочая тетрадь). Задание: выпишите в тетрадь слова, в которых пропущено окончание -и. Объясните свой выбор. Проведите самооценку. 4) Игра «Кто быстрее». Задание: подберите слова к схемам. Учащиеся на листах по цепочке пишут слова к схемам. Побеждает тот ряд, который первым закончит и напишет как можно больше правильных слов. | Выполняют задания самостоятельно, при необходимости обращаются за помощью к учителю Выполняют задания по рядам, соревнуясь друг с другом | Приём самостоятел. работы Работа в тетради Работа в тетради с учебником Самостоятел. работа Приём игры |
7 | Физминутка | 1-2 | Организует физкультминутку: - Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись. Выгибают спинки, Спинки-тростинки. Ножками затопали. Ручками захлопали. Постучим ладошкой По ручкам немножко. А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем. Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам. Хлопают ладошки Нас уже по ножкам. Погладили ладошки И ручки, и ножки. Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!» | Встают со своих мест и повторяют вслед за учителем | Работа по образцу Приём демонстрации |
8 | Обобщение и систематизация знаний | 5-7 | Предлагает составить 2 небольших кластера на 2 темы «Фонетика и состав слова» и «Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений»: - Составьте 2 кластера по темам, которые мы сегодня повторяли. От названия темы проведите 3-5 стрелочек и напишите, что она в себя включает, на какие пункты её можно подразделить. | Составляют 2 кластера. | Приём самостоятельной работы Работа в тетради Приём обобщения и формулировки выводов |
9 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 5-7 | Предлагает обобщить всё изученное и повторённое приёмом «Три предложения»: - Дети, наш урок подходит к концу, но нам необходимо обобщить всё то, что мы с вами выучили. Поэтому сейчас каждый по цепочке будет озвучивать по три предложения: 1- главная мысль о фонетике и составе слова; 2-главная мысль о правописании безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений, 3-то, что вам не понравилось делать больше всего. | Каждый учащийся по цепочке озвучивает по три предложения | Приём «Три предложения» Фронтальная работа с классом Приём обобщения и формулировки выводов |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1-2 | Предлагает записать информацию о домашнем задании в дневники: - Дома вы выполните задание 8 в тетради «Пишем грамотно» и сделаете фонетический разбор слова «белка» и словообразовательный разбор слова «мышеловка». Чтобы успешно справиться с ним, вам необходимо повторить все правила правописания безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений. | Записывают задание в дневники, внимательно слушают учителя. | |
11 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | 2-3 | Предлагает продолжить незаконченные предложения на слайде: *Сегодня я узнал.. *Я научился… *Теперь я умею… Подводит итог работы класса и отдельных учащихся. Корректирует самооценку выполненную учащимся | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Оценивают свою работу на уроке. | Приём обобщения и формулировки выводов Самооценка деятельности |