СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока русского языка. 9 класс Тема. Конспект воспринятого на слух научно-учебного текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка. 9 класс Тема. Конспект воспринятого на слух научно-учебного текста»

План-конспект урока русского языка. 9 класс

Тема. Конспект воспринятого на слух научно-учебного текста

Цели и задачи: углубить у учащихся знания о конспекте и его видах, выяснить особенности конспектирования воспринятого на слух научно-учебного текста; развивать умение, осмысливать основное содержание текста и воспроизводить услышанное на слух; научить использовать приобретенные знания в процессе работы с научно-учебным текстом; мотивировать на дальнейшее обучение и пользование конспектом; развивать память и логическое мышление; воспитывать высоко духовную и национально сознательную личность, ответственность.


Тип урока: урок развития коммуникативных умений (формирование коммуникативной компетенции).


Средства обучения: таблица "Виды конспектов", памятки "Необходимые умения для качественного конспектирования", "Как оформлять конспект воспринятого на слух научно-учебного текста" (их содержание - в конспекте урока).

Ход урока


I. Организационный этап.

II. Сообщения темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

III. Актуализация опорных понятий.


1. Беседа по вопросам.


– Какие виды записи вы знаете? (план, тезисы, выписки, конспект).


— Как правильно составлять тезисы?


— Приведите пример, когда воспринимаем информацию на слух. (Слушаем собеседника в процессе диалога, лекции, доклада, выступления, теле- и радиопередачи).


- Какая разница между конспектом и конспектированием? (Конспект – это краткая запись содержания определенного текста, конспектирование – это сложный процесс, в котором сочетается студирование или чтение по письму).


IV. Изучение нового материала.

1. Работа с таблицей "Виды конспектов".

Виды конспектов


Текстуальный - последовательное изложение основных мнений текста словами автора.

Свободный - последовательное изложение основных мнений текста своими словами.

Смешанный - сочетание текстуального и свободного.

Тематический - всесторонне освещен, раскрыт один вопрос.

Структурный - передача внутренней структуры текста.

- Какие виды конспектов вам известны?

— О каких новых видах конспектов вы узнали? (тематический и структурный).

2. Слово учителя.

Конспектирование научно-учебного текста позволяет кратко записать услышанное, применять его на практике. Можно не только применять услышанное, а также выражать наше отношение к нему, записывать собственные мысли. В конспекте отдельные фразы и даже слова, ключевые слова имеют большое значение, чем в подробном изложении. Важно создать условия для самостоятельной деятельности для наиболее эффективного оперативного осмысления и переработки значительного объема учебной литературы. Поэтому следует обратить внимание на специальные умения, формирование которых будет обеспечивать качественное конспектирование. Повторим необходимые умения, проработав памятку.

3. Коллективная работа.

Проработка памяток «Необходимые умения для качественного конспектирования» и «Как оформлять конспект воспринятого на слух научно-учебного текста».


ПАМЯТКА


«Необходимые умения для качественного конспектирования»


Уметь выделять главное.

Структурированный текст.

Отвергать второстепенные, несущественные факты.

Совершать сокращение текста.

Критически оценивать текст, делать выводы, обобщения.

Переформулировать мнения своими словами.

Оформлять конспект в соответствии с языковыми нормами.

Слово учителя.


- Обратите внимание на особенности конспектирования воспринятого на слух текста. Обработайте следующую памятку.


ПАМЯТКА


«Как оформлять конспект воспринятого на слух научно-учебного текста»


Паспортные данные текста (фамилия, инициалы автора, название текста).

Употребление сокращенных слов, аббревиатур, специальных обозначений.

Конспектирование текста своими словами в соответствии с языковыми нормами, фиксирование главной информации.

Примечание. Материалы конспекта – на правой странице тетради. Левая страница – для записи собственных мнений, комментариев, оценок.


V. Развитие познавательной активности учащихся в процессе выполнения практических задач.

1. Работа с текстами.

– Прослушайте тексты. Определите их стилистическую принадлежность, тему и основополагающее мысль.

Текст 1


Престиж языка


Престиж языка — это его авторитет в межнациональном и международном общении. Он зависит от многих факторов, доминирующим среди которых является информативность языка, то есть применение его как носителя новейшей и важнейшей информации.

Высокий престиж современного английского языка объясняется, в частности, тем, что сейчас более 75% научной продукции мира печатается на этом языке, то есть из каждой тысячи научных статей или книг 760 выходят на английском.

Престиж языка не находится в прямой зависимости от количества пользующихся им людей. Далеко не всегда престиж языка определяется милитарной силой его носителей. Иногда престиж языка носит не общий характер, а обеспечивается его функционированием в одной из сфер. Да, в музыке уже несколько веков самый высокий престиж в мире имеет итальянский язык.

Отлучение языка от функций, придающих ему престиж, например, от роли государственного языка, снижает его авторитет и уменьшает сопротивление проникновению в него иноязычных элементов.

Престиж речи – величина переменная. В истории известно немало случаев подъема и падения языков. Понятно, что это зависит не от самого языка, а от общества носителя языка, его места и роли в общечеловеческом прогрессе.

Есть два способа обеспечить статус престижности для своего языка. Первый – через всестороннее развитие общества на пути прогресса. Второй — путем притеснения других языков политическими, военными, экономическими средствами. Понятно, что второй путь может привести только к временному успеху.

Престиж речи приносит не только мораль неудовлетворения ее коренным носителям, но и немалую материальную выгоду. Да, экспорт английского языка ежегодно приносит шесть миллиардов чистого дохода. На долю Англии приходится два миллиарда, что представляет собой шестую статью ее национального дохода.

Заботиться о престиже языка своего народа — святая обязанность каждого из нас.

О престижности русского языка в прошлом свидетельствуют, например, такие факты: он использовался как государственный в Великом Литовском княжестве (этот «русский» язык был общим и для украинцев и белорусов); как актовый язык Молдавского княжества; дипломаты при дворе польских королей общались если не на латыни, то на русском (на украинском), на этом же языке бахчисарайские ханы переписывались с турецкими султанами.

О медленном, но неуклонном росте престижа русского языка в наши дни свидетельствует количество кафедр и центров русоведения, которые появляются во многих странах мира. Этот процесс будет набирать силу и с утверждением международного авторитета русского многонационального государства, развитием экономики, науки, культуры русского народа.


Текст 2


Влияние христианства


Дальновидные и многогранные последствия для всестороннего развития общественной жизни имело утверждение христианства на Руси. Уже в начале новой эры христианский монотеизм (т.е. вера в единого Бога) начал постепенно проникать в среду восточного славянства. Здесь он находил подходящий фундамент. Всей своей сущностью христианство было направлено против социальной несправедливости, угнетения и насилия. В то же время утверждало социальное равенство всех перед Богом, одинаковые права и обязанности. А главное – христианство утверждало полную свободу выбора и поведения.

Очень сильно отличалось христианство от взглядов варварского мира. Сумело оно сфокусироваться на внутреннем «я» личности. На первый план вышли отношения с самим собой, преодоление внутреннего произвола. Такое утверждение внутреннего противоречия человеческой природы явилось выдающимся достижением общественного мнения.

Значительную роль в утверждении нового понимания сущности человеческого бытия принимали в начале своего появления монастыри. Древнерусские отшельники, схимники своей жизнью демонстрировали торжество духа над телом. Они были примером для людей и воспитывали у них стремление хоть немного сформировать и сфокусировать неконтролируемые умом и совестью импульсы. Такой же цели служили и обрядовые службы.

Христианская философия стала базой для бессчетных сооружений. А это в свою очередь послужило залогом быстрого прогресса в творческой жизни. Начался расцвет древнерусской культуры.

В монастырских стенах сконцентрировались основные кадры ученых того времени, писателей, публицистов, художников, архитекторов и т. д. Студийный монастырский устав обязывал обители, библиотеки, скриптории, школы, иконописные мастерские, госпитали и другие заведения. Первое место среди монастырских центров на Руси принадлежало Киево-Печерскому монастырю. С ним связана деятельность плеяды выдающихся публицистов (Феодосий Печорский, Яков Мних), историков (Никон Печерский, игумен Иван, Нестор Летописец), художников (Алипий, Григорий), врачей (Агапит) и многих других. Так было, когда свв. Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, чтобы сделать Евангелие и богослужение доступными для славян. Переводы Священного Писания и литургических текстов стали мощным стимулом для развития культуры многих славянских народов. Среди русского монашества было немало последователей Кирилла и Мефодия. Так, в XIV в. епископ Стефан Пермский проповедовал на Северной Двине среди коми-зырян и создал для них азбуку, перевод Евангелия. В XV в. прпп. Сергий и Герман, основатели Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, просвещали карельские племена.

Важнейшим фактором в истории культуры ранней Руси было развитие письменности и распространение грамотности. Поэтому очень важно было появление книжности в середине IX века. В это время Русь начала создавать свою церковную литературу и положила начало летописанию.


2. Выполнение и проверка письменной работы.

VI. Итоги. Рефлексия.

VII. Домашнее задание и инструктаж для его выполнения.

Знать виды конспектов и уметь их составлять и различать.

Подготовить устное высказывание по текстам, проработанным на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!