СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока развития речи по русскому языку в 6 классе: «Очей очарованье» (подготовка материалов для сочинения-описания)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Очей очарованье" (подготовка материалов для сочинения-описания) разработан с соблюдением ФГОС на основе УМК "Русский язык" для 6 класса, авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич  

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока развития речи по русскому языку в 6 классе: «Очей очарованье» (подготовка материалов для сочинения-описания)»

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Очей очарованье» (подготовка материалов для сочинения-описания)

Тип урока: урок развития речи

Цель: подготовить материалы для написания сочинения-описания

Задачи урока

Образовательные: дать понятие средствам выразительности; познакомить учащихся с различными способами описания природы; формировать умение анализировать прочитанный текст, умение оценивать достоверность представленных вариантов ответов и умение делать выводы на основе прочитанного текста.

Развивающие: развивать читательскую культуру учащихся; развивать творческие способности, воображение учащихся; развивать образное мышление учащихся.

Воспитательные: прививать любовь и внимательное отношение к русскому языку, воспитывать познавательную активность, способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, коллективе.

Формы организации работы: фронтально-коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии:

· технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность

Оборудование: рабочие листы, презентация, проектор



МОТИВАЦИЯ

Учитель: Здравствуйте, ребята. В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Садитесь.

Слайд2. Я хочу предложить вам необычную загадку. Перед вами 3 картинки, которые объединяет что-то общее. Кто догадался?

- Это все природа.

Учитель: Верно, на уроке мы будем говорить о природе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

-Хорошо. А О КАКОМ ИМЕННО времени года мы будем вести речь, узнаем, выполнив небольшое задание. Перед вами предложение, но я так торопилась на урок, что слова запутались, давайте восстановим порядок слов и выполним синтаксический разбор этого предложения.

Ковер, пестрых,  листьев, из, землю, укрыл.

(Ковер из пестрых листьев укрыл землю) Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, простое.

Учитель: Верно. Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить, судя по предложению?

-Об осени.

Учитель: Ребята, какими способами можно передать настроение, эмоции, чувства? И что нам может в этом помочь?

- С помощью песни, стихов, картин.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Учитель: Правильно. Сегодня мы пойдем по беспредельному осеннему царству и возьмем в ПОПУТЧИКИ зоркий взгляд художника и образное слово поэта. Так как у нас с вами урок развития речи, я думаю, вы уже догадались, что станет итогом нашего урока? Что мы будем делать?

-описывать осеннюю природу.

Учитель: Вы правы, Осень – любимое время года А.С. Пушкина.В отрывке из романа «Евгений Онегин», А.С. говорит об осени следующее: «Унылая пора, очей очарованье..».

ТАК И НАЗОВЕМ ТЕМУ УРОКА: «ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ»

Так как мы в течение урока будем готовиться к созданию сочинения-описания, давайте подумаем, КАКУЮ ЦЕЛЬ мы перед собой поставим?

-посмотреть, как изображали природу художники и писатели, научиться самим описывать природу.

-Правильно, мы будем учиться описывать природу, рисовать словами пейзаж. А учиться мы будем у настоящих профессионалов. Давайте посмотрим, как изображают природу мастера кисти и слова. Ведь красоту окружающих нас вещей мы, обычные люди, часто не замечаем. А взгляд художника способен открыть ее и умело выразить. Что же помогает ему в этом?

Давайте подумаем, послушав стихотворение Марины Бородицкой.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Художник, смотрите, художник!
Пришёл и сидит на пеньке,
При нём голенастый треножник
И кисточка в правой руке.

За ним — гаражи и помойки,
А прямо — огромный закат,
Два стройных жирафа на стройке
Как чёрные тени стоят…

Художник, смотрите, художник!
Сидит посреди пустыря…
Зачем-то сорвал подорожник,
Задумался — видно, не зря!

И кто-то в квартире двухсотой
Соседу в окно помахал:
«У нас тут такие красоты —
Художники ходят, слыхал?»

Учитель: Ребята, скажите, как автор стихотворения дает нам понять, что художник ВИДИТ КРАСОТУ В САМЫХ ОБЫЧНЫХ ВЕЩАХ?

- за ним гаражи, помойка, он сидит на пустыре, он сорвал подорожник

Учитель: А на какие мысли появление художника наталкивает местных жителей, которые каждый день видят эту природу?

- Жители понимают, что в повседневных вещах есть красота.

Учитель: Вы правы, К.Г. Паустовский говорил: «Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо  убедить  себя, что ты видишь это впервые в жизни», - согласны ли вы с этим высказыванием?

- да, необходимо остановить свой взгляд на предмете, чтобы действительно увидеть красоту.

Учитель: Давайте посмотрим на картину И.Левитана «Золотая осень», какие краски использует автор, чтобы передать свое настроение и отношение к увиденному?

желтые, оранжевые, зеленые, золотые, теплые тона, художнику нравится осень, впечатления спокойные и радостные.

Учитель: Верно, художник, рисуя природу, отображает на полотне свое отношение к ней, свои мысли и настроение. Создавая полотна, он использует многообразную палитру цветов. Основная функция цвета - создание настроения. А что же использует автор, чтобы передать свои чувства и восхищение природой?

- средства выразительности

Учитель: правильно, на помощь писателю приходят изобразительные средства языка. Самые распространенные – тропы, которые смещают внимание с основного значения слова на переносное, помогая раскрыть эмоциональное отношение к изображаемому предмету. Вспомним, что мы можем отнести к основным видам тропов?

- Метафоры - скрытое сравнение на основе сходства,
олицетворения – перенесение свойств живого предмета на неживой,
эпитеты - образное определение,
сравнения- сопоставление похожих предметов.

Учитель: Хорошо, давайте посмотрим, как рисует природу К.Г. Паустовский в рассказе "Жёлтый свет". Мы будем читать, отвечать на вопросы и параллельно составлять план текста:


(чтение 1 части текста) Осень пришла

        К.Г.Паустовский

                                                         Жёлтый свет

   Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

  Все сразу стало осенним.


Что рассказчик называет «желтым светом»?


Учитель: Сразу заметим, что рассказ назван не просто «Осень», а «Желтый свет», как вы думаете, что за прием использует автор в заголовке?

-Метафора, так как свет от листьев был похож на желтый свет лампочки – это перенос на основе сходства.


Как для рассказчика началась осень?
Как ОЗАГЛАВИМ?


2 часть – Сказка об осени

   Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

   Тогда же старик Прохор, рыболов и корзинщик, рассказал мне сказку об осени. До тех пор я эту сказку никогда не слышал,– должно быть, Прохор ее выдумал сам.

– Ты гляди кругом,– говорил мне Прохор, ковыряя шилом лапоть,– ты присматривайся, милый человек, чем каждая птица или, скажем, иная какая живность дышит. Гляди, объясняй. А то скажут: зря учился. К примеру, лист осенью слетает, а людям невдомек, что человек в этом деле – главный ответчик. Человек, скажем, выдумал порох. Враг его разорви вместе с тем порохом! Сам я тоже порохом баловался. В давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко глупому человеку. Шел глупый человек лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят желтые веселые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов – и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось видел в лесу – есть лист желтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Какой с нее интерес? Убил глупый человек первую птицу – и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

– Что беречь?

– Ну, скажем, птицу разную. Или лес. Или воду, чтобы прозрачность в ней была. Все, брат, береги, а то будешь землей швыряться и дошвыряешься до погибели.


Учитель: ребята, Верно ли, что сказку придумал Прохор – садовод и корзинщик?

Верно ли что глупый человек стрелял из рогатки?


Учитель: к чему Прохор призывает рассказчика и нас?

-к бережному отношению к земле и природе.

Учитель: Верно, не зря рыболов придумывает эту сказку, он хочет нам показать, к чему приводит безответственное отношение к природе и животным.


3 часть – Наблюдение за красотой осени


Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.

   Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

   Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.



Учитель: а как желтели деревья? Резко, или как-то особенно?

- деревья желтели снизу, бывало, что вверху зеленые, а внизу уже желтые.


какие краски заметил рассказчик, рассмотрев осень поближе?

- золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую.



Учитель: ребята, пригодятся ли нам эти наблюдения в сочинении?

-да

Учитель: верно, обратите внимание, какую разнообразную палитру использует автор, чтобы передать нам свое впечатление от увиденного, как вы думаете, открыл ли автор что-то новое для себя, вглядевшись внимательнее в осень?


- да, он увидел все так, будто никогда не видел осени раньше.


4 часть – Конец осени



   В конце осени я встретил Прохора.

   До вечера мы удили вместе рыбу, жевали черствый хлеб и вполголоса разговаривали о недавнем лесном пожаре.

Возвращались мы с рыбалки к вечеру. Солнце садилось за Окой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.

   Дома я затопил печь. Запах березового дыма смешивался с запахом можжевельника. Пел старый сверчок, и под полом ворошились мыши. Они стаскивали в свои норы богатые запасы – забытые сухари и огарки, сахар и окаменелые куски сыра.


Учитель: Какие животные ворошились под полом?


Учитель: автор в небольшом рассказе показал нам весь осенний сезон. Можем ли мы определить, как Паустовский относится к этому времени года?


-Паустовский любит осень, он рисует ее в ярких красках и показывает неповторимую красоту и беззащитность.

Учитель: Человек должен относиться к природе бережно. Мы убедились, что главная мысль текста как бы вырастает из мыслей, которые рождаются во время чтения текста. Каждая микротема, каждое предложение, выбор каждого слова не случайны. Всё подчинено авторскому замыслу.

КАКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ?

Учитель: Скажите, а если бы автор не использовал в своем тексте эпитеты и метафоры, понравился бы нам рассказ? Мы бы смогли уловить его настроение?

-Вряд ли, именно средства выразительности делают рассказ таким душевным и теплым, если бы автор использовал слова в прямом значении, то текст был бы скучным и однообразным.

Учитель: Давайте сопоставим осенний пейзаж Левитана и рассказ Паустовского, скажите мне, чтобы показать природу в это время во всей красе, куда идет рассказчик и что рисует художник?

-Они изображают лес, деревья.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Постарайтесь

  • нахмуриться, как осенняя туча,

  • улыбнуться, как кот на солнце,

  • устать, как папа после работы,

  • отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак,

  • нахмуриться, как рассерженный человек

  • улыбнуться, как хитрая лиса,

  • устать, как муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть, как ребенок, который много потрудился



Учитель: Хорошо, давайте вспомним, какие типы речи мы знаем, и какой из них подойдет нам для описания природы?

-описание, повествование, рассуждение, нам подойдет описание, так как мы будем рассказывать про картины природы.

Учитель: Чтобы написать сочинение нам необходимо составить план, у вас представлены опорные слова, давайте на их основе озаглавим части сочинения:

1. Начало осени.

2. В осеннем лесу: как изменяются деревья

3. как ведут себя животные

3. Мое отношение к осени

-Мы с вами посмотрели, как рисовали природу мастера слова и кисти, а теперь давайте попробуем составить миниатюру самостоятельно. Каждая группа будет составлять свою часть. А помогут нам опорные слова:

1. Приходит осень, начинают опадать, иней на траве, разноцветная листва под ногами, уборка урожая.

2. В лесу, наблюдать, желтеют постепенно, золотой, пурпурный, коричневый, зеленый, опадают, голые деревья, ковер из листьев, грибники.

3. белки, орехи, грибы, улетают стаи, животные, готовят норы, утепляются и запасаются.

4 .Любоваться красотой, рассматривать деревья, время сказок и чудес, очарование природы.

(высказывания учеников от каждой группы)

Учитель: Хорошо, ребята, дома вам предстоит соединить все части вместе и написать сочинение-описание о прекрасном времени года – осени.

ПОДВЕДЕНИИЕ ИТОГОВ

Учитель: Давайте подведем итог, скажите, как писатели и художники относятся к осени?

-Они любят это время года, так как все становится разноцветным, нарядным, природа готовится к зиме. Это время года самое живописное.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? К чему призывает нас Паустовский?

Почему листья становятся желтыми и красными, то к природе нужно относиться внимательно и бережно, как писать сочинение-описание, что для выражения своего отношении нужно использовать изобразительно-выразительные средства языка


РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: Давайте оценим свою работу на уроке с помощью предложенных картинок



Учитель: Ребята, Агния Барто писала, что ребенок наблюдателен, он видит остро, точно и часто запоминает увиденное на всю жизнь, поэтому мне хочется пожелать вам не утратить эту зоркость и внимательность не только к тем предметам, которые вас окружают, но главное – к людям, которые находятся рядом. Спасибо за урок!











                                      






   








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!