СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси".»

МБОУ Мерлинская школа

Краснинский район Смоленская область

Маркевич Александр Петрович учитель истории и обществознания


Урок "Правление киевского князя Владимира Святославича. Крещение Руси". История России. 6 класс

Урок разработан на основе учебника "История России. 6 касс" под ред. А.В. Торкунова. Содержит конспект, презентацию, дополнительные материалы

Тип урока: комбинированный

Технология: развитие критического мышления

Цель: 

- изучить основные направления деятельности князя Владимира Святославича , причины и значения крещения Руси

- развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.

Задачи:

Образовательныепознакомить учащихся с личностью Владимира Святославича; объяснить причины принятия монотеистической религии и определить ее значение;

Воспитательныена основе рассказа о крещения Руси способствовать воспитанию у учащихся чувства сопричастности к истории прошлого своей страны; на основе основных постулатов христианства воспитать у учащихся такие личностные качества, как доброта, отзывчивость, сопереживание, милосердие.

Развивающиена основе рассмотрения причин, а также итогов крещения Руси, развивать у учащихся умение выделять главное и проводить причинно-следственные связи; способствовать формированию умения работать с текстом учебника и картой;

регулятивные УУД: составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, использовать схемы для получения информации;

коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, задавать вопросы; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы;

Методы: словесный; проблемно-поисковый, самостоятельная работа с источниками, диалог, рефлексия, элементы игровой технологии.

Формы контроля и диагностики результатов обучения

Фронтальная беседа, заполнение таблицы «Значение принятия христианства на Руси»

Оборудование урока: Учебник «История России» для 6 класса в 2ч. Ч.1. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова М. :Просвещение, 2016 128 стр., пакет с рабочим материалом для работы в парах, компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение

Тексты из «Повести временных лет», компьютерная презентация к уроку «Правление князя Владимира. Крещение Руси».



Основные понятия: язычество, христианство.

Основные даты: 980 – 1015 гг. – правление князя Владимира

988 г. – крещение Руси

Исторические деятели: князь Владимир Святославович, Олег, Ярополк.


Ход урока:


1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2. Вводно - мотивационный этап.

7 мин.

Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какую большую тему мы изучаем? (Прием «Интеллектуальная разминка»)


Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним имена князей, с которыми мы уже познакомились?


Загадки: О ком идет речь?

-Ходил в поход он на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнем».

Вернуться на Русь был вынужден он.

Но жадность там его сгубила 
Древлянская рука его убила. (Игорь)

Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда:

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе. (Олег)

Его призвали новгородцы, 
Порядок навести в земле своей.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии авторитетной. (Рюрик)


Что такое религия? Почему возникли религиозные верования?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Какие религиозные верования были известны восточным славянам благодаря связям с соседними народами?

В чем состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства.

(Прием учебно-мозговой штурм)

Применяют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя и у интерактивной доски, выполняя интерактивные задания (Приложение 1).


С опорой на схему, изображенную на слайде, (Приложение №2) делают вывод о том, какие вероисповедания были в государствах, находившихся по соседству с восточными славянами.

Технология развития критического мышления


Технология развития критического мышления

3. Определение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

5 мин.

Учитель подводит учащихся к формулировке темы и постановке цели урока,

Показывая картину «Князь Владимир Киевский» Клыков В. (Приложение 3)

- Определите, о ком сегодня пойдет речь?

- С какими предметами изображен на памятнике князь, Как вы думаете почему?


Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы охарактеризовать деятельность данной исторической личности?

(Прием «Корзина идей)

Учитель помогает, задает наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока, какие задачи нам предстоит решить.

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в 10 век во времена Владимира Святославовича.

Изучают картину В. Клыкова «Князь Владимир Киевский».

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Проявляют интерес к теме урока, формируют позитивное отношение к процессу обучения.


Итак, тема нашего урока? «Правление князя Владимира»

Запись в тетрадь: темы и годы правления князя Владимира

Технология развития критического мышления


4. Изучение нового материала

15 мин.


  1. - Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

  2. - Какие сыновья претендовали на киевский престол?

  3. – Вспомним происхождения Владимира? Кто был его матерью? Как могли относиться к нему его братья?

- Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?

- используя схему и миниатюру из Радзивиловской летописи (Приложение №5) сделайте вывод, каким образом была достигнута эта победа?

(Метод учебно-мозговой штурм)


Изучая деятельность того или иного правителя мы должны выяснить внешнюю, внутреннюю политику и итоги его правления.

Давайте определим, работая с картой на стр. 60 основные направления внутренней и внешней политики князя Владимира.


- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, так как опираться на военную силу было нельзя? Вспомним пример князя Игоря?

Можно ли было удержать в подчинении восточно славянские племена с помощью язычества? Почему?

Прием (Учебно-мозговой штурм)

Задание: прочитайте п. 1 параграфа и составьте план «Начало правления князя Владимира».

Памятка по составлению плана:

  1. Прочитайте текст. Разделите его на части так, чтобы в каждой из них была законченная мысль.

  2. Озаглавьте каждую часть текста (это и будет название пунктов плана). Названия пунктов плана могут быть сформулированы:

- как вопросы;

- как повествовательные предложения;

- как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.

  1. Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга.

  2. При составлении сложного плана некоторые пункты (или все) должны содержать подпункты.

Примерный план «Начало правления князя Владимира».

1. Борьба Владимира в междоусобной борьбе за власть.

2. Расширение границ Руси:

А) окончательное подчинение вятичей, радимичей, Полоцкого княжества;

Б) присоединение польских городов Червеня и Перемышля.

В) Оборонительные сооружения на южных границах, защита от печенежских набегов.



3.Международная деятельность:

А) торговый договор с Волжской Булгарией

Вывод: - Итак, какие задачи в начале своего правления поставил перед собой князь Владимир? (расширить и укрепить границы Древнерусского государства)

Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси

Беседа с учащимися:

- А теперь вспомним, какая вера была до крещения?

- Что такое язычество?

- В каких богов верили славяне?

- Как вели себя язычники?

Подчинив своей власти восточнославянские племена, князь Владимир понял, что удерживать их, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна другая сила – духовная (единая религия).

Выбор веры.

Таким образом, перед Владимиром встал вопрос: Какую религию выбрать?

Русь, переходя к новой религии – единобожию, оказалась перед выбором: какую религию выбрать: 1) христианство как в Византии, 2) иудаизм как в Хазарии, 3) ислам как в Волжской Булгарии.

Знакомство с историческим документом поможет вам найти ответ на вопросы:

- Какую веру выбрал Владимир и почему?

Сообщение ученика (опережающее задание):

- К Владимиру сначала приехали послы из разных стран, предлагая принять их религию. Князь выслушал их, но с выбором не торопился. А старейшины так советовали князю: «Государь! Всякий человек хвалит веру свою. Ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству» («ПВЛ»). И Владимир отправил 10 послов. Вернувшись, они рассказали князю, где и что видели. Больше всего им понравилось в византийской (греческой) церкви: «Когда пришли мы в греческую церковь, - сказали послы, - то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле или на небе, так нам было хорошо. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой». А старейшины так сказали князю: «Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». И великий князь решился быть христианином.









Определяют причины принятия христианства для государства и князя.


Причины принятия христианства

  1. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

  2. Многие на Руси уже были христианами (Ольга)

  3. Необходимость сплотить все племена

  4. Укрепить княжескую власть (в Византии церковь способствовала укреплению власти императора)

  5. Укрепить международный авторитет



- Итак, с выбором веры князь определился. Теперь предстояло провести крещение Руси.

С этим вы познакомитесь в учебнике, прочитав пункт 3 «Крещение Руси».


- Обратимся к карте на странице 60 и определим место крещения князя Владимира.

Работают с картой и определяют место крещения князя Владимира


Изучают картину, отвечают на вопросы учителя


Внимательно посмотрите репродукцию картины К.В. Лебедева «Крещение киевлян» (Приложение 7) и ответьте на вопросы.


В каком городе крестился Владимир? (Корсунь)

- Какой год считается годом крещения Руси? (988)

- Скажите, пожалуйста, все ли жители с радостью приняли крещение?

- Где яростнее всего крещение вызвало сопротивление? (Новгород)

- Как вы думаете, почему люди сопротивлялись?

Запись в тетрадях 988 год – год крещения Руси.


Работа с документом.

Читают документ.

Штыров Е. С. «Попрание древнерусских богов» (в Новгороде)

Слово учителя: Да, действительно, процесс крещения Руси не везде шёл мирно и даже с оружием в руках. Люди не хотели расставаться со своими верованиями и не понимали новой религии. Поэтому многие продолжали исповедовать язычество ещё до 12 века. Но и по сей день сохранились языческие традиции и праздники.

- Как вы думаете, какие? (Масленица, Купала, Колядки)

Читают документ на стр. 55

«Из повести временных лет» и отвечают на вопросы


Технология развития критического мышления

Значение принятия христианства.

- Чему учит христианство?

- Предположите, как изменилась жизнь в Древнерусском государстве после принятия христианства?

- Как вы думаете, каковы последствия принятия Русью христианства?

- Сравните свои ответы с текстом учебника и документа и дополните.

Задание № 5:

1 группа: работа с текстом учебника п. 4 «Значение принятия христианства»

- Каково значение принятия Русью христианства?

2 группа: работа с отрывком из документа «история государства Российского»

Как повлияло христианство на Владимира?

«Будучи другом усердных бояр и чиновников, он (Владимир) был истинным отцом бедных, которые всегда могли приходить на двор княжеский, утолять там свой голод и брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах дойти до палат моих – и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи, мёд и квас в бочках.

Он щадил жизнь убийц и наказывал их только вирою (вира – штраф в Древней Руси).

Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил имя Великого… Владимир, приняв Веру Спасителя, освятился ею в сердце своём и стал иным человеком. Быв в язычестве мстительным свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества… но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».

Ответы учеников.

Значение принятия христианства:

- Объединение восточнославянских племен

- Укрепление власти князя

- Появление русской церкви

- Развитие просвещения и культуры

- Смягчение нравов




5. Закрепление изученного.

5мин.

Организует работу с учащимися. Вспомним основные причины принятия христианства и работая с документом в парах, попытаемся определить значение его принятия.


Почитайте текст (приложение №8) и заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное) (приложение №9).

Читают текст документа, заполняют таблицу «Значение принятия христианства», работая в парах.

Кроссворд «Крещение Руси» (если есть время)


Технология развития критического мышления


6. Подведение итогов урока

5 мин.

Время уходит, стираются в памяти события, но имена великих правителей, их деяния сохранятся навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Его историческая личность открыла для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. И не случайно на памятнике скульптора Микешина, посвященного тысячелетию России, образ Владимира Святославича занял свое место.

Оценки за урок.

7. Рефлексия.

- Сегодня мы перелистнули ещё одну страницу истории нашей Родины.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что вызвало трудности?

- Уходя с урока, каждый из вас выберите, пожалуйста, и оставьте на столах листочки того цвета, которому соответствует ваше настроение.

8. Домашнее задание:

Пар. 6, термины, даты

Р/Т №1, 3

* Подготовить сообщения о Ярославе Мудром, Борисе и Глебе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!