СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Политические партии и движения" (обществознание, 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план-конспект предназначен для 9 класса. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Политические партии и движения" (обществознание, 9 класс)»

План-конспект урока обществознания в 9 классе

Тема: Политические партии и движения

Цель урока:  Формирование у учащихся устойчивого, осознанного представления о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока

Образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических партий;

  • изучить сущность и типологию партийных систем;

  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

Развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;

  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 

  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

Воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

  • способствовать формированию толерантного мышления;

  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

 Планируемые результаты урока:

 Предметные:

Научатся: определять, что такое политические партии и общественные движения; анализировать текст; объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения. Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Метапредметные:

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний и определяют сферу своих жизненных интересов; самостоятельно отбирают для решения жизненных задач необходимые источники информации.

Регулятивные: составляют план действий; владеют навыками самоконтроля, осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения; ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: составляют план действий; вступают в диалог; сотрудничают с другими людьми; решают учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, фронтальной работы

 Личностные:

Формируют мировоззренческую, ценностно- смысловую сферу, правовое самосознание, гражданскую позицию ученика как активного и ответственного члена общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознан строящего свое поведение в соответствии с правовыми нормами; развивают толерантное сознание и поведение в поликультурном мире; проявляют готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания, находят общие цели и сотрудничают для их достижения в рамках правового поля.

Ход урока .



    1. Организационный момент.

    2. Актуализация опорных знаний учащихся, определение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Мы с вами сегодня продолжим изучать одну из сфер общественной жизни. Какую? (политическую). На слайде (Слайд 1) вы видите фото людей, связанных с политикой. Что их всех объединяет? (они являются лидерами политических партий).

Но названия партий на слайде не соответствуют фотографиям. Кто из этих людей какую партию возглавляет?

Леонид Слуцкий-ЛДПР,

Геннадий Зюганов-КПРФ,

Сергей Миронов-«Справедливая Россия»,

Дмитрий Медведев-«Единая Россия».

Кое-что о партиях и их лидерах вы уже знаете, сегодня мы углубим ваши знания.

Назовите тему нашего урока. (Слайд 2)

Давайте составим план нашего урока. Что мы должны выяснить, говоря о партиях? (Слайд 3)

  • Что такое партия

  • Её признаки

  • Типы политических партий

  • Функции политических партий.



    1. Изучение нового материала.

Прослушайте стихотворение В. Маяковского и скажите, в чём поэт видит сущность партии. (Слайд 4)



Единица!

Кому она нужна?!

Голос единицы

тоньше писка.

Кто ее услышит? -

Разве жена!

И то

если не на базаре,

а близко.

Партия -

это

единый ураган,

из голосов спрессованный

тихих и тонких,

от него

лопаются

укрепления врага,

как в канонаду

от пушек

перепонки.

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин -

каждый дюжий

ему господин

и даже слабые,

если двое.

А если

в партию

сгрудились малые -

сдайся враг,

замри и ляг!

Партия -

рука миллионнопалая,

сжатая

в один

громящий кулак.

Делаем вывод о том, что партия - это общественное объединение. Что объединяет членов партии? (общие взгляды, цели).

Является ли партия единственным общественным объединением? Какие ещё общественные объединения вы знаете? (государство, профсоюзы, ассоциации, общественно-политические движения.)

Особенности партии.

Работа над заданием.

Давайте сравним партию и государство. Вы должны вычеркнуть те положения, которые относятся к государству. Все остальные положения будут относиться к партии.

    1. Представление совокупных интересов всего общества

    2. Представление интересов отдельных социальных групп

    3. Участие в выборах депутатов законодательных собраний

    4. Издание общеобязательных правовых норм

    5. Являются частью гражданского общества

    6. Целью является борьба за власть.

    7. Установление налогов

    8. Объединяет сторонников одной политической программы (идеологии)

    9. Обладает монополией на применение силы на основании закона

    10. Выступает в качестве связующего звена между обществом и властью

    11. Осуществляет верховную власть на определённой территории

    12. Формирует правоохранительные органы.

Вычеркнутые положения: 1,4,7,9,11,12.

Теперь на основе тех положений, которые мы не вычеркнули (Слайд 5), дадим определение политической партии, вставив пропущенные фразы.

Политическая партия-это общественное объединение людей, разделяющих… (одну идеологию), имеющее целью…(участие в политической власти). (Слайд 6).

Кроме партий, существуют ещё и общественно-политические движения. Например, движение зелёных, движение за мир и т. д. В чём же их отличие от партий?

Работа с учебником (стр. 52-53)

Заполнение таблицы. (нужно поставить знак «+» напротив верных утверждений). После заполнения таблицы проводится самопроверка выполнения задания (Слайд 7).

Линия сравнения

ОПД

Партия

Цель-участие в осуществлении власти


+

Цель-решение общественно-значимых вопросов

+

+

Нет фиксированного членства

+


Четкая структура


+

Долговременные задачи


+

Массовая опора


+

Длительный период существования


+

Могут прекратить существование после того, как решат свои задачи

+




Типы политических партий.

Работа в группах.

Каждая группа получает памятку о классификации партий пот различным критериям и задание-по агитационной листовке определить тип партий и объяснить, как они это определили.

Памятка для групп.



Классификация партий.

1. По характеру деятельности

• Революционные

• Реформистские

• Радикальные

• Умеренные

• Прогрессивные

• Реакционные

• Левые

• Центристские

• Правые

2. По идеологии

• Консервативные

• Либеральные

• Социалистические

• Коммунистические

• Анархистские

3. По способу организации

• Кадровые (ориентированы на ближайшие выборы, выдвигая нескольких лидеров)

• Массовые (ориентированы на длительное участие в политике)

4. По отношению к действующей власти

• Правящие

• Оппозиционные

5. По отношению к закону

• Легальные

• Нелегальные

Задания работы в группах

Группа 1.

Наша партия является сторонником приспособления политических принципов к обычаям и национальным традициям, сохранения существующего, того, что прошло испытание временем, предпочтение существующих институтов любой теоретической схеме

Мы достигаем своих целей не численностью, а специальным подбором кадров из наиболее авторитетных политических лидеров. Мы объединяем влиятельных политиков и опираемся на поддержку наиболее состоятельных членов общества. Цель нашей партии-ведение предвыборной агитации, организация избирательных кампаний.

Консервативная, кадровая

Группа 2.

Наша партия предлагает следующие мероприятия:

  1. Экспроприация (изъятие) земельной собственности

  2. Национализация (переход в государственную собственность) стратегических отраслей экономики, централизация всего транспорта в руках государства.

  3. Централизация кредита в руках государства посредством Национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.

Когда в ходе развития исчезнут классовые противоречия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер.

Наша партия-многочисленная, хорошо организованная, централизованная, ориентирована на продолжительное участие в политических процессах, проводит регулярную систематическую работу с избирателями.

Левая, коммунистическая, массовая.

Группа 3.

Мы выступаем за уменьшение давления государства на человека. Человек в своей деятельности должен быть максимально свободен. Навязанные государством ограничения могут затрагивать только ту активность, которая прямо, неотвратимо и существенно ущемляет права других людей. Мы за отсутствие принудительной власти. Мы призываем к обществу свободных людей. Свобода необходима для формирования истинной ответственности вместо навязанных государством норм. Будучи свободными, люди могут избирать формы самоорганизации и самоуправления. Эти формы существуют, пока и поскольку они нужны людям. Мы заменяем принуждение «ты должен» на свободу «я хочу».

Наша партия выступает против курса правящей партии.

Анархистская, левая, оппозиционная.

Группа 4.

Наша партия выступает за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности.

Лидер нашей партии возглавляет правительство, куда вошли, в основном, его коллеги.

Консервативная, правая, правящая.

Группа 5.

Мы считаем, что политической свободы не может быть там, где государство контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы. В то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Определяющей является идея автономии личности и её первичности по отношению к обществу и государству.

Наша партия ориентирована на ближайшие выборы, формируется вокруг нескольких лидеров.

Либеральная, центристская, кадровая.

Группа 6.

Наша партия-приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения.

Наша партия ориентирована на длительное участие в политике, имеет чёткую организацию, местные и молодёжные отделения, ведёт систематическую работу с избирателями. В блоке с другими партиями мы участвуем во власти.

Социал-демократическая или коммунистическая, левая, массовая, правящая.

Беседа по вопросу.

Представьте себе, что мы решили создать свою партию. Какие проблемы Симферополя или Крыма могли бы стать основой программы регионального отделения этой политической партии?

Функции партий.

Мозговой штурм.

Нужны ли в обществе партии? Для чего?

Работа с документом (отрывок из Закона РФ «О политических партиях»)

На слайде (Слайд 8) описаны две ситуации, которые являются примерами выполнения политическими партиями своих функций. Определите, о каких функциях идёт речь.

  1. Политическая партия вела предвыборную агитацию среди молодёжи и добилась участия в выборах значительной доли молодых (политическое образование и воспитание граждан, или политическая социализация)

  2. Политическая партия вывела своих сторонников на митинг против пенсионной реформы, которая значительно ухудшит положение пенсионеров. (выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, или мобилизация граждан).

Приведите примеры выполнения партиями остальных функций:

  • формирование общественного мнения,

  • формирование политической элиты.

Повторяем функции партий (Слайд 9).

  1. Участие в избирательных кампаниях

  2. Выдвижение политических лидеров

  3. Распространение среди избирателей своих идей

  4. Политическая социализация граждан.

Партийные системы

Работа со слайдом (Слайд 10).

Чем отличаются партийные системы в СССР, США, РФ?

В чём недостатки и преимущества многопартийной системы?

Как вы думаете, есть ли у нас в стране запрещённые партии и идеологии? Почему они запрещены?

Работа с Конституцией РФ (ст. 13, п. 5) (Слайд 11).

«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.»





IV. Закрепление нового материала.

Верны ли следующие утверждения? Если верны, поднимите руку. (Слайд 12)

  1. В отличие от государства, партии могут предлагать решения социально-экономических проблем общества (нет)

  2. В отличие от общественно-политических движений, партии имеют длительный период существования (да)

  3. По отношению к действующей власти партии делятся на массовые и оппозиционные (нет)

  4. Партии являются частью гражданского общества (да)

  5. Одной из функций политических партий является политическая социализация граждан (да)

  6. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина (да)

  7. В РФ существует двухпартийная система (нет)

  8. Главной целью партий является участие в осуществлении политической власти (да)



V. Подведение итогов урока.

Беседа по вопросам.

  1. Зачем нам нужна информация, которую мы получили сегодня на уроке?

  2. Оцените своё состояние на уроке и проголосуйте (Слайд 13).

  • Сегодня на уроке я был консерватором: в моей голове сохранился существующий порядок, и после урока знаний у меня столько же, сколько было до него.

  • Я ощутил себя либералом: на уроке я чувствовал себя свободно, проявлял личную инициативу.

  • Я почувствовал себя коммунистом: проявил солидарность с коллективом и продуктивно поучаствовал в работе в группе.

  • Свой вариант

VI. Домашнее задание (Слайд 14).

Работа с учебником (§ 7, изучить).














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!