СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме: "Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ содержит материал для проведения урока по биологии со ввсеми этапами урока. В качестве закрепления матерала предотавлены задание для развития естественно-научной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме: "Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе"»

План-конспект урока на тему: «Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе»

Ф. И. О. учителя: Бурова А. И.

Класс: 9

Цель урока: исследование причин многообразия культурных форм и выяснение механизма их образования.

Задачи урока: обучения: выявление сущности искусственного отбора и его творческой роли в создании новых пород животных и сортов растений;

воспитания: формирование познавательного интереса, внутренней мотивации к учению;

развития: формирование умения сотрудничать в коллективе, самостоятельно работать с различными источниками информации, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Предполагаемые результаты: предметные: знать причины многообразия культурных форм и механизм их образования;

личностные: выражать познавательный интерес к изучению предмета;

метапредметные: демонстрировать умения сотрудничать в коллективе, самостоятельно работать с различными источниками информации, выдвигать предположения и аргументированно отстаивать свою точку зрения, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.

Тип урока: комбинированный.

Ход работы:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Дежурный, назовите отсутствующих!

Ученик:  (называет отсутствующих, если они имеются).

II Актуализация прежних знаний

Учитель: Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте, вспомним, что было вами изучено ранее, для этого вам необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Биография Ч. Дарвина и его вклад в биологию.

2. Экспедиция Ч. Дарвина на «Бигле».

3. Перечислить научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

III. Изучение нового материала

Учитель: Все предпосылки, способствующие созданию эволюционной теории Ч. Дарвина, можно условно разделить на?

Ученики: социально-экономические и естественно­научные предпосылки.

Учитель. Мы разобрали их на прошлом уроке. Сегодня разберем учение Дарвина об искусственном отборе.

– С каким убеждением вернулся Дарвин из кругосветного путешествия?

Ученики. Виды изменяются под влиянием условий обитания.

Учитель. Многообразие пород и сортов объясняется следующими факторами: действием Творца или результатом деятельности человека.

Если это результат творения, то почему Творец многократно повторяется? Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов? Вспомните, кто был сторонником, что живое произошло от Творца Линней или Ламарк?

Ученики. Линней.

Учитель. Верно, он был убежден, что мы творение Бога и неизменимы. Однако к концу жизни, под влиянием наблюдений в природе признал, что иногда виды могут возникать путем скрещивания или в результате действия изменений среды. Чарлз Дарвин первоначально придерживался метафизического взгляда на природу, но впечатления от наблюдаемого во время кругосветного путешествия полностью поменяли его мировоззрение.

– Какой мы можем сделать о многообразии сортов и пород роли Творца?

Ученики. Роль Творца в многообразии пород и сортов была отвергнута наукой. Дарвин обстоятельно изучил происхождение разных пород домашних животных и пришел к заключению, что человек сам создал все их многообразие.

Учитель. Бархатцы – гости из Северной Америки. Теплолюбивые, неприхотливые и быстрорастущие. Благодаря своей крайней неприхотливости и высокой декоративности, являются наиболее популярными растениями в озеленении школ и других учреждений.

Цветы различаются и по высоте куста и по диаметру, и по окраске соцветия. Кроме эстетического значения, бархатцы имеют и вполне практическое применение в саду, они обеззараживают почву от нематоды (круглые черви), отпугивают зелёную тлю.

– Какое свойство живых организмов вы наблюдаете?

Ученики. Наследственную изменчивость.

Учитель. Наследственная изменчивость обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций в последующих скрещиваниях. Наследственная изменчивость сама по себе не может привести к созданию породы или сорта (если это и происходит, то случается крайне редко) – она лишь является предпосылкой возникновения культурных форм.

– А что такое мутации?

Ученики. Внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных признаков.

Учитель. Творческим фактором создания является целенаправленная деятельность человека, которую Ч. Дарвин назвал искусственным отбором.

– Так что же такое искусственный отбор? Открываем учебник на стр. 136, и находим это определение.

Запись в тетрадь. Искусственный отбор – процесс создания новых пород животных и сортов растений путем систематического сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.

Запись в тетрадь. Искусственный отбор является главной движущей силой в образовании новых пород животных и сортов растений, к приспособленных человека.

Учитель. Учение об искусственном отборе теоретически обобщило тысячелетнюю практику человека по созданию пород домашних животных и сортов культурных растений и стало одной из основ современной селекции.

IV Закрепление изученного материала

Задание 1.В настоящее время почти у всех лошадей тело имеет обтекаемую форму, и они могут быстро бегать.

Ученые нашли окаменелые скелеты животных, которые напоминают лошадей. Они считают, что эти животные были предками современной лошади. Ученые смогли также определить период, в течение которого жили вымершие виды. В таблице, приведенной ниже, представлена информация о трех ископаемых видах и о современной лошади.

В таблице, приведенной ниже, представлена информация о трех ископаемых видах и о современной лошади.

Род

ЭОГИППУС

МЕЗОГИППУС

МЕРИГИППУС

ЭКВУС

(современная лошадь)

Период существования

55-50 млн. лет назад

39-31 млн. лет назад

19-11 млн. лет назад

2 млн. лет назад – до настоящего времени

Скелет ноги (в одинаковом масштабе)

Вопрос:Какая информация, приведенная в таблице, указывает на то, что современная лошадь развивалась с течением времени, пройдя последовательно стадии развития каждого из трех ископаемых видов?

Задание 2. Какие исследования могут провести ученые в дальнейшем, чтобы выяснить, как лошадь развивалась с течением времени?

Обведите «Да» или «Нет» для каждого утверждения.

Помогут ли следующие исследования узнать, как развивалась лошадь с течением времени?

Да или Нет?

Сравнение числа лошадей, живших в разные периоды.

Да / Нет

Поиск скелетов предков лошади, которые жили в период 50-40 млн. лет назад.

Да / Нет


V Рефлексия Что нового вы узнали на уроке?

  • Что вам понравилось?

  • Какие выводы сделали?

Домашнее задание: параграф 29.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!